Выгодно и бизнесу, и заключенным: как труд помогает преступникам быстрее выйти на свободу
Фото: Zakon.kz/Дина Тукпаева
В Костанае в учреждении №38 сегодня около 1000 заключенных. Примерно 40% из них трудоустроены на предприятиях, расположенных на территории колонии. Здесь уже больше 20 лет работает цех по производству крупяных изделий, много лет производят юрты и все внутреннее убранство степного жилища.

Фото: Zakon.kz/Дина Тукпаева
Есть предприятия, занимающиеся изготовлением изделий из дерева и металла: от деревянной посуды и мангалов до беседок и остановочных павильонов.
Материал по теме
Жители региона даже не подозревают, что часть мусорных контейнеров, а также заметный объем хозяйственного мыла в госучреждениях производят именно в этой колонии. Всего на ее территории действует 22 предприятия: три ТОО, остальные – ИП.

Фото: Zakon.kz/Дина Тукпаева
Сергею 28 лет, восьмой год он отбывает наказание. Около шести лет работает, выплачивая свои долги по гражданскому иску. Погасил почти две трети долга.
"Поначалу работал в крупяном цехе. Но чуть позже перешел в цех по деревообработке. Сейчас изготавливаю столы, нарды. Числюсь разнорабочим. Это ручной труд, но мне нравится возиться с деревом. Осталось выплатить около 500 тыс. тенге, и можно подавать на условно-досрочное", – рассказал молодой человек.

Фото: Zakon.kz/Дина Тукпаева
На территории колонии мужчины могут получить среднее специальное образование по таким направлениям, как швейное дело, деревообработка и слесарное дело.

Фото: Zakon.kz/Дина Тукпаева
Заместитель начальника по общим вопросам учреждения №38 Азат Канафин отметил, что осужденные на месте проходят практику, а после их направляют на работу к одному из предпринимателей.

Фото: Zakon.kz/Дина Тукпаева
Уже не первый год руководство колонии и Департамента УИС Костанайской области говорят о необходимости расширения производственных площадей. Бизнес далеко не всегда готов инвестировать в подобные территории.

Фото: Zakon.kz/Дина Тукпаева
Но в 2025 году по поручению президента из областного бюджета выделили около 100 млн тенге на возведение двух ангаров общей площадью 900 кв. м. Строительство начали в сентябре и планируют завершить во второй половине осени.
"Это будут утепленные ангары, с освещением и системой видеонаблюдения. Для осужденных создадут условия для работы. У нас уже сейчас на строительной площадке трудятся 10 человек из местных. Не только разнорабочие, но и сварщики, монтажники", – отметил представитель подрядчика Александр Валеев.

Фото: Zakon.kz/Дина Тукпаева
В будущем, по подсчетам администрации колонии, новые помещения позволят создать до 100 новых рабочих мест. И.о руководителя Департамента УИС Костанайской области Ахмет Шуленов в разговоре с корреспондентом Zakon.kz отметил, что режим содержания осужденных в учреждении №38 барачный, а не камерный. Это дает возможность лучше организовать рабочий процесс: бригады можно выводить на производство без сложных процедур индивидуального конвоирования.

Фото: Zakon.kz/Дина Тукпаева
Сандугаш Кульмухамедова запустила на территории колонии производство изделий из дерева и металла около года назад. Сегодня подумывает о расширении, в том числе за счет открытия цеха по пошиву кожаной обуви. Как оказалось, в колонии есть несколько нужных специалистов, остальных будут обучать на месте.
"Это очень выгодно. Мы не платим за аренду, только компенсируем коммунальные услуги, плюс зарплата рабочим. Само согласование всех документов и разрешений, когда я заходила сюда, заняло меньше месяца. Год отработав, могу сказать, что здесь вполне комфортно работать: работники не опаздывают, дисциплинированны. Администрация колонии тоже заинтересована в том, чтобы люди не сидели без дела", – отметила предпринимательница.

Фото: Zakon.kz/Дина Тукпаева
Обеспечить всех заключенных работой не удается. В некоторых колониях Казахстана это невозможно из-за требований режима содержания. Однако те, у кого шанс на реабилитацию трудом есть, обычно стараются им воспользоваться.