Информационно-справочный материал по вопросам земельных отношений (Астана, 2016 год)

Информационно-справочный материал по вопросам земельных отношений
(Астана, 2016 год)

 

I. РАСШИРЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

II. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

III. НОВОВВЕНДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА

IV. ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЕ

V. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ

VI. ПРЕДЕЛЬНЫЕ (МАКСИМАЛЬНЫЕ) РАЗМЕРЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА

VII. ИНФОГРАФИКА

 

I. РАСШИРЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

 

1. Кто может купить землю в частную собственность?

Ни один иностранец не имеет права покупать ни сантиметра земли Казахстана. Казахстанцы могут купить землю сельхозназначения в частную собственность, во-первых, по льготной цене (50%), выкупая арендованную землю с рассрочкой до 10 лет, и во-вторых, через аукцион. На иностранцев данная норма не распространяется. Хочу подчеркнуть, что из 100,8 млн га земель сельхозназначения, которые сейчас находятся в обороте, 1,3 млн га. земли находятся в частной собственности у граждан Казахстана, а 99,5 млн га - в аренде. Традиционно на этих землях выращивают различные зерновые, масличные, кормовые, овоще-бахчевые и плодовые культуры и занимаются животноводством - мясо-молочным производством. По итогам 2015 года объем сельхозпроизводства в денежном выражении составил 2,7 трлн. тенге.

Из 99,5 млн га у иностранцев находится всего лишь 65 тыс. га земли - а это приблизительно 0,06% - и только в аренде. Но стоит отметить, что из них наибольшая часть - 45 тыс. га - арендована совместными предприятиями, долями в которых напрямую владеют казахстанцы. К примеру, в Акмолинской области в 2010 году было создано совместно с Американской компанией Global Beef (доля в капитале 15%) ТОО «KazBeef Ltd». Предприятие имеет земельный участок общей площадью 154,8 тыс. га, в т.ч.: пашни-13,2 тыс.га, пастбища - 141,6 тыс.га.

Компания одной из первых в стране начала завоз чистопородного скота пород ангус и герефорд, начав путь к построению полного цикла производства высококачественной говядины. Уже по итогам 2015 года экспортировано 214 тонн высококачественной говядины. На предприятии сегодня работают около 85 человек, из них нет ни одного иностранного работника.

Также в Северо-Казахстанской области реализуется создание пилотного кооператива с участием китайских инвесторов по производству и переработке масличных культур. Данный проект включает кластерный подход, это производство семян масличных культур на площади 12 тыс. га и его глубокая переработка с выпуском растительного масла - строительство маслоэкстракционного завода. Всего кооператив объединяет 9 сельхозтоваропроизводителей.

Примерное распределение арендованных земель в ряде регионов следующее: в Актюбинской области - 29 тыс. га, Жамбылской - 13,5 тыс. га, в Акмолинской - 8,6 тыс. га и.

При этом россияне арендуют 10 236 га, резиденты Китая - 282 га, ОАЭ - 859 га, Турции - 7 га и прочие.

2. Насколько законодательство исключает возможность для иностранцев находить обходные пути для получения земли в собственность?

Законодательством устанавливается не только запрет на приобретение иностранцами земель сельхозназначения в частную собственность, но и предусматриваются механизмы, исключающие возможность для иностранцев обойти этот запрет.

Если иностранец попытается приобрести земельный участок в собственность, используя ухищрения, такие как фиктивный брак, покупка доли в ТОО или просто захочет купить землю на вторичном рынке, то в органах юстиции ему в любом случае будет отказано в регистрации таких прав.

Юридически, без такой регистрации, право собственности не возникает.

Таким образом, государство через процедуру регистрации в органах юстиции контролирует соблюдение ограничений, установленных для иностранцев.

Более того, о наличии законодательного запрета иностранный гражданин и потенциальный продавец земельного участка узнают, когда придут к нотариусу для заключения сделки.

Государство позаботилось об установлении запрета нотариусам удостоверять такие сделки, вплоть до привлечения к ответственности. При этом сделка не будет иметь правовых последствий.

3. В обществе существует такое опасение, что иностранцы могут получить земельные участки в собственность посредством приобретения доли в казахстанском юридическом лице, имеющем землю на праве собственности. Так ли это?

Данный вопрос следует рассматривать с двух аспектов.

Первый. Если доля, приобретаемая иностранцем, будет превышать 50%, то земельный участок такого юридического лица будет подлежать в течение трех месяцев отчуждению или должен быть переоформлен на право землепользования (аренды).

В случае неисполнения данного требования, Акимат подает иск о возврате земельного участка государству.

Государство в свою очередь будет выявлять такие факты посредством взаимодействия информационных систем, которые содержат информацию о размерах долей участников юридических лиц и всех юридических лиц - собственников земельных участков.

В случае выявления юридических лиц, имеющих на праве собственности земельные участки, доля иностранцев в которых превышает 50%, эта информация будет отправляться в Акимат для проведения работ по отчуждению, переоформлению земельного участка на право аренды или обращения в суд с иском о его возврате.

Второй. Если доля иностранца будет менее 50%, то никаких последствий для этого юридического лица не наступит.

4. А в случае, если иностранец приобретает долю менее 50%, в таком юридическом лице, не обходит ли он запрет?

Хотелось бы развеять эти опасения.

В соответствии с гражданским законодательством, такой иностранец - участник юридического лица не будет иметь права на его имущество, в том числе на земельный участок, а лишь имеет право на долю в уставном капитале.

Другими словами, собственником такого земельного участка является не иностранный гражданин, а юридическое лицо - резидент Казахстана, которое зарегистрировано и осуществляет деятельность по нашему законодательству и платит здесь налоги.

В случае, если иностранец захочет выйти из состава участников и получить свою долю землей, у него это не получится, так как он просто не сможет зарегистрировать свои права на землю.

Это также относится и к случаям, когда участниками юридического лица являются супруги, один из которых иностранец.

При этом следует учитывать специфику такой организационно-правовой формы как Акционерное общество. В АО нет долей, все имущество выражено в акциях, которые в свою очередь свободно обращаются на рынке, являясь ценными бумагами, которые могут продаваться и покупаться на биржах.

В этой связи нет необходимости контролировать доли акций, принадлежащих иностранцам, так как иностранный акционер, даже обладающий 100% -ной долей акций, не сможет получить землю в свою собственность аналогично иностранцу, собственнику любого другого юридического лица.

Резюмируя изложенное, право частной собственности на земельный участок сельхозназначения может находиться только у казахстанской компании, и при выходе из состава ее участников иностранец имеет право лишь на долю юридического лица, выплачиваемую в денежном выражении, а не на земельный участок.

5. Кто может взять землю в аренду?

По новому законодательству земли в аренду будут предоставляться иностранцам через конкурс. Правительство утверждает максимальный размер земли в одни руки для иностранцев по каждому району области. Например, в Акмолинской области, Шортандинском районе - это 1000 га. Условия конкурса таковы, что потенциальный арендатор в обязательном порядке должен предоставить план использования земли. Государство гарантирует жесткий и систематический контроль над проведением конкурса и соблюдением требований по использованию земли. Если иностранцы нарушают наши требования, мы имеем право расторгнуть контракт и изъять земельный участок у них. С правилами рационального использования земель сельхоз назначения, вы можете ознакомиться по ссылке.

6. Может ли государство отобрать землю?

Да, может. В случаях, если земля не используется по назначению, например, она не обрабатывается, на ней не производиться продукция, то государство имеет право изъять ее. Второе, если контроль над качеством показывает, что земля используется не надлежащим способом (используются запрещенные химикаты), в результате чего земля превращается в песок. Земля также изымается в том случае, если хищнически эксплуатируется. Все эти меры принимаются вне зависимости от того, находится ли земля в частной собственности или в аренде.

7. Может ли гражданин Казахстана выкупить землю, взятую в аренду?

Да, может. Для казахстанцев предусматриваются особые льготные условия: выкуп арендованной земли за полцены в рассрочку до 10 лет. На иностранцев данная норма не распространяется.

8. Что будет с арендованной землей в случае ее недобросовестного использования казахстанцами или иностранцами, если их действия приведут к истощению земли и ее отравлению запрещенными химикатами? Кто и как это должен контролировать?

Казахстанским законодательством запрещены к использованию химикаты, не включенные в официально разрешенный список пестицидов. Агрохимическая служба МСХ и земельные инспекции Акиматов постоянно контролируют качество почвы и состояние земель.

При нарушениях законодательства предусмотрены жесткие меры вплоть до изъятия земли.

Органами контроля при Акиматах проведены проверки земельных участков субъектов агропромышленного комплекса на предмет соблюдения земельного законодательства. В результате проведенной работы в 2015 году и первом квартале 2016 года выявлено 263,9 тыс. га нерационально используемых земель сельскохозяйственного назначения.

В минувшем году 187 собственникам и землепользователям выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства, в том числе 171 субъект привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму 169,5 млн. тенге.

В первом квартале 2016 года 7 собственникам и землепользователям выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства, в том числе 5 субъектов привлечены к административной ответственности в виде штрафа на 106 тыс. тенге.

9. Сколько стоит земля?

Стоимость конкретного земельного участка определяется в соответствии с базовыми ставками, и информация об этом находится на сайте.

К базовым ставкам применяются поправочные коэффициенты в зависимости от качественного состояния земельного участка, его местоположения, водообеспечения, удаленности от центров обслуживания и т.д.

К примеру, чем дальше земельный участок от населенного пункта, объекта инфраструктуры, тем ниже понижающий коэффициент.

Стоимость осуществляется индивидуально по каждому земельному участку.

Окончательная цена земельного участка определяется аукционом.

10. Сколько земли может приобрести один человек?

Утверждены предельно максимальные размеры земель сельхозназначения в пределах одного административного района, которые могут находиться в частной собственности и аренды. Информацию о максимальном размере можете получить на сайте.

11. Если казахстанец купит землю на аукционе, может ли он перепродать ее иностранцу?

Нет, не может. Это запрещено законодательством.

12. Есть сомнения, что аукцион и конкурсы проходят открыто и честно. Что делается в этом направлении?

Законом четко установлен порядок проведения торгов, аукцион - для граждан, конкурс - для иностранцев.

Механизм проведения торгов исключает коррупцию при распределении земель. Аукцион по своей сути обеспечивает принципы гласности, состязательности между потенциальными покупателями и открытую конкуренцию.

13. Кто контролирует долю иностранной рабочей силы в стране? Есть также опасения, что иностранцы займут рабочие места при создании совместного предприятия.

По притоку иностранных граждан в Казахстан хотелось бы пояснить, что за 5 лет количество иностранцев, прибывающих в Казахстан, практически не меняется. Ежегодно у нас в республике в среднем с различными целями въезжает (регистрируется) более одного миллиона иностранных граждан. Это туристы, командировочные, студенты, рабочие и пр. Из них в основном (80-90%) - это граждане стран СНГ.

Трудовая деятельность иностранных работников в Казахстане регулируется через квоты, т.е. постановлением правительства устанавливается максимальное количество иностранцев, приезжающих в нашу страну на заработки. Эта квота не превышает 0,7% от экономически активного населения. Например, в 2016 году квота составила 63 тыс. человек. В предыдущем году размер квоты был примерно такой же, однако в 2015 году было выдано всего 32 тыс. разрешений. Таким образом, квота была освоена всего на 50%.

При этом, квота предусматривает привлечение квалифицированных работников, дефицит которых отмечается на отечественном рынке труда. Из них только 2054 человек приехало для сельскохозяйственных работ.

14. Может ли иностранный землепользователь, арендовавший землю в Казахстане, привлечь своих сограждан для совместной работы.

Привлечение иностранной рабочей силы в Казахстане ограничено государственной ежегодной квотой и распространятся исключительно на квалифицированных работников. На 2016 год квота составила не более 63 тыс. человек и не превышает 0,7% от общего количества казахстанских работников. Срок действия разрешения для иностранцев не превышает одного года, по истечении которого он обязан покинуть Казахстан.

Кроме того, количество иностранных работников не должно превышать 10% от общего количества работающих в том или ином предприятии. Эта норма распространяется только на работодателей.

15. Мы понимаем, что земля для казахстанцев - сакральная тема. Сейчас значение не имеет аренда или продажа. Земля - это мать. Мать не продается и не дается в аренду.

Всем известно, что земля - мать богатства, а труд - отец его! Труд и земля - главные источники богатства. Страна тем богаче, чем больше создает продукты. Источник богатства следует искать в самом производстве. Казахстан обладает огромными сельскохозяйственными ресурсами. Земельный фонд нашей страны составляет 272,5 млн. гектаров. Это бесценное национальное богатство, которым, к сожалению, до сих пор мы не можем эффективно воспользоваться. Земля не обрабатывается годами и, как следствие, деградирует и зарастает сорняками. Трудясь и возделывая землю, она становится истинным богатством и достоянием нашей страны. Именно с этой целью мы создаем все условия, чтобы на нашей земле взрастить своих крепких хозяйственников, умело использующих передовые мировые технологии.

16. Не лишатся ли казахстанцы своих ранее арендованных земель при внедрении законодательных норм?

Принятым Законом не отменяется предоставленное ранее право аренды действующих землепользователей.

Никто не заставляет их выкупать арендованную землю прямо сейчас. Они могут использовать ее до окончания срока аренды.

При этом, действующим землепользователям предоставляется право выкупа в частную собственность ранее предоставленных в аренду земельных участков со скидкой в размере 50%.

Кроме того, данную сумму возможно оформить в рассрочку сроком до 10 лет.

(В соответствии с Законом РК от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан», статья 171 Земельного кодекса).

17. Я живу в селе и готов купить землю. Что мне надо сделать для этого?

Во-первых, быть информированным и следить за объявлениями. Акиматы публикуют объявления о проведении аукциона не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до объявленной даты проведения аукциона. Объявления со сведениями о земельных участках, выставленных на аукцион, можно найти в областных периодических печатных изданиях, на официальном сайте акимата и платформе Электронного правительства.

Для участия в аукционе необходимо просто обратиться в акимат и подать заявку.

Не стоит забывать, что с 1 июля 2016 года планируется выставить на аукцион для казахстанских граждан порядка 1,7 млн. га сельхозземель.

18. Я бизнесмен. Где я могу взять информацию по поводу качества земли и под что ее использовать?

Объявления о проведении аукциона должно содержать все необходимые сведения о земельном участке, в том числе качественные характеристики и целевое назначение.

19. Для чего Казахстану необходимо привлекать иностранные инвестиции в сельское хозяйство? Разве мы сами не можем освоить свои земли?

Несмотря на активное развитие отечественного сельского хозяйства, наша страна имеет большой неиспользуемый потенциал. К примеру, Казахстан обладает 147 млн. га пастбищ и граничит с двумя странами, крупнейшими потребителями говядины. Это Россия и Китай, которые закупили говядину в 2014 году на сумму более 4 млрд. долл. США. При таких потенциальных потребителях мы не используем наши возможности.

А в чем же причины? Основная причина - это недостаток инвестиций в сельское хозяйство, связанный с высокими финансовыми затратами производства, большим сроком его окупаемости, отсутствием инфраструктуры на селе, включая объекты по переработке и хранению сельхозпродукции и соответственно оттоком кадров.

А нехватка инвестиций в свою очередь проявляется, в первую очередь, в низкой технической оснащенности отрасли (80% парка сельскохозяйственной техники области изношено).

Во-вторых, из-за низкого финансового обеспечения многие крестьяне, не используя удобрения, снижают плодородие почвы.

Кроме того, исторически казахи были самыми умелыми животноводами, и сегодня фермеры восстанавливают былой потенциал отрасли. А вовлечение инвестиций привело бы к активному развитию этого направления.

При этом приток инвестиций в сельское хозяйство в 2015 году составил 167,0 млрд. тенге, что в 23 раза меньше, чем в промышленность. Поэтому привлечение иностранных компаний в развитие агропроизводства позволит внедрить новые агротехнологии, сельхозтехнику, семенной материал, удобрения и др.

Мы, казахстанцы, будем употреблять свои отечественные продукты: мясо, фрукты, овощи, выросшие на нашей земле. А иностранные компании при этом будут платить налоги, создавать рабочие места, улучшать инфраструктуру села, повышать квалификацию наши работников. Мы должны стремиться к обеспечению продовольственной безопасности, снижению импортозависимости, а также увеличению экспортного потенциала.

Более того, в Казахстане существуют благоприятные условия для производства органической продукции, которая проявляюется прежде всего в исторически низком уровне химизации земель и платежеспособности близлежащих рынков.

В конце 2015 года мы приняли закон о производстве органической продукции, который позволит нам создать систему поддержки и регулирования органического производства, позволяющую обеспечить население продукцией высокого качества, а производителей - справедливой ценой.

Имеются также и глобальные предпосылки.

Первое, это рост населения. С учетом прогнозов по росту численности населения, к 2050 году необходимо будет производить на 60% больше продовольствия, чем сейчас, а в развивающихся странах - в 2 раза больше нынешнего объема.

И второе, мировой сельскохозяйственный потенциал истощается, что может привести к значительному росту дефицита продовольствия.

Поэтому, учитывая сравнительно небольшое собственное население, Казахстан будет играть важную роль в стабилизации и улучшении продовольственной ситуации в мире.

Мировая практика показала, что только окупаемость средств, вложенных в сельское хозяйство, составляет минимум 10 лет, а извлечение прибыли и дальнейшее развитие этого производства требует более длительного срока.

Например, срок аренды для иностранцев в России составляет 49 лет, в ОАЭ - 99 лет. И это не случайно.

20. Вопросы получения гражданства (фиктивные браки, получения гражданства супругами Казахстанцев и получение ими доли земли).

В гражданство Республики Казахстан могут быть приняты иностранцы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан не менее 5 лет, либо состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан не менее трех лет.

Данная норма урегулирована статьей 16 Закона Республики Казахстан «О гражданстве».

В случае, если для получения гражданства иностранец заключил фиктивный брак с гражданином/гражданкой Республики Казахстан, то в таком случае полученное иностранцем гражданство Казахстан аннулируется.

Это также четко урегулировано законодательством Казахстана. Так, пунктом 6) статьи 21 Закона Республики Казахстан «О гражданстве» предусмотрено, что гражданство Республики Казахстан утрачивается, если брак с гражданином Республики Казахстан, послуживший основанием для приобретения лицом гражданства Республики Казахстан, признан судом недействительным.

21. Какими объективными показателями доказано, что введение частной собственности на земли сельхозназначения в нашей стране привело к их более эффективному использованию по сравнению с долгосрочной арендой (в мировой практике нет убедительных доказательств экономического преимущества частной собственности на землю перед ее арендой)?

Когда человек имеет в частной собственности землю, он к этой земле относится ответственно, использует ее, зарабатывает на ней деньги. Однако, получив землю в аренду и заплатив за аренду мизерные деньги (в среднем 200 тг/га), казахстанские граждане не заботятся о земле.

По результатам инвентаризации сельхозземель (2012-2014 годы) выявлено 19,2 тыс. земельных участков на площади 7,4 млн.га неиспользуемых земельных участков.

Также установлено снижение уровня плодородия почв.

Анализ показал, что в большой степени не используются либо используются с нарушением законодательства именно земли, находящиеся в аренде, поскольку главной целью арендаторов, как правило, является эксплуатация полезных свойств земли, как природного ресурса, без вложения каких-либо средств на восстановление его полезных свойств, по принципу получения «сиюминутной прибыли» в течение срока аренды.

Не все нынешние арендаторы используют землю добросовестно, не внедряются современные технологии по возделыванию земли.

В связи с чем, в рамках 35-шага Плана наций приняты меры по обеспечению эффективного и рационального использования земель сельхозназначения путем внедрения механизмов по передаче их в частную собственность.

22. При заключении брака иностранца с гражданином РК, в случае если они приобрели землю, может ли иностранец стать собственником этой земли?

Законодательством четко разграничено, что право частной собственности на земли сельхозназначения может принадлежать только гражданину РК, право аренды - иностранцу.

Таким образом, брачные отношения не влияют на вид права по отношению к земле.

В случае развода у казахстанского супруга (супруги) его часть земли остается в частной собственности, а у иностранного - в аренде.

23. Какой будет дальнейшая судьба сельхозучастников: а) если после их приобретения в собственность участие зарубежного капитала в совместных компаниях-покупателях будет расширено до доли свыше 50 процентов; б) если они будут фигурировать в качестве залога в иностранный банк?

В соответствии со статьей 24 Земельного кодекса, юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками сельхозназначения только на праве аренды сроком до 25 лет.

В случае увеличения участие (доли) зарубежного капитала в юридическом лице, согласно требованиям статьи 66 Земельного кодекса, участок должен быть отчужден или переоформлен на право аренды в течение 3-х месяцев.

В случае неисполнении указанных требований законодательства местный исполнительный орган по местонахождению земельного участка направляет иск в судебные органы об изъятии земельного участка в государственную собственность.

В случае, если даже казахстанская земля будет передана в залог в иностранный банк, то иностранный банк не сможет приобрести право собственности на нее.

Справочно: согласно статье 24 Земельного кодекса (в редакции, вводимой в действие с 1 июля 2016 года), иностранные лица могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет.

И в этом случае, в соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса, иностранное лицо должно принять меры в течение трех месяцев по отчуждению земли или переоформлению права на землю. В случае неисполнения этого требования, местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения подает иск о возврате земельного участка по его месту нахождения.

 

ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Почему такая низкая арендная плата за использование комплекса «Байконур»?

В соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 года, арендная плата за использование комплекса «Байконур» составляет 115 млн. долларов США в год.

Однако, Договор аренды комплекса «Байконур» отличается от классических договоров аренды тем, что Договором аренды комплекса «Байконур» помимо ежегодной арендной платы предусмотрено финансирование Арендатором затрат на текущий, капитальный ремонт и реконструкцию арендуемых объектов (п. 6.2 Договора аренды), а также финансирование жизнедеятельности г. Байконыр (п. 6.10 Договора аренды).

В этой связи, помимо арендной платы Российская Федерация ежегодно вкладывает порядка 6 млрд. рублей (92 млн. долларов США по нынешнему курсу, 200 млн. долларов США по старому курсу) на поддержание и развитие космодрома «Байконур» и города Байконыр.

Таким образом, в денежном выражении Российская сторона платит арендую плату в сумме свыше 200 млн. долларов США в год.

2. Сколько составляет площадь земель, переданных России в рамках аренды комплекса «Байконур»?

В соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» от 10 декабря 1994 года, общая площадь арендуемых российской стороной земель составляет 4 млн. 805 тыс. 978 га, в том числе в качестве районов падения отделяющихся частей ракет-носителей - 4 млн. 136 тыс. га (50 районов падения отделяющихся частей ракет-носителей).

Из 669 тыс. 978 га, занимаемых комплексом «Байконур», выведены из аренды земельные участки площадью 11,6 тыс. га для социально-экономического развития поселков Торетам и Акай.

Из 4 млн. 136 тыс. га земельных участков, занимаемых районами падения отделяющихся частей ракет-носителей, 2 млн. 224 тыс. 100 га или 53,7% не используются арендатором.

Неиспользуемые земельные участки могут быть использованы для отгонного животноводства.

 

 

II. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

 

1. Как будет продаваться земля?

Участок на аукцион будет выставляться дважды методом повышения стоимости. Если за это время не найдется покупатель, то будет проведен ещё один аукцион, в котором цена может быть снижена до 50%. Если и в этом случае не будет желающего купить, то участок снимут с аукциона. Аукционы вводятся для прозрачности сделок. В них могут участвовать только граждане и юридические лица Республики Казахстан.

(Ст. 48-1 и 171 в редакции от 1 июля 2016 г. Земельного Кодекса РК, Приказ МНЭ № 290 от 31 марта 2015 г.)

 

2. Получается, государство таким образом хочет пополнить бюджет за счет продажи земли?

Во-первых, средства, поступающие от продажи государством земельных участков сельскохозяйственного назначения зачисляются в Национальный фонд, а не в бюджет.

Во-вторых, как таковой цели получить государством дохода от продажи земли нет. Основная идея - это вовлечение земли в экономический оборот.

 

3. Что будет с земельными участками, уже взятыми в аренду до 49 лет?

Норма о сдаче земли в аренду до 49 лет была введена ещё в 2003 году, когда принимали Земельный кодекс. После 1 июля 2016 года все договора на аренду сохраняют свою силу, их никто трогать не будет. Более того, у нынешних арендаторов, граждан и юридических лиц Казахстана, появится возможность наконец выкупить эти участки на льготных условиях. Для этого нужно будет написать заявление в акимат. Там составят договор прямой продажи, то есть без аукциона, и арендатор становится собственником земли. При этом стоимость земельного участка составит 50 процентов от кадастровой стоимости и арендатор сможет выкупить участок в рассрочку на 10 лет.

(Ст. 49 Земельного Кодекса РК)

 

4. А что с иностранцами? Они могут купить землю?

В соответствии со статьей 24 Земельного Кодекса иностранцам и иностранным компаниям запрещено на правах собственности владеть казахстанской землей.

 

5. А если им нельзя купить землю, то что можно?

С 2001 года иностранцам отдавали земли сельхозназначения в аренду на 10 лет.

Начиная с 2011 года, иностранцы и юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем пятьдесят процентов, могут использовать земельные участки сельскохозназначения только на праве аренды сроком до 10 лет.

А с 1 января 2015 года этот срок увеличили до 25 лет. Это связано с тем, что в сельском хозяйстве низкая рентабельность и нужны большие инвестиции, поэтому они долго окупаются, в среднем до 10-15 лет.

 

6. Может ли казахстанец сначала купить землю и затем перепродать ее иностранцу?

Если гражданин Казахстана купил землю, а потом захотел продать иностранцу, то по закону это запрещено. А если вдруг он даже это сделает, то такой договор будет недействительным. Согласно закона нотариусы не имеют права регистрировать такие сделки, а органы юстиции не зарегистрируют права, вытекающие из них.

(Приказ МЮ от 31 января 2012 г. № 31)

 

7. Сколько земли в Казахстане находится в аренде и сколько можно продать?

Общая площадь земель для ведения сельского хозяйства, которая находится в аренде, составляет 99,5 млн. га. При этом лишь 1,3 млн. га находятся в частной собственности. Из этих земель площадь пастбищ - 68, 4 млн. га.

С 1 июля 2016 года акиматы планируют выставить на аукцион 1,7 млн. га из земель запаса. Всего государственных земель запаса 100,1 млн. га и надо отметить, что необводненные пастбища составляют львиную часть или 78, 5 млн. га.

 

8. Какова ситуация с целевым назначением земель? 

С 1 июля 2016 года вводится упрощенная процедура изменения целевого назначения участка. Если раньше приходилось менять целевое назначение, например, при изменении вида деятельности с выращивания овощей на производство молока, то теперь этого не требуется.

Главное - сохранить сельхозпроизводство.

(п.3 ст. 97 в редакции от 1 июля 2016 г. Земельного кодекса РК)

 

9. Что означает нерациональное использование земли и как это контролируется?

Нерациональное использование сельскохозземель - это когда происходит ухудшение состояние земли в связи с использованием запрещенных гербицидов и пестицидов, либо когда земля вообще не используется и зарастает сорняками.

Сегодня при акиматах действует специальный орган по контролю за рациональным использованием земли - земельная инспекция. Ее главная функция - контроль за правильным и рациональным использованием земли.

При выявлении нарушений, в отношении лиц, их допустивших, должны применяться меры административного воздействия, вплоть до изъятия земли.

(Приказ МНЭ от 27 марта 2015г. № 268)

 

10. Каковы действия со стороны государственных органов в случае выявления нерационального использования сельхозземель?

Если землепользователь нерационально использует земельный участок, то ему выписывается предписание об устранении нарушений. Если за следующий год после предписания ситуация не изменится, то местные исполнительные органы должны направить исковое заявление в суд об изъятии данного земельного участка.

 

11. А что с иностранными инвестициями в сельское хозяйство? И сколько земли у них в аренде на сегодня?

Из 99,5 млн. га арендованной земли у иностранцев находится всего лишь 65 тыс. га земли - а это приблизительно 0,06%. Все остальное находится в аренде у казахстанцев и казахстанких компаний.

К примеру, крупнейшая агропромышленная транснациональная корпорация Inalca Eurasia, входящая в структуру итальянской группы Cremonini, приняла решение об инвестировании в казахстанскую компанию «Актеп», занимающуюся производством мяса, более 100 млн. евро. Уже построен современный мясоперерабатывающий завод с годовой мощностью 7200 тонн мяса. В текущем году объем экспорта составит 12 тыс. тонн.

 

12. В обществе существует такое опасение, что иностранцы могут получить земельные участки в собственность посредством приобретения доли в казахстанском юридическом лице, имеющем землю на праве собственности. Так ли это?

Если доля, приобретаемая иностранцем, будет превышать 50%, то земельный участок такого юридического лица будет подлежать в течение трех месяцев отчуждению или должен быть переоформлен на аренду с права собственности.

В случае неисполнения данного требования, Акимат подает иск о возврате земельного участка государству.

(Ст. 66 Земельного кодекса РК)

 

13. А в случае, если иностранец приобретает долю менее 50%, в таком юридическом лице, не обходит ли он запрет?

Надо отметить, что собственником такого земельного участка является исключительно юридическое лицо - резидент Казахстана, которое зарегистрировано и осуществляет деятельность по нашему законодательству и платит здесь все налоги.

Если вдруг иностранец захочет выйти из состава участников, то свою долю он может получить только деньгами.

Это также относится и к случаям, когда участниками юридического лица являются супруги, один из которых иностранец.

 

14. Как иностранцы могут взять землю в аренду?

По закону земли в аренду предоставляются иностранцам только через конкурс. При этом, Правительство утвердило еще в 2003 году максимальный размер земли в одни руки для иностранцев по каждому району всех областей страны.

Например, в Целиноградском районе Акмолинской области - это 1500 га, а нашим гражданам - 7500 га.

При этом, условия конкурса таковы, что потенциальный арендатор в обязательном порядке должен предоставить план использования земли. Если иностранцы нарушают наши требования, мы имеем право расторгнуть контракт и изъять земельный участок у иностранцев.

Приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 268 «Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения» (с изменениями от 22.12.2015 г.)

 

15. Сколько стоит земля?

Расчет кадастровой стоимости земельного участка осуществляется на основании базовой ставки и информация об этом находится на этом сайте.

К базовым ставкам применяются поправочные коэффициенты в зависимости от качественного состояния земельного участка, его местоположения, водообеспечения, удаленности от центров обслуживания и т.д.

К примеру, чем дальше земельный участок от населенного пункта, объекта инфраструктуры, тем цена на него ниже.

Стоимость определяется индивидуально по каждому земельному участку. Окончательная цена земельного участка определяется на аукционе.

 

16. Мы сомневаемся, что аукцион и конкурсы проходят открыто и честно. Что делается в этом направлении?

Законом четко установлен порядок проведения торгов, аукцион - для граждан, конкурс - для иностранцев.

Механизм проведения торгов исключает коррупцию при распределении земель. Торги по своей сути обеспечивают принципы гласности, состязательности между потенциальными покупателями и открытую конкуренцию.

(Приказ МНЭ от 31 марта 2015г. №290)

 

17. Кто контролирует долю иностранной рабочей силы в стране? Мы боимся, что иностранцы займут наши рабочие места при создании совместного предприятия?

По притоку иностранных граждан в Казахстан хотелось бы пояснить, что за 5 лет количество иностранцев прибывающих в Казахстан практически не менялось.

Трудовая деятельность иностранных работников в Казахстане регулируется через квоты, т.е. решением Правительства РК ежегодно устанавливается максимальное количество иностранцев, приезжающих в Казахстан на заработки. Эта квота не превышает 0,7 % от экономически активного населения. Например, в 2016 году - квота составила 63 тыс. человек. В предыдущем году размер квоты был примерно такой же, однако в 2015 году было выдано всего 32 тыс. разрешений, таким образом, квота была освоена лишь наполовину. При этом, квота предусматривает привлечение в основном квалифицированных работников. Из них 2054 иностранцев приехало для сельскохозяйственных работ.

 

18. Я живу в селе. Я готов купить землю, что я должен сделать для этого?

Во - первых, районные акиматы публикуют объявления о проведении аукциона не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до объявленной даты проведения аукциона. Объявления со сведениями о земельных участках, выставленных на аукцион, вы можете найти в периодических печатных изданиях, на официальном сайте акимата и платформе Электронного правительства.

Во-вторых, для участия в аукционе вам необходимо обратиться в акимат и подать заявку.

 

 

III. НОВОВВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА

 

Для обеспечения рационального и эффективного использования земель сельхозназначения, приняты ряд мер, направленных на введение земли в рыночный оборот.

В целях стимулирования активного рыночного оборота земель и повышения экономической отдачи от земельного фонда Законом Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года внесены ряд изменений в Земельный кодекс.

 

Первое. Введение нового механизма предоставления земельных участков посредством проведения аукциона.

Так, земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности будут предоставляться физическим и юридическим лицам РК на праве частной собственности посредством продажи через аукционы в следующей последовательности.

В первую очередь - через аукцион, предусматривающий повышение кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.

Если по итогам двух аукционов участок не будет реализован, то он будет выставлен на аукцион, предусматривающий понижение цены участка от кадастровой стоимости до установленного минимального порога (50 % от кадастровой стоимости).

 

Второе. Предоставление льготных условий по выкупу земельных участков, находящихся в аренде.

Данная норма учитывает интересы граждан и юридических лиц Республики Казахстан и предоставляет им право выкупа в частную собственность ранее предоставленных земельных участков сельхозназначения до окончания срока аренды по льготной цене, определяемой в размере 50% от его кадастровой стоимости с рассрочкой до 10 лет.

Также предусматривается норма, защищающая права обладателей земельных долей, передавших данные доли в уставный капитал хозяйственных товариществ в качестве вклада или в производственные кооперативы в качестве взноса.

 

Третье. Снятие ограничений по использованию земель сельхозназначения находящихся в аренде.

Кодекс позволяет землепользователям совершать сделки с правом аренды, в частности закладывать в банк, отчуждать в пределах срока аренды.

 

Четвертое. Упрощение процедуры смены целевого назначения земельного участка.

Согласно новым изменениям в Земельный кодекс, предусматривается исключение обязанности изменения целевого назначения сельхозземель при строительстве объектов, связанных с ведением сельского хозяйства и при смене формы хозяйствования на данных участках.

 

IV. ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЕ

 

- Земля не будет продаваться иностранным гражданам, а только сдаваться в аренду, при этом казахстанцы смогут выкупать землю на льготных условиях;

пункт 1 статьи 24, статья 171 Земельного кодекса.

- Государство обеспечит полную прозрачность механизмов торгов, которые, в том числе, не позволят передать ее по бросовым ценам.

Статьи 48 и 48-1 Земельного кодекса

- Земельная реформа дает социальные и экономические выгоды (рабочие места на селе, увеличение производительности труда, рост объема с/х продукции, приход новых технологий).

- Казахстанские граждане, аграрии, готовы к земельной реформе, поддерживают ее и будут в ней участвовать.

- Земельные реформы основаны на успешном передовом мировом опыте и соответствуют современной практике развития аграрного сектора.

- Реализация земельной реформы находится на особом контроле, что предполагает систему мер по проверкам земель, условиям орошения, использования опасных химикатов, условий пребывания иностранцев и т.д.

- Ряд нормативных актов ужесточает ответственность за намеренную порчу земель сельхозназначений, коррупцию при реализации земельной реформы, а также нарушения миграционного законодательства.

Статьи 92, 93, 99 Земельного кодекса и статьи 137, 338 КоАП, Приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 268 «Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения».

 

IV. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ

 

Анализ показал, что частная форма собственности на земли сельскохозяйственного назначения в основном внедрена в европейских странах.

В восточно-европейских странах, как Польша, Венгрия, Румыния и Болгария внедрена права частной собственности с 3-5 летним запретом на их продажу.

Тем не менее, зарубежная практика не исключает существование различных вариантов форм собственности на землю, таких как, частная и государственная, такая альтернатива доказывает свою состоятельность.

Государство, поддерживая и оберегая частную собственность на землю, берет на себя контрольные функции за ее использованием и распоряжением.

Такой подход к вопросу о собственности на землю, как показывает мировой опыт, очень практичен и идет во благо всего общества и экономики в целом, таким образом, обеспечивается постоянный оборот земель.

Равноправное развитие государственной и частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения существует в Бельгии, Швеции, России, Италии.

В Бельгии регулирование арендных отношений осуществляется государством, с целью недопущения латифундий, нецелевого и неэффективного использования земельных угодий. Таким образом, преобладающей формой вещного права аграрного сектора земельных отношений является частная собственность. Около 43% земель в Швеции или свыше 19 млн. га находится в частной собственности, остальные земли находятся в землепользовании.

В Италии, чтобы земли использовалась и были в обороте применяется принудительная сдача в аренду (продажа) участка более эффективным пользователям, если фермер не обеспечивает ведение хозяйства должным образом (включая поддержание плодородия земли и использование по целевому назначению). Введены жесткие условия целевого использования земель различных категорий, в том числе экологического характера, определяемые с учетом зонирования территорий, санкции за нарушение установленных правил землепользования.

Например, срок аренды для иностранцев в России составляет 49 лет, в ОАЭ - 99 лет.

 

V. ПРЕДЕЛЬНЫЕ (МАКСИМАЛЬНЫЕ) РАЗМЕРЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА

Утверждены

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от 22 октября 2003 года № 1071

 

Предельные (максимальные) размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения в пределах одного административного района (города), которые могут находиться на праве частной собственности у гражданина Республики Казахстан для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, негосударственного юридического лица Республики Казахстан и его аффилиированных лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, а также на праве временного землепользования у иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц для ведении товарного сельскохозяйственного производства

 

 (в гектарах)

Наименование

областей, районов и городов

Предельные (максимальные) размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения в пределах одного административного района (города), которые могут находиться на праве:

частной собственности

временного землепользования

у гражданина Республики Казахстан для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

у негосударственного юридического лица Республики Казахстан и его аффилиированных лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства

у иностранцев и лиц без гражданства для ведения товарного сельскохозяйственного производства

у иностранных юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства

Всего

в т.ч. на орошении

Всего

в т.ч. на орошении

Всего

в т.ч. на орошении

Всего

в т.ч. на орошении

Акмолинская область

 

 

 

 

 

 

 

 

Аккольский

 9400

 

 47000

 

 8000

 

 16500

 

Аршалынский

 2500

 

 40000

 

 5500

 

 11000

 

Астраханский

 7200

 40

 41000

 200

 7300

 50

 21000

 100

Атбасарский

 3000

 30

 51000

 900

 1000

 10

 45000

 150

Буландынский

 4400

 400

 44600

 4400

 2200

 200

 11000

 2200

Егиндыкольский

 5000

 

 51800

 

 2500

 

 12900

 

Енбекшильдерский

 4500

 1400

 45600

 19000

 2700

 900

 13700

 4300

Ерейментауский

 8400

 

 83000

 

 8400

 

 50200

 

Есильский

 7500

 

 42000

 

 5500

 

 20000

 

Жаксынский

 4000

 

 44000

 

 4000

 

 40000

 

Жаркаинский

 1200

 

 50000

 

12000

 

 12000

 

Зерендинский

 6400

 

 64200

 

 1900

 

 19200

 

Коргалжынский

 3200

 

 40000

 

 6500

 

 16400

 

Сандыктауский

 5500

 100

 35000

 500

 5500

 100

 13500

 500

Целиноградский

 7500

 

 40000

 

 1500

 

 4500

 

Шортандынский

 1000

 

 35000

 

 1000

 

 4400

 

Щучинский

 4500

 6

 35000

 80

 3500

 20

 11400

 40

г. Кокшетау

 500

 

 3000

 

 

 

 

 

г. Степногорск

 2500

 

 12900

 

 1900

 

 3900

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актюбинская область

 

 

 

 

 

 

 

 

Айтекебинский

 15000

 150

150000

 500

 1000

 5

 20000

 300

Алгинский

 7000

 150

 60000

 500

 1000

 5

 10000

 300

Байганинский

 25000

 150

150000

 500

 2500

 5

 20000

 300

Иргизский

 25000

 150

150000

 500

 2500

 5

 20000

 300

Каргалинский

 5000

 150

 60000

 500

 1000

 5

 10000

 300

Кобдинский

 10000

 150

 70000

 500

 1000

 5

 10000

 300

Мартукский

 5000

 150

 60000

 500

 1000

 5

 10000

 300

Мугалжарский

 15000

 150

100000

 500

 2500

 5

 10000

 300

Темирский

 15000

 150

100000

 500

 2500

 5

 20000

 300

Уилский

 15000

 150

100000

 500

 2500

 5

 20000

 300

Хромтауский

 8000

 150

 60000

 500

 1000

 5

 10000

 300

Шалкарский

 25000

 150

150000

 500

 2500

 5

 20000

 300

г. Актобе

 4000

 150

 20000

 500

 1000

 5

 5000

 300

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматинская область

 

 

 

 

 

 

 

 

Аксуский

 9400

 90

 94000

 1100

 4700

 45

 47000

 450

Алакольский

 6100

 100

 61000

 700

 3050

 50

 30500

 500

Балхашский

 4700

 100

 47000

 2500

 2350

 50

 23500

 500

Жамбылский

 8600

 60

 86000

 900

 4300

 30

 43000

 300

Илийский

 2850

 80

 28500

 800

 1425

 40

 14250

 400

Карасайский

 800

 70

 8000

 700

 400

 35

 4000

 350

Каратальский

 4500

 150

 45000

 3000

 225

 75

 22500

 750

Ескельдинский

 5000

 120

 55000

 3000

 500

 60

 5500

 600

Енбекшиказахский

 2900

 250

 29000

 2500

 1450

 125

 14500

 1250

Кербулакский

 11000

 40

 49000

 400

 2450

 20

 24500

 200

Коксуский

 4700

 80

 47000

 1100

 235

 40

 2350

 400

Панфиловский

 4700

 150

 47000

 1500

 2350

 75

 23500

 750

Райымбекский

 3700

 80

 37000

 900

 1850

 40

 18500

 400

Саркандский

 5600

 135

 56000

 1100

 2800

 67

 28000

 675

Талгарский

 2100

 85

 21000

 3100

 1050

 42

 10500

 425

Уйгурский

 1300

 70

 13000

 700

 650

 35

 6500

 350

г. Капшагай

 700

 40

 7000

 600

 350

 20

 3500

 200

г. Талдыкорган

 600

 40

 6000

 250

 300

 20

 3000

 200

г. Текели

 226

 30

 300

 100

 100

 15

 1000

 150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Атырауская область

 

 

 

 

 

 

 

 

Индерский

 5000

 50

 50000

 100

 300

 10

 500

 10

Исатайский

 12000

 10

 61000

 15

 6000

 5

 2000

 10

Жылыойский

 15000

 

 20000

 

 1000

 

 5000

 

Кызылкогинский

 2000

 1

 12000

 5

 400

 

 1000

 1

Курмангазинский

 5400

 50

100000

 210

 18200

 30

 5000

 100

Макатский

 1000

 

 2000

 

 

 

 

 

Махамбетский

 1500

 30

 20000

 1000

 100

 10

 100

 10

г. Атырау

 500

 10

 5000

 30

 1000

 5

 2000

 10

Восточно-

Казахстанская

область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абайский

 7800

 -

110000

 -

 6240

 -

 88000

 -

Аягозский

 8000

 100

130000

 560

 6450

 80

104000

 450

Бескарагайский

 2250

 170

 20000

 1710

 1360

 140

 16000

 1370

Бородулихинский

 2000

 100

 20000

 310

 1630

 80

 16000

 250

Глубоковский

 2000

 100

 14000

 310

 1080

 80

 11200

 250

Жарминский

 5300

 160

 54000

 1580

 4280

 130

 43200

 1270

Зайсанский

 3000

 200

 27000

 2850

 2400

 160

 21600

 2280

Зыряновский

 3150

 50

 21000

 60

 2100

 40

 16800

 50

Катон-Карагайский

 3100

 100

 21000

 410

 1660

 80

 16800

 330

Кокпектинский

 3150

 160

 21000

 1620

 1680

 130

 16800

 1300

Курчумский

 6800

 200

 61000

 2000

 5440

 160

 48800

 1600

Тарбагатайский

 3600

 200

 36000

 2880

 2880

 160

 28800

 2300

Уланский

 4000

 100

 40000

 1110

 3240

 80

 32000

 890

Урджарский

 1800

 200

 18000

 4320

 1440

 160

 14400

 3460

Шемонаихинский

 1980

 100

 13000

 210

 1320

 80

 10400

 170

г. Ридер

 3000

 50

 25000

 100

 2460

 40

 20000

 80

г. Семипалатинск

 9300

 180

 93000

 1840

 7440

 140

 74400

 1470

г. Усть-Каменогорск

 2300

 60

 18000

 130

 1840

 50

 14400

 100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жамбылская область

 

 

 

 

 

 

 

 

Байзакский

 2000

 200

 20000

 1500

 1000

 100

 10000

 700

Жамбылский

 3000

 200

 27000

 1000

 1500

 100

 13000

 800

Жуалынский

 3000

 40

 26000

 400

 1500

 20

 13000

 200

Кордайский

 8000

 200

 77000

 2000

 4000

 100

 38000

 1000

Меркенский

 2000

 100

 23000

 900

 1000

 50

 11000

 400

Мойынкумский

 16000

 40

160000

 400

 8000

 20

 80000

 200

Сарысуский

 15000

 200

152000

 200

 7500

 100

 76000

 100

Таласский

 6000

 100

 55000

 600

 3000

 50

 27000

 300

Т. Рыскулова

 8000

 30

 84000

 300

 4000

 15

 82000

 100

Шуский

 9000

 200

 92000

 1500

 4500

 100

 46000

 700

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Западно-Казахстанская

область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Акжаикский

 24000

 200

240000

 350

 12000

 20

120000

 200

Бакейординский

 9000

 50

 89000

 100

 4500

 -

 45000

 -

Бурлинский

 5000

 200

 51000

 500

 3000

 25

 30000

 250

Джангалинский

 14000

 40

136000

 100

 7000

 5

 70000

 50

Жанибекский

 8000

 100

 80000

 200

 4000

 10

 40000

 100

Зеленовский

 7000

 1000

 67000

 2000

 3500

 100

 35000

 1000

Казталовский

 18000

 50

178000

 100

 9000

 5

 90000

 50

Каратобинский

 10000

 -

 96000

 -

 5000

 -

 50000

 -

Сырымский

 11000

 50

112000

 100

 6000

 5

 60000

 50

Таскалинский

 8000

 10

 79000

 -

 4000

 -

 40000

 -

Теректинский

 7000

 700

 75000

 1400

 4000

 70

 40000

 700

Чингирлауский

 7000

 50

 69000

 100

 3500

 5

 35000

 50

г. Уральск

 500

 300

 5000

 600

 300

 30

 3000

 300

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кызылординская

область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аральский

 15000

 1000

 15000

 2000

 2000

 200

 15000

 1000

Казалинский

 15000

 1000

100000

 5000

 2000

 200

 15000

 1000

Кармакшинский

 10000

 1000

100000

 5000

 2000

 200

 10000

 1000

Жалагашский

 10000

 1000

100000

 5000

 2000

 200

 10000

 1000

Сырдарьинский

 10000

 1000

100000

 5000

 2000

 200

 10000

 1000

Шиелийский

 8000

 1000

 50000

 5000

 1000

 200

 8000

 1000

Жанакорганский

 8000

 1000

 50000

 5000

 1000

 200

 8000

 1000

г. Кызылорда

 3000

 1000

 15000

 3000

 500

 100

 3000

 1000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карагандинская

область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абайский

 3000

 100

 10000

 700

 3000

 100

 5000

 300

Актогайский

 11000

 100

 80000

 300

 11000

 100

 22000

 300

Бухар-Жырауский

 6500

 500

 30500

 2000

 6500

 200

 10000

 200

Жанааркинский

 5000

 50

 35000

 100

 5000

 50

 10000

 50

Каркаралинский

 10000

 1000

 60000

 2000

 10000

 500

 18000

 800

Нуринский

 8000

 500

 90000

 1000

 8000

 50

 10000

 200

Осакаровский

 5000

 100

 40000

 300

 5000

 20

 10000

 50

Улытауский

 15000

 300

 95000

 

 15000

 

 30000

 

Шетский

 10000

 80

 40000

 140

 5000

 

 25000

 

г. Балхаш

 30

 

 2000

 

 30

 

 60

 

г. Жезказган

 2000

 

 15000

 

 2000

 

 5000

 

г. Караганда

 75

 

 150

 

 7,5

 

 15

 

г. Каражал

 2000

 

 15000

 

 2000

 

 10000

 

г. Сарань

 65

 

 650

 

 30

 

 100

 

г. Сатпаев

 2000

 

 15000

 

 500

 

 1500

 

г. Шахтинск

 70

 14

 700

 140

 35

 7

 350

 70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Костанайская область

 

 

 

 

 

 

 

 

Алтынсаринский

 4000

 -

 35000

 -

 1000

 -

 10000

 -

Амангельдинский

 5000

 -

100000

 -

 1000

 -

 10000

 -

Аулиекольский

 3500

 -

 50000

 -

 1000

 -

 10000

 -

Денисовский

 2000

 300

 40000

 1000

 1000

 150

 10000

 150

Жангильдинский

 5000

 -

150000

 -

 1000

 -

 10000

 -

Житикаринский

 5000

 1000

 45000

 3000

 1000

 100

 5000

 500

Камыстинский

 5000

 200

 55000

 1000

 1000

 100

 5000

 300

Карабалыкский

 3000

 16

 35000

 -

 2500

 -

 10000

 -

Карасуский

 6000

 -

 90000

 -

 1000

 -

 10000

 -

Костанайский

 8000

 600

 35000

 2000

 1000

 100

 10000

 300

Мендыкаринский

 2500

 15

 35000

 400

 1000

 15

 15000

 100

Наурзумский

 2500

 5

 35000

 10

 1000

 -

 5000

 -

Сарыкольский

 5000

 100

 50000

 1000

 1000

 -

 10000

 -

Тарановский

 3000

 20

 35000

 250

 1000

 5

 10000

 50

Узункольский

 6000

 100

 45000

 1000

 1000

 -

 10000

 -

Федоровский

 5000

 -

 50000

 -

 2500

 -

 10000

 -

г. Костанай

 2800

 150

 5400

 100

 250

 -

 500

 -

г. Аркалык

 3000

 20

 35000

 200

 1000

 10

 10000

 100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мангистауская

область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мангистауский

 4000

 20

100000

 20

 3000

 20

 5000

 20

Бейнеуский

 4000

 20

100000

 20

 3000

 20

 5000

 20

Тупкараганский

 4000

 20

100000

 20

 3000

 20

 5000

 20

Каракиянский

 4000

 20

100000

 20

 3000

 20

 5000

 20

г. Актау

 -

 20

 -

 20

 -

 20

 -

 20

г. Жанаозен

 -

 20

 -

 20

 -

 20

 -

 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Павлодарская область

 

 

 

 

 

 

 

 

Актогайский

 9100

 100

 15000

 500

 9100

 100

 15000

 500

Баянаульский

 16900

 100

 2000

 500

 16900

 100

 20000

 500

Железинский

 6700

 50

 10000

 300

 6700

 50

 10000

 300

Иртышский

 9000

 50

 15000

 350

 9000

 50

 15000

 350

Качирский

 6000

 100

 10000

 500

 6000

 100

 10000

 500

Лебяжинский

 6000

 100

 10000

 500

 6000

 100

 10000

 500

Майский

 16400

 100

 20000

 500

 16400

 100

 20000

 500

Павлодарский

 5400

 100

 15000

 500

 5400

 100

 15000

 500

Успенский

 6500

 100

 15000

 500

 6500

 100

 15000

 500

Щербактинский

 5600

 50

 10000

 300

 5600

 50

 10000

 300

г. Экибастуз

 17600

 100

 20000

 500

 17600

 100

 20000

 500

г. Аксу

 7000

 100

 10000

 500

 7000

 100

 10000

 500

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Северо-

Казахстанская

область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Айыртауский

 900

 

 30000

 

 500

 

 10000

 

Акжарский

 9000

 

 36000

 

 3600

 

 18000

 

Аккайынский

 2000

 

 22000

 

 700

 

 1500

 

им. Г. Мусрепова

 1000

 

 30000

 

 1000

 

 10000

 

Есильский

 1500

 

 15000

 

 1000

 

 2000

 

Жамбылский

 500

 

 10000

 

 100

 

 -

 

Кызылжарский

 3000

 150

 26000

 250

 1000

 

 3000

 

им. М. Жумабаева

 5800

 

 58000

 

 5800

 

 5000

 

Мамлютский

 2000

 

 19000

 

 2000

 

 10000

 

Тайыншинский

 3000

 

 35000

 

 1000

 

 10000

 

Тимирязевский

 20000

 

 40000

 

 5000

 

 15000

 

Уалихановский

 2500

 

 26000

 

 1000

 

 10000

 

им. Шалакына

 2500

 

 20000

 

 1000

 

 10000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-

Казахстанская

область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Байдибекский

 1100

 20

 20000

 300

 1100

 20

 5000

 40

Казыгуртский

 800

 50

 10500

 350

 500

 20

 1000

 40

Махтааральский

 250

 30

 300

 30

 150

 15

 5

 1

Ордабасинский

 1500

 100

 15000

 1500

 500

 50

 1500

 200

Отырарский

 1500

 40

 3000

 50

 500

 25

 3000

 50

Сайрамский

 300

 20

 1000

 200

 150

 10

 500

 50

Сарыагашский

 1000

 70

 30000

 1000

 500

 25

 7000

 50

Сузакский

 2900

 10

 86000

 200

 1400

 2

 14400

 5

Толебийский

 35

 5

 6750

 500

 3

 0,5

 345

 75

Тюлькубасский

 50

 5

 2500

 300

 5

 0,5

 100

 2

Шардаринский

 60

 10

 300

 50

 60

 10

 300

 50

г. Арысь

 1100

 20

 20000

 300

 1100

 20

 5000

 40

г. Кентау

 200

 10

 1000

 100

 100

 5

 500

 50

г. Туркестан

 2000

 50

 10000

 500

 500

 20

 2000

 50

г. Шымкент

 50

 2

 2000

 100

 20

 1

 100

 4

 

VII. ИНФОГРАФИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: