Сделаем всеобщее декларирование в Казахстане справедливым

Магистр права Бостонского университета

Дерзкие амбиции молодой Республики Казахстан, ведомой Главой государства в деле становления приносят свои плоды. Впечатляющий прорыв в деле информатизации процедур в государственных органах, синхронизация баз реестров налоговых, земельных транспортных органов уже дают свои плоды, упрощая работу власти и снижает уровень коррупции в государстве.

Абсолютно своевременным выглядит введение всеобщего декларирования доходов. В результате внедрения этой концепции соблюдается паритет интересов власти и налогоплательщиков. Так налогоплательщику вменяется обязанность раскрывать полностью все источники своего дохода, при этом данная обязанность уравновешивается правом пропорционально уменьшать свое налоговое обязательство на сумму расходов, которые понес налогоплательщик (проще говоря казахстанцы могут уменьшить сумму индивидуального подоходного налога ставка которого сейчас составляет 10 % от нашего дохода). Паритет интересов соблюдается только тогда, когда правительство предоставляет возможность уменьшать свое налоговое обязательство (свой налог) пропорционально нашим определенным расходам, которые несут если не все, то подавляющее большинство налогоплательщиков страны.

Пример

 

Текущее исчисление налога

Исчисление налога при всеобщем декларировании

Общий доход 300 000

Виды расходов

Сумма Расхода

Подлежат ли расходы вычету

Подлежат ли расходы вычету

Пенсионные взносы (ПВ) 10%

30 000 = (300 000Х10%)

да

да

Расходы на выплату % по кредиту

15 000

нет

да

Расходы на медицину

10 000

нет

да

Налог к уплате (10%)

(300 000 (доход) – 30 000 (ОПВ))Х 10 % (налог) = 27 000 тенге

(300 000 (доход) – 30 000 (ПВ) – 15 000 (% по кредиту) – 10 000 (расходы на медицину))Х 10 % (налог) = 24 500 тенге (!)

 

Изучив законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества граждан Республики Казахстан и лиц, имеющих вид на жительство» (далее по тексту – «Законопроект») приходится отметить, что в правительстве отнеслись с построению паритета с некоторой однобокостью в пользу налогового обязательства. К примеру относительно списка декларируемых доходов, то последний был расширен и детализирован.

В частности законопроект предлагает расширить список доходов суммы дивидендов, вознаграждений, выигрышей, ранее обложенные индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты, при наличии документов, подтверждающих удержание такого налога у источника выплаты, исключив этот вид дохода из перечня выплат которые не признаются доходами в соответствии с действующей редакции Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (ст. 155).

Правительство также предлагает ввести законопроектом обязательство предоставлять декларации трех типов: (1) декларация об активах и обязательствах физического лица; (2) декларация о доходах и имуществе физического лица; (3) краткая декларация о доходах физического лица. [1]

В результате, согласно требований законопроекта налогоплательщик будет предоставлять ежегодную декларацию с отражением следующих сведений:

1) имущества, подлежащего государственной или иной регистрации, а также имущества, права и (или) сделки по которому подлежат государственной или иной регистрации;

2) доли участия в жилищном строительстве;

3) денег на банковских счетах, находящихся в банковских учреждениях за пределами Республики Казахстан;

4) наличных деньгах;

5) дебиторской и кредиторской задолженности, за исключением задолженности банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, созданным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о банках и банковской деятельности;

6) доходах, подлежащих налогообложению у источника выплаты;

7) доходах, подлежащих налогообложению физическим лицом самостоятельно;

8) доходах, освобождаемых от налогообложения, в том числе освобождаемых от налогообложения в соответствии с международными договорами;

9) доходах из иностранных источников, суммах прибыли или части прибыли компаний, зарегистрированных или расположенных в странах с льготным налогообложением, суммах уплаченного иностранного налога и зачета;

10) доходах, полученных из источников за пределами Республики Казахстан, в том числе доходы, полученные в стране с льготным налогообложением, зачет иностранного налога;

11) налоговых вычетах;

12) приобретении и (или) отчуждении и (или) получении безвозмездно имущества, подлежащего государственной или иной регистрации, а также имущества, права и (или) сделки по которому подлежат государственной или иной регистрации, в том числе за пределами Республики Казахстан;

13) требовании по зачету и возврату превышения по индивидуальному подоходному налогу [2] .

Исходя из изложенного перечня, нет такого вида дохода имущества денежного требования который бы налогоплательщик не должен отражать в такой декларации.

Правительство хорошо отработало обязательственную часть декларирования. В результате государство получит полную картину о финансовом состоянии каждого из нас и сможет сложить глобальную мозаику движения имущества денежных средств в Республике, уменьшив возможности для теневого оборота и повысит финансовую дисциплину в стране.

Вместе с тем, со второй половиной концепции декларирования в частности, с правом налогоплательщика уменьшать сумму налогового обязательства выглядит на наш взгляд четь больше чем номинально.

С учетом норм законопроекта налоговое законодательство, в целях облегчения налогового обязательства налогоплательщика предусматривает выплаты физическим лицам, которые не признаются доходами [3] , выплаты которые признаются доходами, но не подлежат налогообложению [4] , и налоговые вычеты [5] .

Детальный анализ всех трех указанных выше элементов ярко показывает что данные льготы не будут эффективны для всех налогоплательщиков, они не для всех подходят. В частности что до выплат не признаваемых доходом, так в частности прирост стоимости недвижимости при ее реализации будет интересен только тем налогоплательщикам которые будут реализовывать какую либо недвижимость. Аналогично и с доходами которые не подлежат налогообложению к примеру не у все будет иметься возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью физического лица, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением морального вреда. Вместе с тем обязанность предоставить сведения распространяется на все источники дохода, при этом вычитать расходы можно не все а только из списка расходов, разрешенных Правительством.

Анализ законопроекта в отношении вычетов также имеет характер избирательности.

В частности, разработчики в предлагаемой редакции пункта 2 статьи 156 – 1 Законопроекта устанавливают общий лимит вычетов, а именно 36 - кратный размер минимальной заработной платы. Более того, установлены лимиты на определенные виды вычетов. В соответствии с проектом п.п.5) п. 1 ст. 156-1 Законопроекта устанавливается лимит на такой болезненный вид расходов казахстанцев как расходы на погашение вознаграждения по ипотечным займам – не более 10- кратного размера минимальной заработной платы, определенного на календарный год. Далее п.п. 4) той же статьи устанавливается лимит на медицину также не не более 10- кратного размера минимальной заработной платы, определенного на календарный год. Аналогичные лимиты на вычеты установлены на расходы по обучению (!)

Установление тех или иных лимитов вычетов (расходов) не практикуется за рубежом. В частности США как наиболее опытная и успешная страна в деле всеобщего декларирования вообще не предусматривает общий лимит вычетов (расходов) не связанных с получением дохода.

Так в соответствии со статьями 163 (а) Кодекса внутренних доходов США (US Internal revenue code) разрешает безлимитные(!) вычеты расходы по выплате вознаграждения по любым кредитам выданным на нет только приобретение личной собственности но и взятых на обучение.

В отношении расходов на медицину, то налоговое законодательство США [6] позволяет уменьшать доход своих граждан на всю (!) сумму расходов на медицину, которые были не покрыты медицинской страховкой.

Таким образом, с одной стороны обязательство которое будет вменено рядовому казахстанцу представляет собой тотальное раскрытие всех источников доходов и предоставление полных сведений о своей собственности. С другой стороны, право уменьшить свои налоговые обязательства ограничены дважды. Во – первых, установлен общий лимит вычетов а именно 36 - кратный размер минимальной заработной платы, второе ограничение установлено непосредственно отдельному конкретному вычету. Нам представляется, что такой механизм в корне не отвечает требованиям социальной справедливости.

Для поиска равновесия между обязанностями и правами, представляется облегчить обязательство предоставлять информацию только по доходам и имуществу превышающим определенный порог к примеру 20 000 месячных расчетных показателей для годового дохода и 50 000 месячных расчетных показателей для имущества. Таким образом, если Правительство не будет разрешать нам уменьшить свое налоговое обязательство по всем расходам, то и отчитываться казахстанцы будут не за весь доход и не по всему имуществу, тем самым и обязательство будет так или иначе уравновешено.

В качестве альтернативы можно предложить убрать если не все лимиты на возможность уменьшить свои налоговые обязательства, то хотя бы устранить один из двух. Ведь обоснованной будет ситуация когда у налогоплательщик столкнется с не со всеми расходами (вычетами) которые он вправе использовать для уменьшения своего налогового обязательства, однако вычеты которые у него случатся могут быть значительными, например, расходы по выплате вознаграждения только в одиночку смогут быть значительными и превысить определенные лимиты (в примере с вознаграждением 10 - кратный размер минимальной заработной платы).

И тем не менее, успешным началом установить социальную справедливость во всеобщем декларировании казахстанцев представляется устранение из Законопроекта общего лимита [7] .

Пусть даже такие вычеты будут сами по себе лимитированы, отсутствие общего лимита (на общую сумму вычетов) будет положительно сказываться на благосостоянии казахстанцев и это в значительной части уравняет баланс обязанности предоставить полню информацию об активах и доходах и права уменьшить свое налоговое обязательство.

Примечательно, что мировая практика вычетов предусматривает гораздо больший перечень.

Так законодательство США разрешает пропорционально уменьшать свое обязательство на сумму уплаченных налогов на имущество (земля, недвижимость) а также налога на автотранспорт [8] .

Также в список вычетов предлагаем включить оплаченные коммунальные расходы. Данные виды расходов несут все казахстанцы и данный вычет в значительной степени уравняет обязанность предоставлять информацию по всем доходам.

В целом можно отметить что Законопроект в текущей редакции на мой взгляд не отвечает требованиям социальной справедливости тем самым не вызовет здорового желания казахстанцев предоставлять все сведения о своих доходах и имуществе.

На основании изложенного, считаем что права налогоплательщиков по уменьшению своего налогового обязательства должны быть пересмотрены и бесспорно расширены. 

[1] См. п. 1 ст. 67-1 Законопроекта

[2] См. п.2,5 ст. 67 -1 Законопроекта

[3] См. п. 3 ст. 155 Налогового Кодекса РК.

[4] См. п. 1 ст. 155 Налогового Кодекса РК.

[5] См.ст. 156-1 Налогового Кодекса РК.

[6] См. ст. 213 Кодекса внутренних доходов США.

[7] 36 - кратный размер минимальной заработной платы

[8] См. статья 164 Кодекса внутренних доходов США.

Следите за новостями zakon.kz в: