Горячие новости
Читайте также

Обзор телерынка Дальнего востока России

На Дальнем Востоке проникновение платного ТВ существенно ниже, чем в других российских регионах.

Фото : Pixabay20 апреля 2020, 14:36

Дальний Восток во многом особенный регион России. Огромная территория, на которой проживает всего 5% населения страны, отсутствие городов-миллионников и небольшая плотность населения делают его малопривлекательным для бизнес-инвестиций. Несмотря на это, за последние годы на рынок услуг платного телевидения региона вышло несколько федеральных операторов, и в крупных городах им пришлось столкнуться с ощутимой конкуренцией со стороны локальных компаний.

По данным ИАА TelecomDaily, на Дальнем Востоке проникновение платного ТВ существенно ниже, чем в других российских регионах. Если в целом по стране цифра составляет 74%, то на Дальнем Востоке этот показатель находится на уровне 59%. Одна из причин заключается в том, что местные операторы кабельного ТВ концентрируются на развитии своего бизнеса в основном в крупных городах, а обеспечение ТВ-вещанием удаленных населенных пунктов легло на плечи федеральных компаний. Это формирует спрос на спутниковую связь за пределами административных центров.

В целом в Дальневосточном регионе спутниковым ТВ пользуется менее 400 тыс. домохозяйств. Из них существенная часть приходится на оператора "Орион" (торговая марка "Телекарта"), который вышел на этот рынок раньше других федеральных компаний. "НТВ-Плюс" и МТС запустили свои услуги позже, и пока их рыночная доля существенно ниже.

Что касается вещания общедоступного цифрового телевидения, то его охват, по данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи), на сегодня достигает 98% жителей региона. Речь идет о каналах первого мультиплекса. Второй мультиплекс ведомство обещает запустить для всех телезрителей к началу 2019 года.

На территории региона построено 700 передающих телевизионных станций. В европейской части России на один объект цифрового телевещания приходится 40 тыс. человек, на Дальнем Востоке - 9 тыс. По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, обычно вышку с передатчиком не ставят, если в зоне покрытия живет менее 5 тыс. человек, но для Дальнего Востока сделали исключение. К примеру, на Командорских островах живет 637 человек, но там стоит вышка, с которой производится вещание цифрового ТВ.

В Дальневосточный федеральный округ (ДФО) входят очень разные по своему экономическому развитию и даже по этническому составу области и районы, поэтому правильнее будет рассматривать местную специфику рынка в отдельно взятых регионах.

Хабаровск и Владивосток являются самыми крупными и быстроразвивающимися городами ДФО. Столица Приморья, пожалуй, наиболее динамичный и прогрессивный город региона, что объясняется наличием морского порта и более мягким, чем в соседних регионах, климатом. В этом смысле он похож на Санкт-¬Петербург - многие местные рыночные ниши еще с середины 90-х заняты локальными компаниями. Этому также способствовала большая удаленность от столицы, благодаря которой приморский бизнес на этапе становления не испытывал сильной конкуренции со стороны "федералов" и получил запас времени на развитие собственных проектов.

Среди приморских провайдеров Интернета и ТВ-услуг особенно выделяются три компании: "Владлинк", "Альянс" и "Подряд". У последней, по данным "ТМТ Консалтинг" за 2017 год, доля абонентов платного ТВ в разрезе всего Дальнего Востока составляет 9%. Для сравнения, у лидера этого рынка "Орион" - 33%. Во Владивостоке, по данным J’son & Partners Consulting, доля абонентов компании составляет 73%, у "Ростелекома", занимающего второе место, только 9%.

"Подряд" существует с 1994 года и на данный момент предоставляет услуги кабельного телевидения и Интернета в 11 городах Приморского края, а также в Хабаровском крае, на Сахалине и в Забайкальском крае. По словам учредителя компании и ее бывшего директора Алексея Козицкого, успешно конкурировать с крупными игроками помогает менталитет дальневосточников. "Наши бизнесмены всегда отличались особой жаждой жизни и активностью, ведь Дальний Восток изначально заселялся людьми авантюрного склада ума, которые ехали осваивать эту землю из обжитых уголков страны. Здесь людям присуща хорошая деловая хватка и вера в собственные силы", - объясняет он.

И все же "Подряд", как и другие региональные операторы, испытывает на себе давление со стороны федеральных сетей, обладающих значительно большими ресурсами для развития. "На стороне региональщиков здесь - непосредственная близость к своим абонентам и гибкость в принятии решений, что позволяет предоставлять более востребованные и качественные услуги", - говорит Алексей Козицкий. По его мнению, сейчас для местных операторов одна из главных задач - это удержание существующей абонентской базы. Добиться этого можно внедрением новых технологий, грамотной маркетинговой стратегией и развитием различных программ лояльности для абонентов.

В пакет услуг компании, помимо традиционных предложений, входит видеонаблюдение с возможностью использования облачного архива и онлайн-доступа через мобильное приложение. "Спрос на эту услугу пока не очень большой, но стабильный, особенно со стороны жителей частного сектора и представителей малого и среднего бизнеса", - отметил Алексей Козицкий.

В отличие от Приморья, Хабаровский край больше по территории, при этом плотность населения несколько ниже, особенно в самых северных районах, которые граничат с Магаданской областью. По количеству подключенных к широкополосному Интернету абонентов регион сопоставим со средними показателями по России - 71,1%, а охват цифровым эфирным вещанием составляет 97%.

На территории края осуществляют деятельность 25 операторов кабельного телевидения. Потенциальный охват населения кабельным ТВ составляет 95,4% (по данным Министерства информационных технологий и связи Хабаровского края), количество подключенных домохозяйств - 39,1%.

"В регионе наблюдается довольно высокий спрос на спутниковое телевидение, который обусловлен тем, что это обширная территория с множеством малонаселенных пунктов", - говорит заведующий сектором отраслевого регулирования и связи правительства Хабаровского края Артем Щербина. Кабельное телевидение доступно только в 162 из 435 населенных пунктов, а цифровым телевидением пока охвачено только 289 населенных пунктов. В некоторые северные районы края пока не доведены волоконно-оптические линии связи. При этом спутниковый Интернет и телевидение не получили широкого распространения, хотя потребность в этом у населения есть.

Согласно данным J’son & Partners Consulting за 2017 год, лидером по доле абонентов платного ТВ в Хабаровске является муниципальное унитарное предприятие "Стрела" (38%), "Ростелеком" с большим отрывом на втором месте (12%), "ЭР-Телеком Холдинг" (9%) и "Орион" (7%) занимают 4-ю и 6-ю позиции в рейтинге.

Оператор связи "Стрела" с начала 90-х специализировался на аналоговом телевидении. На ТВ-вещание по кабелю предприятие перешло совсем недавно - в 2015 году. "На момент старта сигнал "Стрелы" использовало около 80 тыс. телезрителей", - говорит представитель компании Екатерина Галактионова. По ее словам, сейчас в компании насчитывается несколько тысяч абонентов кабельного ТВ, при этом существенная доля клиентов до сих пор использует аналоговый сигнал. Кроме основного вида деятельности, предприятие активно осваивает новые направления, в том числе установку домофонов и оборудования систем видеонаблюдения и охранной и пожарной сигнализации.

При переходе на кабельное вещание предприятие столкнулось с консервативным настроем абонентов. "Наверное, это связано с местным менталитетом и преобладанием старшей возрастной категории - люди пока недоверчиво относятся ко всему, приходится объяснять и доказывать преимущества использования новых форматов и услуг, - сетует Екатерина Галактионова. - В свою очередь, молодые люди возрастом до 35 лет активно интересуются IPTV и больше обращают внимание на качество интернет-связи".

Другим местным оператором и провайдером Интернета, занимающим значительную долю рынка платного ТВ в Хабаровске, является компания "Рэдком". По словам руководителя службы маркетинга и рекламы компании Михаила Лункина, "Рэдком" занимает 4-е место на рынке кабельного ТВ региона и уступает только федеральным операторам связи.

Начав в 90-е с предоставления интернет-услуг для юридических лиц, со временем компания вышла на потребительский рынок, а с 2009 года занимается предоставлением услуг платного телевидения. На данный момент сеть компании, построенная на технологии IP-MPLS и оборудовании Cisco, насчитывает более 300 опорных узлов и сотни километров ВОЛС.

"”Рэдком” - единственная компания в Хабаровске, которая одновременно предлагает своим абонентам IPTV и кабельное телевидение", - говорит Михаил Лункин. По его словам, "Рос¬телеком", ТТК и другие федеральные операторы предлагают, по сути, только IPTV. А для "Рэдкома" это возможность диверсифици¬ровать бизнес, потому что у кабельного ТВ ARPU ниже, чем у IPTV, но в качестве дополнительной услуги кабельное телевидение позволяет расширять абонентскую базу.

Количество пользователей кабельного ТВ в компании за год (с первого квартала 2017 года по первый квартал 2018 года) выросло на 55%, при этом прирост IPTV составил только 7%. "Кабель более популярен, потому что для его подключения не нужно покупать приставку, как в случае с IPTV", - объясняет Михаил Лункин. Для многих пользователей это решающий фактор, а местные компании пока не могут себе позволить предоставлять приставку в аренду, как это делают федеральные операторы.

Аналитик "ТМТ Консалтинг" Елена Крылова отмечает, что по всей стране (и Дальний Восток здесь не исключение) количество абонентов у небольших локальных операторов кабельного телевидения планомерно снижается. Они не могут конкурировать с крупными игроками, часто из-за отсутствия ШПД, пакетных предложений и цифрового вещания. Такие компании постепенно уходят с рынка. То, что на Дальнем Востоке есть местная компания с большой долей рынка платного ТВ, - это, скорее, исключение из правила.

По мнению эксперта, потенциал развития рынка сейчас кроется в маленьких городах и селах Дальнего Востока. Но это прерогатива федеральных операторов, таких как "Ростелеком", "Орион" и недавно появившиеся на этом рынке "НТВ-Плюс" и "Триколор ТВ".

"Переход от аналогового к цифровому формату вещания, запланированный на 2019 год, откроет перед операторами новые возможности и позволит увеличить абонентскую базу", - уверен Артем Щербина. А дальнейшее развитие широкополосного доступа в Интернет, в том числе мобильного ШПД, позволит увеличить проникновение цифрового телевидения и будет способствовать развитию новых ТВ-сервисов.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии