Лента новостей
0

Самозанятые: проблема или возможности?

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 26.11.2014 21:43 Фото: zakon.kz
Кандидат юридических наук
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года отмечается, что «Самозанятое население – это огромный кадровый резерв нашей экономики».[1]
Вместе с тем, в обществе по-прежнему преобладает мнение о том, что к самозанятым относятся люди, которые и по найму работать не желают, и полноценными предпринимателями не являются. Для того, чтобы этот кадровый резерв начал приносить регулируемые плоды, необходимо, в первую очередь, исключить правовые пробелы.

Согласно подпункту 20) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О занятости населения» к самостоятельно занятым можно отнести и индивидуальных предпринимателей, и членов производственных кооперативов.[2]
При этом, согласно статье 2 этого же закона самостоятельно занятые, предприниматели и члены производственных кооперативов относятся к различным категориям занятого населения. 
Таким образом, нормативное понятие «самозанятое лицо» имеет неточности и противоречия. Кроме того, различное толкование понятия «самозанятое лицо» наблюдается и на международном уровне. Например, в Российской Федерации к самозанятым относятся только те предприниматели, которые осуществляют деятельность без привлечения наемных работников [3]. Казахстанские критерии, напротив, к самостоятельно занятым относят работодателей, использующих труд наемных работников.
Учитывая нормативное разночтение в понятии «самостоятельно занятый», предлагается поэтапное решение проблемы.
На первом этапе важно дать четкое понятие самозанятого лица и уточнить структуру населения по признаку занятости, предусмотренную Правилами определения критериев отнесения граждан Республики Казахстан к самостоятельно занятым, безработным и малообеспеченным при реализации активных мер содействия занятости (утверждены приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 5 октября 2011 года № 353-ө).[4]
Возможно, для достижения такой цели потребуется создать специальную научно-исследовательскую группу или комиссию, состоящую из специалистов различных отраслей знания, в том числе экономистов, статистов, юристов, филологов. 

Достижение цели первого этапа позволит:
1) выработать взвешенное, обоснованное и универсальное понятие «самозанятое лицо», понятное как для разработчиков, так и для самозанятых граждан;
2) научно обосновать признаки понятия «самозанятое лицо»;
3) уточнить структуру населения по принципу занятости;
4) получить ясную картину занятости в республике.

На втором этапе следует осуществить пилотный проект по реализации потенциала самозанятого населения. Цель данного проекта – на практике выявить все проблемные вопросы самозанятых граждан для их дальнейшего решения на нормативном уровне.
Пилотный проект можно реализовать в различных климатических условиях, например, в Костанайской и Жамбылской областях.

Для достижения цели предлагаются следующие задачи пилотного проекта:
1) показать, что самостоятельно занятые люди являются полезными членами общества. Первая проблема самозанятых – психологическая, основной вопрос – самореализация. Поэтому, на мой взгляд, с первых минут пилотного проекта следует говорить не о проблемах самозанятых, а об их огромных возможностях;
2) подготовка и освещение в СМИ готовых моделей домашнего бизнеса, которые можно объединить в целую книгу. Такая работа уже проводилась Генеральной Прокуратурой Республики Казахстан, и был создан проект «100 видов домашнего бизнеса». Там расписываются идеи для домашнего бизнеса с готовым бизнес-планом. Многие люди, мечтающие о своем деле, терпят неудачу по причине отсутствия конкретного плана действий. А в данном проекте все подробно описывается: с чего начать, куда обратиться, чего избегать и т.д.;
3) не все люди, формально подпадающие под категорию «самостоятельно занятые», будут участвовать в пилотном проекте только потому, что на них обратили внимание. В этой связи, следует разработать информационную программу по освещению в СМИ хода и результатов проекта. Самым действенным стимулом являются истории успеха таких же людей. Поэтому основным глаголом проекта должен быть не «рассказать», а «показать». Серию телепрограмм можно назвать «Сам себе бизнесмен» или «Мое дело»;
4) сбор и анализ предложений самозанятых и других лиц на местном и республиканском уровнях;
5) констатация результатов проекта и выработка предложений организационного и нормативного характера для распространения положительного опыта пилотного проекта по всей республике.
Данный пилотный проект необходимо реализовать в рамках уже действующей Дорожной карты занятости 2020.[5]

Второй этап позволит:
1) уделить специальное внимание проблемам самостоятельно занятых;
2) осуществить анализ и оценку ситуации на местах;
3) выработать конструктивные предложения по улучшению продуктивной занятости самостоятельно занятых граждан;
4) сменить стихийное поведение мотивированных людей на четкую пошаговую стратегию успеха;
5) выявить неработающие или противоречивые нормы законодательства в рассматриваемой сфере;
6) показать особенности самозанятости в различных климатических условиях;
7) сэкономить бюджетные деньги.

На третьем этапе, опираясь на результаты пилотного проекта, необходимо разработать проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам самостоятельно занятых». Другие участники конкурса уже предлагали принятие подобного акта и я поддерживаю их в том, что принятие отдельного Закона Республики Казахстан «О самозанятом населении» нецелесообразно.

На мой взгляд, в первую очередь, необходимо предусмотреть следующие поправки в Закон Республики Казахстан «О занятости населения»:
1) подпункт 20) статьи 1 изложить в следующей редакции:
«20) самостоятельно занятые – физические лица, указанные в статье 2-1 настоящего Закона;»;
2) в подпункте 5) статьи 2 слова «а также члены производственных кооперативов» исключить, поскольку понятие «самостоятельно занятые» включает в себя членов производственных кооперативов;
3) дополнить статьей 2-1 следующего содержания:
«Статья 2-1. Самостоятельно занятые
1. К самостоятельно занятым относятся:
1) работодатели, использующие труд наемных работников;
2) физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления;
3) неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств);
4) члены производственного кооператива.
4. К работодателям, использующим труд наемных работников относятся лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фермой, а также занятые профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников. 
5. К лицам индивидуально занятым производством (реализацией) товаров и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления относятся:
1) лица, работающие на собственном предприятии, фермерском хозяйстве, без наемных работников или с наемными работниками без регистрации предприятия в качестве юридического лица; 
2) лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, без наемных работников или с наемными работниками, как с регистрацией, так и без регистрации деятельности;
3) лица, занятые в домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для реализации;
4) лица, занятые в домашнем хозяйстве производством промышленных товаров и услуг для реализации. 
6. К неоплачиваемым работникам семейных предприятий (хозяйств) относятся лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник.
7. К членам производственного кооператива относятся лица, на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов (паев).».

Данные изменения и дополнения позволят на законодательном уровне структурировать и конкретизировать понятие «самостоятельно занятые». 

Также в законопроекте следует предусмотреть нормы, повышающие эффективность местных органов управления и самоуправления в работе с самостоятельно занятыми гражданами.

Не случайно в послании Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2014 года «Нұрлы Жол – путь в будущее» отмечается: «Акимы наделены необходимым объемом полномочий. В регионах есть все – программы, ресурсы, финансовые средства. Каждый отвечает за свой участок работы. Надо только засучить рукава и приняться за дело.».[6]

В первую очередь, следует обратить внимание на компетенцию акима района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа, закрепленную статьей 35 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148 «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».[7]

Согласно подпункту 8) пункта 1 указанной статьи, аким района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа в соответствии с законодательством Республики Казахстан содействует организации крестьянских или фермерских хозяйств, развитию предпринимательской деятельности.

Подпунктом 12) этого же пункта к компетенции акима относится выявление малообеспеченных лиц, внесение в вышестоящие органы предложений по обеспечению занятости, оказанию адресной социальной помощи, организация обслуживания одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан на дому.

При этом, в Законе не упоминается компетенция акима по отношению к самостоятельно занятым, что может являться причиной недостаточного внимания к данной категории граждан со стороны местной власти.
В этой связи, предлагаются следующие поправки в Закон Республики Казахстан
«О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»:
1) дополнить пункт 1 статьи 35 Закона подпунктом 8-1) следующего содержания:
«8-1) организует учет самостоятельно занятых, оказание содействия в их развитии, обучении и переподготовке;».
Поправки в налоговые, страховые и другие нормы предлагается предусмотреть в последнюю очередь, только после того, как большая часть мотивированных самостоятельно занятых граждан осознает свой статус и свои возможности, смогут уверенно зарабатывать деньги для своей семьи.
Реализация предложенных в данной статье мер позволит ожидать следующие результаты:
1) акцентуация внимания органов местного государственного управления и самоуправления на проблемах самостоятельно занятых;
2) структурирование и уточнение понятия и признаков самостоятельно занятых граждан;
3) мотивация части самостоятельно занятых на изменение своего мышления от стихийной модели до пошаговой стратегии успеха;
4) улучшение показателей программы «Дорожная карта занятости 2020».

Список использованных источников:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!», г. Астана, 28 января 2011 года //Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет».
2. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 149 «О занятости населения» //Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет».
3. Приказ Росстата от 21.12.2010 № 452 «Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы)».
4. Правила определения критериев отнесения граждан Республики Казахстан к самостоятельно занятым, безработным и малообеспеченным при реализации активных мер содействия занятости, утвержденные приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 5 октября 2011 года № 353-ө //Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет».
5. Дорожная карта занятости 2020, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 636 //Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет».
6. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы Жол – путь в будущее», г. Астана, 11 ноября 2014 года //Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет».
7. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148 «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» //Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет».

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: