Транспортная экспансия Казахстана: от Китая до Европы

Как отмечает Logistics Middle East – крупнейший новостной портал из ОАЭ, посвященный логистике, транспорту, цепочкам поставок, воздушным грузоперевозкам и морским перевозкам, Казахстан становится "логистическим хабом Среднего коридора".
Уверенный рост и стратегическое положение
Экономика Казахстана показала рост на 6% в первые месяцы 2025 года – это самый высокий темп за последние 12 лет. Драйверами роста стали промышленность, строительство, торговля и транспортно-логистические услуги. Правительство рассматривает международную торговлю и логистику как ключевые опоры долгосрочного и устойчивого экономического роста.
Прогнозы увеличения логистического потенциала страны основываются на прочном фундаменте.
В 2024 году объем транзитных грузоперевозок через территорию Казахстана увеличился на 7,1 % и достиг 34,6 млн тонн – из них 27,5 млн тонн по железной дороге и 6,7 млн тонн автомобильным транспортом. К 2030 году этот показатель, по прогнозам, достигнет 100 млн тонн.
Одним из ключевых факторов такого роста стало соглашение с Китаем, предусматривающее увеличение количества контейнерных блок-поездов с 600 до 3 000 в год к 2029 году.
Этот рост отражает стратегическое положение Казахстана на пересечении 13 международных транспортных коридоров, соединяющих Китай, Европу, Россию, Каспийский регион, Персидский залив и Южную Азию. Ключевыми маршрутами являются TRACECA, Международный транспортный коридор "Север – Юг" и стремительно развивающийся Средний коридор (Транскаспийский международный транспортный маршрут), который приобретает все большее значение как надежная альтернатива традиционным торговым путям между Азией и Европой.
Масштабная трансформация дорог
Только в 2025 году в Казахстане проводятся работы по модернизации 13 000 километров автомобильных дорог и 6 100 километров железных дорог. В настоящее время строятся или модернизируются шесть аэропортов, а также реализуются два крупных морских проекта.
В железнодорожном секторе реализуются пять масштабных проектов общей стоимостью 2,3 трлн тенге, направленных на укрепление связей с Китаем и Узбекистаном. К 2029 году Казахстан планирует модернизировать 11 000 километров железнодорожных путей. Эти мероприятия позволят сократить транзитные расстояния от ключевых узлов – Хоргоса, Алматы и Астаны – до порта Актау, а также создать новые маршруты "Северный" и "Средний" в дополнение к коридору "Западная Европа – Западный Китай".
В сфере автомобильного транспорта в настоящее время проводится модернизация 9 000 километров дорог, из которых 1 083 километра находятся на стадии реконструкции. Завершение работ по 847 километрам планируется до конца текущего года. Одним из заметных новых проектов является автодорога "Центр – Запад", которая сократит расстояние между Астаной и Актау на 889 километров, повысив эффективность западных экспортных маршрутов.

Фото: Zakon.kz
Расширение авиаперевозок
Казахстан также расширяет сеть гражданской авиации. Ведется строительство трех новых аэропортов, а также модернизация нескольких существующих авиаузлов. По состоянию на 2024 год шесть отечественных авиакомпаний осуществляют 669 еженедельных рейсов по 57 маршрутам. Международные воздушные сообщения связывают Казахстан с 31 страной на 119 маршрутах, при этом в 2025 году планируется открытие новых направлений, включая Рим, Мюнхен, Будапешт, Шанхай, Гуанчжоу и Пусан. Прямые рейсы в США запланированы к запуску в 2026 году. Кроме того, запущена новая частная грузовая авиакомпания.
К 2029 году страна намерена обслуживать 65 млн пассажиров и перерабатывать 500 000 тонн авиагрузов ежегодно.
Морской транспорт
В отрасли морского транспорта вскоре начнутся дноуглубительные работы в акватории порта Актау, также в целях наращивания торгового флота Казахстана планируется закуп 17 новых судов, в том числе 4 паромов. К недавним достижениям относятся завершение строительства зернового терминала мощностью 1 миллион тонн в порту Курык и начало реализации проекта создания многофункционального терминала Саржа с ежегодной пропускной способностью до 11 млн тонн.
В июне 2025 года в порту Актау запущен контейнерный хаб, в результате чего мощность порта по перевалке контейнеров выросла до 240 000 TEU (Twenty-foot Equivalent Unit, двадцатифутовый эквивалент – условная единица, равная объему стандартного контейнера длиной 20 футов), а также открыт новый казахстанский терминал в грузинском порту Поти.
Казахстан расширяет сеть терминалов в ключевых мировых логистических центрах, включая Сиань и Ляньюньган в Китае, Селетино под Москвой, Ташкент, Алят в Азербайджане и Венгрии, что укрепляет позиции страны вдоль торговой оси Восток – Запад.
Казахстан также развивает трансграничное сотрудничество через платформы, такие как Международный финансовый центр "Астана" (AIFC). При участии AIFC были созданы стратегические совместные предприятия, включая Middle Corridor Multimodal Ltd. (Казахстан, Азербайджан, Грузия), Caspian Integrated Maritime Solutions (Казахстан, ОАЭ), KPMC Ltd. (Казахстан, Сингапур), SK-AIH Investment Fund Ltd. (Казахстан, Азербайджан).
Эти партнерства отражают скоординированные региональные усилия по развитию мультимодальной логистики, привлечению иностранных инвестиций и укреплению связей вдоль Среднего коридора.