Правила аттестации педагогов изменили в Казахстане

Министр просвещения приказом от 2 апреля 2024 года утвердил в новой редакции Правила и условия проведения аттестации педагогов, сообщает Zakon.kz.

Аттестация педагогов, методистов, заместителей руководителя организаций образования, методических кабинетов (центров) проводится не реже одного раза в пять лет.

В свою очередь, первые руководители организаций образования проходят аттестацию один раз в три года.

Для допуска к аттестации организация образования проводит квалификационную оценку педагогов, методистов, первых руководителей, заместителей руководителя организаций образования и методических кабинетов (центров) посредством рассмотрения портфолио.

Педагоги, методисты, первые руководители, заместители руководителей организаций образования и методических кабинетов (центров) проходят оценку знаний педагогов (ОЗП) в электронном формате.

ОЗП состоит из следующих заданий:

1) для педагогов дошкольных организаций и предшкольных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий:

2) для педагогов начального образования:

3) для педагогов основного среднего и общего среднего образования:

4) для педагогов организаций дополнительного образования:

5) для воспитателей специальных организаций, интернатных организаций, общежитий, педагогов-ассистентов, социальных педагогов, профориентаторов, вожатых:

"Основы педагогики" – 30 заданий;

"Основы психологии" – 20 заданий;

6) для педагогов специальных организаций образования и специальных педагогов организаций образования:

7) для организаций технического и профессионального, послесреднего образования (учебно-производственных комбинатов):

для преподавателей по общеобразовательным дисциплинам, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, методистов, мастеров производственного обучения:

для педагогов иных должностей:

8) для первых руководителей, заместителей руководителя организаций образования, методических кабинетов (центров):

"Знание законодательства РК и нормативных правовых актов в области образования" – 60 тестовых заданий;

9) для методистов методических кабинетов (центров):

"Методика преподавания, знание законодательства РК и нормативных правовых актов в области образования" – 50 заданий.

Результат ОЗП считается положительным при достижении пороговых уровней:

для педагогов всех должностей:

для первых руководителей, заместителей руководителя организаций образования, методических кабинетов (центров) – 70%;

для методистов методических кабинетов (центров):

На ОЗП отводят (без учета времени на инструктаж):

Как часто нужно проходить ОЗП:

Какие действия недопустимы во время ОЗП:

Если будет выявлено нарушение данных правил, аттестуемый не допускается к прохождению аттестации сроком на один год. За повторное нарушение срок недопуска педагогам и методистам увеличат до 5 лет, а директорам школ – до 3 лет.

При прохождении ОЗП педагоги выбирают язык сдачи (казахский, русский), дату, время, место тестирования. За день до тестирования педагогу направляется уведомление о дате, времени, месте тестирования.

По завершении компьютерного тестирования выдается сертификат, который будет действителен в течение 1 года со дня прохождения ОЗП.

Присвоение педагогам квалификационных категорий без прохождения аттестации

Педагогам, принятым на работу в колледжи на должности педагогов по специальным дисциплинам и мастеров производственного обучения, при трудоустройстве на основании заявления комиссией соответствующего уровня без проведения аттестации присваивается квалификационная категория:

Заседание комиссии по присвоению квалификационной категории проводится в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления.

При назначении на должность на основании заявления комиссией присваивается квалификационная категория без прохождения процедуры аттестации:

Комиссией аттестующего органа педагогу иностранного (английский, немецкий, французский) языка присваивается квалификационная категория по итогам комплексного аналитического обобщения результатов деятельности, без прохождения процедуры ОЗП на основании заявления и действующего сертификата по уровню владения языком:

"педагог-модератор":

"педагог-эксперт":

"педагог-исследователь":

"педагог-мастер":

Педагогам иностранных (китайский, турецкий, арабский и другие) языков на основании заявления и действующего сертификата, официально признанного в странах носителях языка, комиссией присваивается квалификационная категория по итогам комплексного аналитического обобщения результатов деятельности, без прохождения процедуры ОЗП:

Лучшим педагогам, направленным в регионы с дефицитом учителей, на основании заявления присваивается квалификационная категория без прохождения процедуры аттестации:

При переходе в другую организацию образования педагоги проходят процедуру подтверждения квалификационной категории, присвоенной в рамках специальной программы.

Педагогам, прошедшим обучение по программе отбора и подготовки лидеров изменений в образовании и вошедших в кадровый резерв, при назначении на должность присваивается квалификационная категория "руководитель первой категории" без прохождения процедуры аттестации.

По итогам аттестации комиссия принимает одно из следующих итоговых решений в отношении аттестуемого:

Список педагогов, прошедших аттестацию, публикуется на интернет-ресурсе аттестующего органа.

Комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности

Чтобы оценить, соответствуют ли деятельность и достижения педагога требованиям квалификационной категории, проводится комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности.

В материалы (портфолио) включается эссе педагога. Количество слов в эссе должно насчитывать 250-300. Темы эссе ежегодно определяются уполномоченным органом в области образования.

При подготовке материалов (портфолио) соблюдается принцип академической честности.

Для проведения комплексного аналитического обобщения результатов деятельности педагогов создается экспертный совет отдельно по каждому предмету, а в случае отсутствия педагогов по предметам – по направлениям. В состав экспертного совета входят председатель и члены экспертного совета. Экспертный совет состоит из нечетного количества членов, не менее 7 человек.

Экспертный совет оценивает портфолио в соответствии с листом оценивания материалов (портфолио) педагога. Лист наблюдения урока (занятия, организованной деятельности, мероприятия) педагога организации среднего (специального), дополнительного, технического и профессионального образования заполняется в соответствии с листом наблюдения.

Комиссия проводит комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности в период с января по август соответствующего года.

При рассмотрении портфолио педагога ведется аудио- или видеозапись, которая хранится в аттестующем органе не менее одного года.

При комплексном обобщении результатов деятельности педагогов всех должностей с 30 и более лет педагогического стажа по профилю, при подтверждении квалификационной категории, прохождение ОЗП не требуется.

Педагогу, в случае соответствия материалов комплексного аналитического обобщения результатов деятельности на заявляемую квалификационную категорию, но недостижения порогового уровня прохождения ОЗП, присваивается квалификационная категория:

Педагоги, имеющие квалификационные категории "вторая категория", "первая категория", "высшая категория", проходят квалификационную оценку, ОЗП, комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности для присвоения квалификационной категории "педагог-модератор", "педагог-эксперт", "педагог-исследователь" соответственно.

Педагогам, не прошедшим на заявляемые квалификационные категории, категория присваивается на основании результатов ОЗП. При недостаточном количестве баллов ОЗП для присвоения квалификационной категории "педагог-модератор" педагогу присваивается категория "педагог".

На основании заявления педагогов аттестация с сохранением квалификационных категорий не более, чем на два года, осуществляется в следующих случаях:

Педагоги, которым до пенсии по возрасту остается не более четырех лет, освобождаются от процедуры аттестации. Имеющаяся квалификационная категория у педагогов сохраняется до наступления пенсионного возраста на основании заявления.

Педагоги пенсионного возраста, продолжающие осуществлять педагогическую деятельность после выхода на пенсию, проходят аттестацию. При этом им не требуется проходить ОЗП.

Досрочное присвоение квалификационной категории педагогу

Досрочное присвоение квалификационной категории допускается не менее, чем через 2 года после очередной аттестации при наличии соответствующих результатов деятельности:

"педагог-эксперт"  педагог должен соответствовать не менее 4 требованиям:

"педагог-исследователь"  педагог должен соответствовать не менее 5 требованиям:

"педагог-мастер"  педагог должен соответствовать не менее 6 требованиям:

Также правилами регламентирован порядок проведения аттестации руководителей, заместителей руководителя организаций образования, методических кабинетов.

Приказ введен в действие с 9 апреля 2024 года.

Министерство просвещения РК Законодательство Казахстан 2024 год
Следите за новостями zakon.kz в: