Горячие новости
Читайте также

"Россия 1" сохранила лидерство по аудитории среди вещателей

Модель, при которой телеканал зарабатывает исключительно на рекламе, уходит в прошлое.

Фото : ura.news14 июня 2020, 14:14

Телеканал "Россия 1" к концу года может вновь стать лидером по величине аудитории среди крупнейших вещателей. Но интерес к телевидению как зрителей, так и рекламодателей снижается. Наименьшее число зрителей потерял НТВ

Телеканал "Россия 1", входящий в государственный медиахолдинг ВГТРК, снова стал лидером среди крупнейших вещателей по итогам 11 месяцев 2019 года. Он претендует на звание лидера и по итогам всего года: среднесуточная доля канала среди зрителей в возрасте старше четырех лет в 2019 году составила 11,9%, что на 1 п.п. ниже, чем годом ранее. Это следует из данных, предоставленных РБК исследовательской компанией Mediascope. Аналогичный показатель "Первого канала" за январь-ноябрь 2019-го - 10,5% (минус 1,3 п.п. по сравнению с 2018-м), НТВ - 9%, телеканал потерял только 0,2 п.п. в сравнении с прошлым годом.

Аналогичная ситуация у тройки вещателей-лидеров и в категории зрителей старше 18 лет: с долей 12,6% лидирует "Россия 1", для которой эта аудитория является целевой. У "Первого канала" ее средняя доля по итогам 11 месяцев 2019 года составила 11%. Канал остался лидером в своей целевой аудитории - телезрители в возрасте 14–59 лет - с долей 8,7%, у "России" на 0,2 п.п. меньше. Но "Россия 1" в феврале, апреле, мае, июне, июле и августе обгоняла "Первый канал" по этому показателю. В 2018-м это происходило только однажды - в июле.

Среднесуточная доля НТВ в аудитории 18+ по итогам января-ноября этого года равнялась 9,5%, что на 0,3 п.п. меньше, чем за тот же период 2018 года. Среди зрителей 14–59 лет доля телеканала равнялась 7% (минус 0,1 п.п.). Таким образом, среди крупнейших вещателей НТВ потерял наименьшее число зрителей.

"Россия 1" уже не первый год занимает лидирующую позицию: впервые телеканал оказался на первом месте по доле аудитории 4+ в 2016 году, тогда среднесуточная доля вещателя составила 12,9%, у "Первого канала" она была на 0,2 п.п. ниже. В прошлом году "Россия 1" также обогнала "Первый канал" по доле среди аудитории 4+ и 18+.

Генпродюсер НТВ Тимур Вайнштейн назвал результаты канала стабильными в условиях снижения показателей других вещателей. Он также отметил, что в первом квартале среднесуточная доля зрителей телеканала в возрасте 18+ выросла на 0,3 п.п., а во второй половине летнего сезона (15 июля - 1 сентября) занимала второе место с долей 10,5%. "Часть телезрителей действительно уходит с телеканалов в интернет-среду, - признал он, "однако проекты НТВ популярны и там, поскольку у вещателя есть свой канал на YouTube, на который уже подписаны более 7 млн человек". В пресс-службах "Первого канала" и ВГТРК от комментариев отказались.

Показатели доли аудитории отражают, сколько зрителей из тех, у кого включен телевизор, смотрели конкретный телеканал в определенный промежуток времени. Эти данные Mediascope получает с помощью специальных приборов, так называемых пиплметров, которые установлены в 5,4 тыс. домохозяйств в городах с населением более 100 тыс. человек.

В 2019 году число пиплметров увеличилось до 7,8 тыс., поскольку Mediascope начал измерять телесмотрение на дачах при городах с населением свыше 100 тыс. человек и в населенных пунктах, где число жителей меньше 100 тыс. Эти данные компания пока не опубликовала.

Телеканалы продают рекламодателям так называемые пункты рейтинга - это условная единица, которая отражает число конкретных зрителей, увидевших 30-секундный рекламный ролик. Этот показатель напрямую зависит от доли телеканала в его целевой аудитории, поскольку ее количество влияет на рекламный инвентарь телеканала: чем больше доля аудитории, тем больше возможностей для размещения рекламы.

Когда число зрителей на ТВ снижается, уменьшается и число рекламного инвентаря. Это отразилось в исследовании Publicis Media Russia, подготовленном для РБК на основе телеизмерений Mediascope. Так, в период с января по октябрь 2019 года "Россия 1" располагала 141 тыс. пунктов рейтинга, что на 7% меньше, чем годом ранее. "Первый канал" за десять месяцев этого года предложил рекламодателям 90,7 тыс. таких пунктов - его рекламный инвентарь уменьшился на 15%. НТВ по сравнению с 2018 годом потерял 8% - по итогам января-октября 2019-го их стало 142 тыс.

Наиболее интересное для рекламодателей время - это прайм-тайм, когда перед экранами собирается наибольшее число зрителей. Рекламным прайм-таймом обычно считают промежуток с 19:00 до 00:30 следующего дня в будни и с 08:00 по 01:00 следующего дня в выходные и праздники. Показ рекламы в это время обходится рекламодателем дороже: за размещение ролика с них берется наценка. По итогам января-ноября 2019 года среди зрителей 4+ в прайм-тайм лидировала "Россия 1" с долей 12,1%, на втором месте "Первый" (11,2%), на третьем - НТВ (9,6%). Годом ранее эти показатели равнялись соответственно 13,4%, 12,2% и 9,7%.

Некоторые вещатели считают за прайм-тайм другой промежуток, его на телевидении принято называть "классическим праймом" - это временной интервал с 19:00 до 23:00. Если смотреть на цифры в этом диапазоне, то по доле аудитории старше четырех лет по итогу 11 месяцев 2019 года лидирует "Первый канал" с долей 12,8%, на втором месте "Россия 1" (12,2%), следом за ними НТВ - у него 10,3%. По сравнению с тем же периодом 2018 года "Первый" и "Россия 1" потеряли по 1 п.п., НТВ - 0,1 п.п.

Модель, при которой телеканал зарабатывает исключительно на рекламе, уходит в прошлое, считает гендиректор Mediascope Руслан Тагиев. "На телевизионном рынке в будущем не будет того количества денег, которое нужно не только общественно-политическим каналам, но и большинству каналов, которые вообще работают в этой зоне", - считает он. По мнению Тагиева, в будущем рекламный рынок не сможет прокормить телеканалы.

В первом полугодии 2019-го рекламные доходы телеканалов упали на 9% - до 81–82 млрд руб. Это произошло впервые после кризиса 2015 года, следует из оценок Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Это падение также отразилось в данных о рекламных доходах "Газпром-Медиа", которому принадлежит, в частности, НТВ. Рекламные доходы холдинга, большую часть которых он получает от телерекламы, в первом полугодии снизились на 7%, однако в третьем квартале темпы падения резко замедлились. АКАР еще не опубликовал свою оценку рынка по итогам девяти месяцев 2019 года.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии