Квитанции по коммунальным платежам будет формировать единый расчетный центр

Фото: Zakon.kz
Министр промышленности и строительства приказом от 29 августа 2025 года внес поправки в Типовые правила предоставления коммунальных услуг, сообщает Zakon.kz.

Правила дополнены рядом новых понятий:

Помимо этого, уточнены термины:

В правила добавлена новая глава, которая определяет требования и порядок работы единого расчетного центра (ЕРЦ).

В частности, говорится, что местные исполнительные органы организуют конкурс по отбору ЕРЦ на основании утвержденных критериев, соответствующих требованиям законодательства.

На территории административно-территориальной единицы может быть определен один или несколько ЕРЦ, которые осуществляют деятельность в пределах области, включая ее города, районы, города районного значения и сельские населенные пункты.

ЕРЦ объединяет все начисления от поставщиков в один платежный документ, который выставляется потребителю.

ЕРЦ создаются в форме субъектов предпринимательской деятельности, включая государственные коммунальные предприятия на праве хозяйственного ведения, либо в иной организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством и решениями местных исполнительных органов.

ЕРЦ обеспечивает обслуживание базы данных абонентов, открывает личные кабинеты для потребителей, формирует и предоставляет отчетность поставщикам, осуществляет ежемесячную передачу информации о плановых начислениях и фактических оплатах, а также через интеграцию с "ИС централизованного сбора" обеспечивает доступ к данным о потребителях, с учетом соблюдения единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, установленных законодательством РК.

ЕРЦ осуществляет проверку достоверности сведений о расчетных счетах, представленных поставщиком.

Помимо этого, ЕРЦ использует биллинг либо привлекает внешнюю организацию (биллинговую компанию), обладающую необходимыми программно-техническими средствами и квалифицированными специалистами, обеспечивающими надлежащие выполнение функций с соответствие с установленными требованиями.

При этом ЕРЦ несет полную ответственность за соответствие информации, предоставленной поставщиком, выставленным счетам.

Плановые внутренние проверки корректности расчетов проводятся не реже одного раза в квартал, внеплановые – при поступлении обращений от потребителей или уполномоченных органов.

В случае выявления несоответствий ЕРЦ должно:

При выявлении ошибок и несоответствий ЕРЦ обязан:

Результаты всех проверок подлежат документальному оформлению и хранению в течение не менее трех лет с даты проведения;

ЕРЦ должен отвечать следующим требованиям:

Функции ЕРЦ:

- обеспечение консультационной поддержки потребителей в режиме реального времени через различные каналы связи в соответствии с установленным графиком работы;

- рассмотрение жалоб и обращений граждан в срок не более 15 рабочих дней с обязательным уведомлением и правом продления не более чем на пять рабочих дней;

- публикация на официальных сайтах и информационных ресурсах ЕРЦ:

Оценка результативности деятельности ЕРЦ

Для оценки результативности деятельности ЕРЦ устанавливаются ориентиры, направленные на достижение высоких стандартов качества и предоставления услуг, соблюдения сроков и точности расчетов, а также удовлетворенности потребителей.

При этом оценка результативности может включать, но не ограничиваться, следующими аспектами:

Местные исполнительные органы осуществляют контроль за достижением установленных ориентиров в рамках договорных отношений с ЕРЦ. Результаты мониторинга и исполнения выполнения условий подлежат регулярной отчетности и публикации на официальных ресурсах ЕРЦ.

Для каждого направления устанавливаются целевые значения, которые уточняются в соответствии с нормативными правовыми актами, внутренними регламентами ЕРЦ и договорными обязательствами.

Оценка результативности деятельности ЕРЦ проводится на основании данных за один календарный год. В случае достижения установленных ориентиров и положительных результатов оценки, период действия соответствующих договорных отношений может быть продлен на последующие пять лет.

Поправками уточнено, что объединения собственников имущества или субъекты управления объектом кондоминиума заключают договоры сотрудничества с поставщиками коммунальных услуг (на каждый вид услуги).

Также говорится, что объединения собственников имущества (ОСИ) или субъекты управления объектом кондоминиума могут заключать договоры с субъектами сервисной деятельности на содержание общего имущества объекта кондоминиума.

При непосредственном совместном управлении договоры сотрудничества заключаются между организациями, предоставляющими коммунальные услуги на содержание общего имущества объекта кондоминиума и всеми собственниками квартир, нежилых помещений или с большинством собственников квартир, нежилых помещений. При этом собственники квартир, нежилых помещений выступают в качестве одной стороны договора.

Договор между поставщиком и потребителем на предоставление коммунальных услуг не может противоречить действующему законодательству и считается заключенным на неопределенный срок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Предусматривается, что председатель ОСИ или субъекты управления объектом кондоминиума для содержания в надлежащем техническом состоянии и обеспечении безопасности общедомовых инженерных систем и оборудований, а также приборов учета, являющихся общим имуществом объекта кондоминиума, могут заключать договоры с субъектом сервисной деятельности.

Кроме того, председатель ОСИ или субъекты управления объектом кондоминиума, либо все собственники квартир, нежилых помещений, при непосредственном совместном управлении, обеспечивающий содержание общего имущества объекта кондоминиума на основании заключенного договора обеспечивают беспрепятственный доступ поставщика, его представителей к общедомовым инженерным системам, к приборам учета, местам размещения и складирования коммунальных отходов.

В правила добавили новую норму следующего содержания:

"Местные исполнительные органы осуществляют мониторинг расчетов за коммунальные услуги посредством сбора, обработки и анализа информации, предоставляемой ЕРЦ и поставщиками услуг, направленный на обеспечение прозрачности расчетов, контроль соблюдения тарифов, выявление ошибок, предотвращение злоупотреблений и защиту прав потребителей".

Председатель ОСИ или субъекты управления объектом кондоминиума либо все собственники квартир, нежилых помещений при непосредственном совместном управлении организовывает работы по подготовке объекта кондоминиума к отопительному сезону в соответствии с правилами подготовки и проведения отопительного сезона.

Председатель ОСИ или субъекты управления объектом кондоминиума принимают сообщения потребителей собственников квартир, нежилых помещений о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, организовывает и проводит совместно с поставщиком сверку такого факта с составлением соответствующего акта.

Вносятся изменения и дополнения касательно прав и обязанностей потребителя и поставщика.

Потребитель, помимо прочего:

Поставщик:

Также говорится, что платежи за коммунальные услуги принимаются через собственные кассы поставщиков или банки второго уровня, платежные организации, а также через кассы оператора почтовой связи, осуществляющего почтовые переводы денежных средств.

ЕРЦ аккумулирует денежные средства, поступившие на основе Единого платежного документа, исключительно на специальных транзитных счетах финансовых организаций. Перечисление средств поставщикам осуществляется в течение трех рабочих дней после обработки ЕРЦ данных о фактически поступивших от потребителей оплатах.

Банки второго уровня или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обеспечивают сохранность денежных средств на транзитном счете до их распределения на расчетные счета поставщиков.

В случае несвоевременного перечисления денежных средств со специального транзитного счета поставщикам начисление и уплата пени определяются условиями договоров на оказание расчетно-кассовых услуг, заключаемых между ЕРЦ и финансовыми организациями, в том числе банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, в которых открыт транзитный счет.

В правилах уточняется, что при отказе поставщика удостоверить факт не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг низкого качества потребитель вправе составить акт и письменное заявление, где указывается:

При проживании потребителя в многоквартирном жилом доме заявление и акт подписывают потребители и не менее двух человек, в том числе: член совета дома, председатель ОСИ или субъект управления объектом кондоминиума либо всеми собственниками квартир, нежилых помещений при непосредственном совместном управлении и направляется поставщику.

При проживании потребителя в индивидуальном жилом доме заявление и акт подписываются потребителем.

В случае неурегулирования спора по согласованию сторон потребитель обращается в суд.

Нарушения, допущенные потребителем при пользовании коммунальными услугами, оформляются двусторонним актом представителей поставщика и потребителя в двух экземплярах, один из которых вручается потребителю.

Акт считается действительным и при отказе потребителя от подписи, но при условии оформления его комиссией из не менее чем трех человек:

Приказ вводится в действие с 20 сентября 2025 года.

Законодательство
Министерство промышленности и строительства
Казахстан
Коммунальные услуги
2025 год

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Снег и гололед: о ненастной погоде 8 декабря предупредили синоптики

Думают, что ее можно обмануть: прокурор, добившаяся трех пожизненных приговоров

Новая схема мошенничества: важное заявление сделала Генпрокуратура Казахстана

Нацбанк Казахстана выступил с важным заявлением по курсу тенге

Туристический аттракцион на Мальдивах закончился нападением акулы