Новый закон о банках: что предлагают изменить в банковской системе Казахстана

Он рассказал основные новеллы проекта зовый закон призван способствовать укреплению устойчивости банковского сектора, развитию инноваций и стимулировать повышение роли банков в финансировании реального сектора экономики.
"Первый блок направлен на совершенствование корпоративного управления в банках. В частности, устанавливаются дополнительные требования к руководителям ключевых блоков: управления рисками, внутреннего аудита и комплаенс-контроля. Эти должности приравниваются к руководящим работникам с соответствующими квалификационными и репутационными требованиями. Кроме того, усиливается роль института независимых директоров. Предусматривается ряд инициатив, направленных на повышение их профессиональной независимости и эффективности участия в управлении. Вводятся ограничения на срок пребывания в должности, требования по отсутствию деловых и иных связей с банком и лицами, связанными с ним особыми отношениями, а также исключение конфликтов интересов. Например, участие в капитале банка или получение дополнительных вознаграждений от банка или связанных с ним структур будет недопустимо", – пояснил спикер.
Планируется также расширение применения мотивированного суждения. Такой подход позволит регулятору гибко оценивать соответствие работников и членов совета директоров установленным требованиям. В частности, предусмотрено признание работника банка руководящим, что повлечет за собой применение соответствующих квалификационных норм. Также предоставляется возможность оценки независимости члена совета директоров и при несоответствии критериям его отстранения от занимаемой должности.
Дополнительно расширяются полномочия регулятора по оценке наличия конфликта интересов, способного повлиять на достоверность внешнего аудита, с правом замены аудитора при необходимости.
Второе направление проекта закона посвящено модернизации системы лицензирования и упрощению доступа на банковский рынок.
"Основной инициативой в этом блоке является внедрение базовой банковской лицензии, что создает более гибкие условия регулирования, способствующие выходу новых участников и усилению конкуренции в секторе. Базовая лицензия отличается от универсальной как по объему допустимых операций, так и по регуляторным требованиям. В частности, устанавливаются ограничения по максимальному размеру активов на уровне 500 млрд тенге. Минимальный размер капитала для банков с базовой лицензией составит 10 млрд тенге, тогда как для универсальных банков этот порог будет повышен до 20 млрд тенге. Также снижаются требования к системе управления рисками и отчетности, уменьшается надзорная нагрузка, при этом сохраняются базовые принципы устойчивости", – сказал Олжас Кизатов.
Между тем, по его данным, для ограничения рисков базовым банкам будет запрещено предоставлять кредиты и иные кредитные продукты нерезидентам, а также выдавать займы лицам, связанным с банком особыми отношениями.
Кроме того, вводится ограничение на совокупный размер срочных и сберегательных вкладов физических лиц – не более 10 млн тенге. Также будет запрещена деятельность, связанная с брокерскими и дилерскими операциями по сложным или высокорисковым финансовым инструментам.
"Третье направление связано с созданием условий для развития исламского банкинга. В настоящее время действующее законодательство требует создания отдельного исламского банка для осуществления соответствующей деятельности. Несмотря на то, что исламский банкинг предусмотрен в банковском законодательстве Республики Казахстан с 2009 года, его доля в банковском секторе остается незначительной – менее 0,5% от совокупных активов. С целью стимулирования развития исламского финансирования агентство предлагает ввести механизм "исламских окон" – предоставление исламских банковских услуг в рамках традиционного банка. Такой формат позволит облегчить выход новых участников на рынок, в том числе зарубежных инвесторов, имеющих опыт в аналогичных моделях. Это также обеспечит масштабируемость бизнеса, расширение регионального присутствия за счет синергии с существующей банковской инфраструктурой", – подчеркнул зампред АРРФР.
Одновременно повысится доступность исламских финансовых продуктов для клиентов, предпочитающих соответствие принципам шариата.
"Важным условием для традиционных банков, открывающих исламские окна, станет раздельный учет операций и строгое соблюдение всех требований исламского финансирования", – добавил спикер.
В документ также включены нормы, касающиеся развития механизмов урегулирования неплатежеспособных банков.
"Закон "О банках и банковской деятельности" был дополнен рядом норм, минимизирующих необходимость государственной поддержки банков. Государственная поддержка допускается только в отношении системно значимых банков. Вводится трехуровневая система антикризисного регулирования: режим усиленного надзора, режим восстановления финансовой устойчивости и режим урегулирования неплатежеспособности. Каждый этап закреплен законодательно, включая критерии активации, перечень мер регулятора и шагов со стороны банка. Также в законе определены требования к планам восстановления, обязательным для всех банков. Эти планы должны разрабатываться и ежегодно обновляться самими банками, а регулятор будет оценивать их качество, полноту и актуальность, а также отслеживать триггеры, активирующие план", – резюмировал Кизатов.
Также четко определены условия и механизм участия государства. Оно может вмешиваться только при одновременном выполнении двух условий: признание банка системообразующим и полное исчерпание частного ресурса через TLAC и связанных лиц.
2 сентября 2025 года глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана указал на необходимость реформирования банковской сферы. Он тогда сказал, что нужен новый закон о банках, отвечающий актуальным задачам стимулирования экономической активности и дальнейшего динамичного развития финтех-сектора.