Н. Еримбетов: Должность акима – соблазны, испытание, но не все они проходят это испытание

 Наступило время не всепрощения, а время жесткого наказания.
Что происходит с нашими акимами? Накануне написал заявление об увольнении аким Петропавловска Тулеген Закарьянов, не объяснив причину, а вчера выяснилось, что уходит как бы по семейным обстоятельствам. Не так давно был задержан  экс-аким Караганды Мейрам Смагулов, а сегодня выяснилось, что он арестован на два месяца. Под подпиской о невыезде находится бывший замакима Караганды Мухтар Адамбеков. Заключен под стражу экс-аким Карагандинской области Бауржан Абдишев. Что думают по этому поводу известные казахстанские эксперты-политологи?

Нурлан ЕРИМБЕТОВ, президент Гражданского Альянса Казахстана

- Нурлан, что происходит? У нас кадровая политика  хромает? Или это безнадежные коррупционеры? Или им просто не  дают работать, или просто попросили уйти? Или это противостояние кланов, элит? Или это подстава? Какие здесь причины, как вы думаете?  

- Думаю, заработала та  система, о которой мы говорили -  система по жесткому контролю над работой  людей, отвечающих за благополучие в нашей стране. Это  средний  класс руководителей, которые, возможно, не  справляются со своими обязанностями. И я думаю, наступило время не всепрощения, а время жесткого наказания, это требование  самого Президента. Сейчас вырос  целый класс руководителей, которые могут быть заменой любому. Раньше, допустим, акимов считали по пальцам, хорошего акима  очень сложно было вырастить. Сегодня  есть люди, которые имеют права занимать эти места, заслужили, и вот наступает  это самое  время. 

Второе - сегодня во всех руководящих структурах, и в Администрации Президента, и в  государственных органах и среди тех же  акимов ужесточили политику спроса, потому что из-за таких акимов, которых вы  упомянули, идет   страшная  девальвация власти, идет страшный  урон авторитета самого Президента, ведь   эти люди, эти  акимы  считаются членами команды Президента. И любое их  преступление, любое их правонарушение, любое их неприглядное поведение  будет бить по Президенту, по  его авторитету, по его значимости перед страной, потому что люди будут говорить, это  человек Президента, а не там  аким такой-то. То есть наступило время, когда идет дискредитация  самого Президента. А когда дискредитируется Президент, дискредитируется вся его система, дискредитируется страна, ее авторитет, ее  отношения  с соседями, ее международное положение.  Словом, это далеко идет, не думайте, что это просто маленькая  судьба отдельного человечка. Нет. Это все влияет на  развитие системы и, думаю, правильно сделали, что ужесточают требования, спрос. 

- Хорошо. А кто отбирает таких акимов, которые, не  успев поработать, тут же попадают в поле  зрения правоохранительных органов? Как идет процедура  отбора  акимов, как им  доверяют целое население, целые регионы?

- Дело в том, что на такие должности приходят прошедшие жесткий  отбор люди. И вот когда они приходят на эту работу, вот это страшное  испытание, понимаете? Есть такое выразительное  слово -  тест и многие его не проходят. Человек приходит на работу, где  вокруг крутятся  миллиарды, или  где каждое его слово стоит миллионы, и не все проходят этот тест как люди, как чиновники. Это большое  испытание для любого  человека, и это знает история, в истории всегда так было и не все его проходят. 

- Один из наших пользователей оставил комментарий, что сейчас человеку без крыши опасно быть акимом. Он прав?

- Ничего подобного, я в это не верю. Сейчас самая  мощная крыша это личный  авторитет   акима в народе. Никто  акима не  уберет, если у него есть реальный  авторитет в  ауле, в  районе, в  области, если с ним  считаются, потому что это сильнейшее общественное мнение. Если  с ним  считаются, если его любит народ, никто его не  тронет, понимаете? То есть сегодня  надо делать ставку на нравственную сторону  человека и его умение общаться с народом и когда у  человека будет реальный  авторитет, его никто не  снимет, потому что за него встанет народ. А  когда народ за кого-то становится, это  уже  социально-политическая проблема. Она стране не нужна. 

- Вы говорите, что для  акимов их должность  испытание. А что, акимы, не знают, на что они идут, когда соглашаются на акима? 

- Видите ли,  там начинается  совсем другая жизнь, там начинаются такие моменты, когда  человек начинает принимать решения лично. Не коллективно, а лично. И там появляется очень много подспудных, не видных для простых людей вещей... Ну, человек сразу приходит на  такую работу и начинает  испытывать большие  соблазны – личные  автомобили, охрана, помощник, подарки, тои, свадьбы,   возможность повлиять на  чей-то бизнес и так далее. То есть у  человека появляется  власть реальная и не  все проходят это  испытание.  А  люди быстро определяют акима, знают, где какой  аким, потому что  у нас земля полнится слухами, есть такое СМИ как узун кулак. Поезжайте   в любой регион, в  любой  район, и люди  все скажут об акиме, с  кем он дружит,  с кем общается, куда он ходит, чем  занимается, сколько  зарабатывает, какие  у него детей, кого он  устроил. Все всё знают. И сегодня только честность спасет человека, честное отношение  к труду. Думаю, такое  требование уже начинает работать. 

-  Не теряет ли наша государственная служба свой престиж?

- Конечно, частая смена руководителей государственных структур, государственного управления отпугивают ту же молодежь от госслужбы,  потому что это  вселяет  такое  ужасное  чувство  как непостоянство, а люди хотят стабильности, стабильности в работе, в личной  жизни, в  зарплате, в стране…


Олег Хе, издатель газеты «Бизнес&Власть», журнала «Реальный бизнес Казахстана»,  сайта and.kz

- Качество работы акиматов, однозначно, хромает. Но вы знаете, что акимы у нас назначаются, поэтому они себя чувствуют и ведут как временщики. Это проблема не только местных, но и центральных органов власти. Поэтому в развитых странах Европы и Америки действует, причем эффективно, принцип местного самоуправления. Губернаторы и мэры избираются местным населением, чаще всего побеждают на выборах люди родом из этих же мест, потому что их знают, им больше доверяют. А избираемые, соответственно, дорожат своей репутацией и не злоупотребляют служебным положением. Получается, пирамида власти базируется на мнении электората - обычных гражданах, которые оценивают работу муниципалитета. У нас же все перевернуто с ног на голову - местный чиновник является хозяином положения, он считается с мнением центральных органов власти, которые оценивают его работу и принимают решение о его назначении или увольнении, а локальное сообщество само по себе. У нас местное самоуправление только декларируется, когда оно реально будет внедрено, только тогда мы, граждане, почувствуем улучшение качества жизни на местах. Я лично живу в пригороде Алматы, ни разу в глаза не видел ни акима, ни депутатов маслихата, никаких собраний и встреч с местными жителями не происходит. Поэтому и поселок приходит в упадок.

Хотелось бы  сказать о ценностях регионов. 

Какие регионы Казахстана лучше управляются, какие хуже? Этот вопрос один из ключевых, поскольку от самочувствия областей зависит здоровье государства в целом. Свой ответ на этот вопрос дало агентство «Рейтинг.kz». В конце сентября оно провело опрос экспертов. По итогам получилась следующая пятерка лидеров: Восточно-Казахстанская область (Бердибек Сапарбаев) – 4,14 балла, Кызылординская область (Крымбек Кушербаев) – 4,13 балла, г. Алматы (Ахметжан Есимов) – 4,09 балла, г. Астана (Имангали Тасмагамбетов) – 4,08 балла, Мангистауская область (Алик Айдарбаев) – 3,90 балла. И аутсайдеры: Костанайская область (Нуралы Садуакасов) - 3,72 балла, Жамбылская область (Карим Кокрекбаев) - 3,71 балла, Актюбинская область (Архимед Мухамбетов) - 3,67 балла, Алматинская область (Амандык Баталов) - 3,59 балла, Карагандинская область (Нурмухамбет Абдибеков) - 3,49 балла.

Авторы рейтинга сообщают, что было опрошено 86 экспертов. При этом не дают информацию о качестве этих экспертов: из каких они областей, какие сферы деятельности представляют. То есть, судить о независимости респондентов или их аналитических способностях сложно. Отсюда и сомнения в их утверждениях. Например, говоря о ВКО, эксперты отмечают в качестве одного из показателей «достаточно заметное участие акима в селекторном совещании правительства РК по вопросам перераспределения полномочий между органами власти». Извините, но даже самый яркий спич еще ни о чем не говорит, тем более, неизвестно, как акиматы распорядятся своими новыми полномочиями. Или в копилку Крымбека Кушербаева добавлено анонсирование строительства нового микрорайона в Кызылорде. Опять же – это всего лишь слова, непонятно, какой будет реализация. 

«Кроме того, в ходе визита в регион председателя правления НАК «Казатомпром» была достигнута договоренность о строительстве в области ряда социальных объектов», - говорится в отчете по рейтингу. Его авторы считают, что это хорошо, когда компании, пусть даже государственные, занимаются благоустройством социальной сферы. Несмотря на то, что они тем самым подменяют собой местные органы власти. Но когда нет четкого разделения между бюджетами, корпоративными и государственными, тогда и возникает нецелевое использование денег. 

Давайте теперь посмотрим на Алматы, который улучшил свои позиции в рейтинге. В достижения акимату ставится присоединение земель от Алматинской области. Как можно ставить плюсик, если нет результата? А если завтра частные дома будут сноситься под строительство торговых центров, и из-за этого в южной столице опять начнутся социальные волнения? Пока на этот вопрос нет ответа, радоваться рано. Также эксперты позитивно оценивают то, что акимат Алматы смог добиться от республиканского центра увеличения бюджета города. Есть ожидания, что большее количество денег у акимата позволит ускорить реализацию важнейших городских программ.

А вот резюме рейтинга: в правительстве принято решение о передаче на уровень акиматов 261 государственной функции, при этом нет уверенности, что в местных органах власти имеется достаточное количество подготовленных специалистов для выполнения такого объема работы. И если раньше «узким горлышком» были столичные ведомства, то теперь ими могут стать областной, городской и районный уровни власти.

«Общая разбалансировка государственного аппарата вновь обостряет проблему поддержания политической и социальной стабильности в регионах. Появляются сомнения в способностях руководителей регионов к оперативному реагированию и достаточности их материальной базы для превентивного реагирования на возникающие социально-экономические риски. Насколько хватит существующего потенциала для поддержания стабильности?», - задаются вопросом авторы рейтинга.

Ответ, надо полагать, лежит в геобрендинге, который Европа успешно использует с 60-х годов прошлого столетия. Это понятие понятно разъясняет директор европейского института PR Татьяна Лебедева: специалисты в этой сфере решают актуальные задачи регионов и городов, то есть занимаются менеджментом территории. «Слоганы, логотипы – лишь внешняя упаковка, но этого недостаточно. Нужно, чтобы регион идентифицировался с определенными ценностями, с репутационной составляющей, что принесет добавочную стоимость. Геобрендинг формирует устойчивое представление о территории для ее развития», - поясняет она.

Соответственно, напрашивается решение – для формирования рейтинга недостаточно опрашивать экспертов. Надо обращаться к жителям каждого города и региона, чтобы понять, насколько хорошо им живется, видят ли они улучшения. Наконец – объединено ли локальное сообщество едиными ценностями. Только тогда можно объективно судить о качестве управления той или иной территорией.

Торгын  Нурсеитова 

Кушербаев Крымбек Актау Актобе Алматинская область Алматы Казахстан Караганда Карагандинская область Кызылорда Нур-Султан Петропавловск Семей
Следите за новостями zakon.kz в: