TOR накроет дороги Казахстана сетью безопасности

Фото: Zakon.kz
В Казахстане начала работу единая цифровая платформа дорожной безопасности TOR. Название платформы в переводе с казахского означает "сеть", что отражает принцип работы платформы.

Впервые в истории страны безопасность на дорогах будет обеспечивать полноценная экосистема. Разработанная специалистами Sergek платформа объединит не только данные из различных источников, но и разных операторов.

Печальная статистика

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), в 2021 году смертность в ДТП (дорожно-транспортные происшествия) в Казахстане составила 12,2 на сто тысяч населения. Это ниже среднего значения по миру – 15 случаев, но заметно хуже, чем в странах Европы – 6,7 случая.

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, в 2025 году в нашей стране зарегистрировано 19 142 ДТП за семь месяцев – почти вдвое больше, чем годом ранее. Данная тенденция отчасти объясняется и ростом фиксации ДТП благодаря работе систем видеонаблюдения и увеличению количества камер на дорогах.

Не только видеть, но и предотвращать

Но работы систем видеонаблюдения не только фиксируют нарушения. Например, в Алматы за три года работы "Сергек" (с 2021 по 2024 год) количество ДТП уменьшилось на 17%, показатель смертности на дорогах снизился на 40%, а число человек, получивших травмы в результате аварий на дорогах, – на 30%. Снижение показателей происходит в том числе в результате воспитания культуры вождения. Осознание того, что любое нарушение не останется безнаказанным, дисциплинирует водителей.

TOR не просто следит за безопасностью на дорогах. Платформа аккумулирует в себе данные, полученные из четырех источников: стационарных комплексов в городах и на трассах, мобильных комплексов, дронов. Данные из этих систем накапливаются в ЦОДах (центрах обработки данных), к которым платформа предоставляет доступ по принципу "одного окна".

Сейчас в Казахстане дорожную безопасность обеспечивают стационарные системы видеонаблюдения, мобильные комплексы, а также дроны различных операторов. Платформа объединит получаемую информацию в единую сеть. Отчасти это то, о чем говорил президент РК Касым-Жомарт Токаев в июне этого года на расширенной коллегии правоохранительных органов.

"Кроме того, необходимо запустить национальную платформу "Безопасный город", которая объединит действующие системы видеонаблюдения с инструментами для распознавания лиц, транспорта и анализа поведения граждан. Подобные технологические новации способны предотвратить противоправные действия, укрепить общественный порядок", – сказал на встрече глава государства.

TOR является прообразом такой платформы только в масштабах страны. В работу платформы уже интегрированы данные от стационарных систем: "Сергек" "Перспектива", "Sunqar", "Мерген", "КазАвтоЖол" и мобильных – Ekin Patrol и Sergek Patrol. Со временем платформа объединит данные, полученные от 25 тысяч стационарных камер фиксации нарушений ПДД, 530 мобильных комплексов и 100 дронов.

Важно то, что платформа является исключительно казахстанской разработкой. Это является гарантией сохранения всей собранной информации, обеспечивая цифровую безопасность страны.

Как отметил СЕО Sergek Евгений Ким: "Мы опирались на многолетний опыт разработки и эксплуатации системы "Сергек", поэтому архитектура платформы изначально учитывает потребности Казахстана и легко адаптируется под наши реалии, создавая единый стандарт работы для всех участников процесса обеспечения безопасности на дорогах".

Платформа TOR на основе собранной информации с помощью ИИ (искусственный интеллект) анализирует участки с наибольшей аварийностью и время, когда происходит пик ДТП. Также она отслеживает водителей с высоким уровнем аварийности и тех, кто находится за рулем более восьми часов. Все данные передаются в режиме реального времени. Полученная информация позволит работать на опережение, в том числе отправляя на место с наибольшей опасностью патрули полиции.

"Это современный инструмент управления дорожной безопасностью в масштабе всей страны. Система позволяет не только оперативно фиксировать нарушения, но и прогнозировать риски, предотвращая происшествия и спасая человеческие жизни", – подчеркнул начальник Департамента информатизации и связи МВД РК Сергей Варго.

Большую роль в обеспечении безопасности играет и обмен информацией в режиме реального времени между различными населенными пунктами и регионами страны. Например, ранее, если машина была угнана в Астане, то ее розыск в других регионах затруднялся бюрократическими сложностями. Информация о ее передвижении могла поступать к разным операторам систем видеонаблюдения, что осложняло оперативность ее получения. Работа единой платформы устраняет эти границы и значительно расширяет возможности сотрудников полиции, в том числе и в плане взаимодействия между подразделениями разных регионов. По сути, страна действительно превращается в единый город.

Мировая практика

Такой подход соответствует лучшим мировым практикам. К примеру, в Сингапуре действует система ITS – интеллектуальное управление трафиком, камеры, датчики, IoT и AI прогнозируют поток, оптимизируют светофоры для скорой и анализируют пробки. Здесь же внедрили CRUISE – AI-платформу, которая в реальном времени обнаруживает аварии и заторы, мгновенно перестраивая светофоры и маршруты пешеходных переходов. Согласно данным ВОЗ, число смертельных случаев в ДТП в стране в 2021 году составило 1,9 на 100 000 человек. Что является одним из самых низких в мире.

В Японии, где, согласно данным ВОЗ, также невысокая смертность – 2,9 случая на 100 000 населения, действует VICS, передающий водителям актуальные данные о дорожной ситуации. Это уже помогло снизить аварийность, связанную с пробками, примерно на треть.

Важно, что TOR разработана в Казахстане с учетом местных дорог, климата и инфраструктуры. Это обеспечивает независимость от зарубежных поставщиков и возможность быстро внедрять обновления. Доступ к системе имеют только уполномоченные сотрудники МВД и дорожной полиции, и их действия фиксируются. Кроме того, уникальность платформы заключается в том, что благодаря приведению к единому стандарту различных данных возможности использования технологий Big Data и BI-аналитики платформа может масштабировать рабочие решения для одного города на всю страну.

ВОЗ
Казахстан
ДТП
Сергек
Дороги
Смертность
2025 год

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Нацбанк Казахстана выступил с важным заявлением по курсу тенге

Символ Огненной Лошади: что ждать от 2026 года и кому повезет

Жителям Алматы обещают долгожданный снег

"Кроме первого и последнего": какой этаж лучше выбрать при покупке квартиры – советы риелтора

Инженеры показали, каким будет самый глубокий в мире автомобильный тоннель