Правила применяются к задолженности по кредитам, предоставленным из республиканского и местных бюджетов.
Безнадежная к взысканию задолженность по бюджетным кредитам, а также средствам, выданным на исполнение государственных гарантий – просроченная, непогашеннная в установленные сроки задолженность заемщиков, поверенных (агентов), конечных заемщиков по бюджетным кредитам, предоставленным из республиканского и местных бюджетов до 2005 года.
К безнадежной задолженности по бюджетным кредитам относится задолженность, по которой отсутствуют подтверждающие документы о предоставлении бюджетных кредитов (кредитные договоры, платежные документы, реквизиты заемщиков, поверенных (агентов), конечных заемщиков).
Безнадежная задолженность по бюджетным кредитам включает в себя просроченную задолженность перед республиканским и местным бюджетами по основному долгу, вознаграждению по нему и пеню.
В безнадежную задолженность не включается задолженность по бюджетному кредиту заемщиков, находящихся на стадии банкротства и ликвидации.
Порядок определения бюджетных кредитов безнадежными к взысканию
Государственное казначейство ежегодно не позднее 15 июля текущего года формирует Реестр просроченной задолженности по бюджетным кредитам, по которым на 1 января 2025 года отсутствуют подтверждающие документы.
Реестр содержит следующую информацию:
- наименование заемщиков/ поверенных (агентов)/ конечных заемщиков;
- регистрационный номер налогоплательщика (РНН)/ бизнес-идентификационный номер (БИН) заемщиков/ конечных заемщиков;
- номер и дата кредитного договора;
- валюта кредита;
- сумма кредита;
- срок погашения кредита;
- просроченная задолженность на 1 января 2025 года.
Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета на основании полученного Реестра ежегодно до 1 августа текущего года направляет запрос в Национальный банк и местные исполнительные органы о предоставлении копий платежных поручений о перечислении бюджетных кредитов, предоставленных в период с 1 января 1990 года по 31 декабря 1996 года, в отношении заемщиков, указанных в Реестре.
Национальный банк и местные исполнительные органы ежегодно в срок до 1 ноября текущего года представляют в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета информацию о наличии/ отсутствии копий платежных поручений.
Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета при установлении новых сведений о просроченной непогашенной в установленные сроки задолженности заемщиков, указанных в Реестре, направляет дополнительный запрос в Национальный банк и местные исполнительные органы.
Центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета после получения от Национального банка и местных исполнительных органов реквизитов заемщиков ежегодно до 1 декабря текущего года направляются запросы в органы юстиции и архива о предоставлении сведений:
- о ликвидации или банкротстве заемщиков, конечных заемщиков с приложением копий приказов;
- об организационно-правовой форме заемщика или его правопреемника, юридическом адресе, регистрационном/бизнес идентификационном номере налогоплательщиков.
Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета ежегодно в срок до 30 декабря текущего года вносит в Интегрированную автоматизированную информационную систему «е-Минфин» следующие документы, подтверждающие просроченную и непогашенную задолженность по бюджетным кредитам:
- копии платежных поручений;
- копии кредитных договоров и дополнительных соглашений к ним;
- копии приказов о ликвидации или банкротстве заемщика, конечных заемщиков;
- копии свидетельств о смерти заемщика (при их наличии);
- копии свидетельств о праве собственности (ином вещном праве) на недвижимое имущество;
- копии решений судов о признании заемщика, конечного заемщика банкротом;
- копии решений судов об отказе в удовлетворении или частичном удовлетворении иска кредитора.
Затем центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета создает Республиканскую комиссию по признанию бюджетных кредитов безнадежными к взысканию.
В свою очередь местный исполнительный орган создает Региональную комиссию по признанию бюджетных кредитов безнадежными к взысканию.
Основанием для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по бюджетным кредитам является отсутствие кредитных договоров и платежных документов о перечислении средств бюджетных кредитов заемщику, а также решений судов об отказе в удовлетворении или частичном удовлетворении иска кредитора.
Проект решения кредитора о признании бюджетных кредитов безнадежных к взысканию направляется на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии/ бюджетной комиссии области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения).
Задолженность по бюджетным кредитам признанных безнадежными к взысканию подлежит списанию на основании решения кредитора и положительного решения республиканской бюджетной комиссии/бюджетной комиссии области, города республиканского или областного значения, столицы, района.
Приказ вводится в действие с 23 июня 2025 года.