Обновлены правила оповещения казахстанцев при ЧС
Фото: pxhere
В частности, правила изложены в новой редакции.
Так, говорится, что задачей системы оповещения является своевременное, гарантированное и достоверное доведение сигналов и информации оповещения до населения и органов управления, а также круглогодичное функционирование и постоянная готовность к применению во всех режимах функционирования государственной системы гражданской защиты в мирное и военное время.
Система оповещения организуется на:
- республиканском уровне – республиканская система оповещения с охватом территории республики;
- территориальном уровне – система оповещения области, города республиканского значения, столицы с охватом территорий области, города республиканского значения, столицы;
- объектовом уровне – локальная система оповещения с охватом территории и населения, попадающего в расчетную зону распространения чрезвычайной ситуации:
- объекта с массовым пребыванием людей;
- опасного производственного объекта;
- гидротехнического сооружения.
Республиканская система оповещения обеспечивает доведение сигналов оповещения и информации до:
- населения РК;
- органов управления гражданской защиты;
- сил гражданской защиты;
- территориальных органов уполномоченного органа.
Система оповещения области, города республиканского значения, столицы обеспечивает доведение сигналов оповещения и информации до:
- населения области (части территории области), города республиканского значения, столицы либо до населения района, города областного значения, района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа по распоряжению акима соответствующей административно-территориальной единицы;
- местных исполнительных органов и иных государственных органов;
- экстренных и аварийных служб;
- сил гражданской защиты на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Локальная система оповещения (ЛСО) обеспечивает доведение сигналов оповещения и информации до:
- населения, попадающего в расчетную зону распространения чрезвычайной ситуации;
- работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект и гидротехническое сооружение;
- физических лиц, находящихся на территории объекта с массовым пребыванием людей;
- аварийно-спасательных служб и формирований, обслуживающих опасные производственные объекты;
- руководителей и дежурно-диспетчерских служб юридических лиц, расположенных в расчетной зоне распространения чрезвычайной ситуации.
Указывается, что создание, развитие и поддержание в постоянной готовности системы оповещения республиканского и территориального уровней, в том числе эксплуатация, техническое обслуживание, плановый и текущий ремонт оборудования, организация и содержание каналов связи систем оповещения, осуществляется уполномоченным органом, его территориальными органами и местными исполнительными органами.
Определение единой технической политики по созданию, доукомплектованию, модернизации и дооснащению основного (установленного) оборудования, а также установленного программного обеспечения (лицензионного программного обеспечения) системы оповещения осуществляется уполномоченным органом в соответствии с Национальным стандартом СТ РК 3432-2019 "Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования".
Организация размещения технических средств оповещения осуществляется местными исполнительными органами.
Создание, развитие и поддержание в постоянной готовности системы оповещения объектового уровня, в том числе эксплуатация, техническое обслуживание, плановый и текущий ремонт оборудования систем оповещения, а также организация и содержание необходимых для их бесперебойного функционирования каналов связи, в том числе до управляющего оборудования системы оповещения территориального уровня, осуществляются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения и объекты с массовым пребыванием людей.
Границами зоны действия ЛСО являются границы территории (зон) воздействия опасных факторов от аварий на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, с риском причинения вреда жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами территорий размещения данных объектов и сооружений.
Границы зоны действия ЛСО определяются при разработке технического задания на создание (реконструкцию):
- опасных производственных объектов в соответствии с зонами действия основных поражающих факторов (оценка зоны действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварий, инцидентов);
- гидротехнических сооружений в соответствии с зонами затопления, границами зон вредного воздействия на окружающую среду, определяемые Регламентом о безопасности гидротехнических сооружений.
Указывается, что при размещении нескольких опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, эксплуатируемых разными организациями в близости друг от друга, по совместному решению руководства данных организаций допускается создание единой ЛСО.
При этом каждая организация имеет отдельную объектовую систему оповещения в пределах своей территории.
В случае попадания населенных пунктов в зону действия основных поражающих факторов и зону затопления, границы зон вредного воздействия на окружающую среду при возможных авариях на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях допускается создание системы оповещения указанных населенных пунктов совместно с местными исполнительными органами.
ЛСО задействуются с управляющего оборудования системы оповещения территориального уровня.
Передача информационных видео- и аудиосообщений путем прерывания трансляций телерадиовещания для оповещения и доведения информации до населения осуществляется в соответствии с законом "О масс-медиа".
Предусматривается, что при нарушении работы сетей энергоснабжения и телекоммуникаций оповещение населения организуется с использованием доступных средств информирования, автомобилей оповещения уполномоченного органа, служебных транспортных средств государственных органов и служб гражданской защиты, имеющих громкоговорящие установки.
Уполномоченным органом и его территориальными органами в целях своевременного оповещения органов управления государственной системы гражданской защиты об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время формируются списки лиц для их оповещения с использованием существующих технических средств.
Информация для формирования списков представляется органами управления государственной системы гражданской защиты уполномоченному органу и его территориальным органам, ежемесячно к 5 числу следующего месяца или незамедлительно при изменении соответствующих сведений.
Для обеспечения надежности систем оповещения всех уровней, не реже одного раза в год осуществляется проверка готовности республиканской системы оповещения и не реже одного раза в квартал проверка готовности системы оповещения области, городов республиканского значения, столицы с подачей единого сигнала оповещения "Внимание всем!" и передачей населению информационных сообщений по средствам массовой информации путем передачи текстовых сообщений по сетям операторов сотовой связи на мобильные телефоны населения, в том числе посредством технологии широковещательной передачи сообщений (Cell Broadcast).
Для осуществления технической проверки республиканской системы оповещения и при проведении республиканских учений по гражданской защите распоряжение по задействованию системы оповещения республиканского уровня отдает руководитель уполномоченного органа.
Для осуществления технической проверки системы оповещения области, городов республиканского значения, столицы и проведения учений по гражданской защите распоряжение на задействование системы оповещения территориального уровня отдает руководитель территориального органа уполномоченного органа.
Также утвержден порядок оповещения населения и органов управления при чрезвычайных ситуациях.
Так, говорится, что с момента подачи единого сигнала оповещения "Внимание всем!" оперативным дежурным территориальных органов незамедлительно организуется передача информационных сообщений об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации и инструкции о действиях населения в сложившейся ситуации посредством:
- передачи информационных видео- и аудиосообщений путем прерывания трансляции каналов эфирного телерадиовещания;
- передачи текстовых сообщений по сетям операторов сотовой связи на мобильные телефоны населения, в том числе посредством технологии Cell Broadcast;
- передачи звуковых, графических, текстовых и голосовых сообщений с использованием мобильных приложений по беспроводным сетям передачи данных;
- передачи звуковых и голосовых сообщений с использованием сиренно-речевых устройств и подвижных средств оповещения различной ведомственной принадлежности;
- передачи текстовых сообщений с использованием информационных терминалов в местах массового пребывания населения;
- размещение информации на ведомственном интернет-ресурсе, официальных аккаунтах в социальных сетях уполномоченного органа и его территориальных органов, а также в иных доступных средствах массовой информации.
При задействовании сигнала оповещения "Внимание всем!" система оповещения обеспечивает одновременное и многократно повторяемое доведение информации об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации до населения и порядке действий людей в сложившейся ситуации.
Продолжительность подачи единого сигнала оповещения "Внимание всем!" составляет 1 минуту. После сигнала осуществляется трансляция информационного сообщения продолжительностью до 5 минут на государственном и русском языках.
В течение одного часа допускается повторение информационного сообщения не более трех раз и прекращается после принятия решения об окончании использования системы оповещения.
По сигналу оповещения "Внимание всем!" население использует доступные средства приема информации для получения и выполнения инструкций о действиях в сложившейся обстановке.
Информация об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе применении современных средств поражения, формируется службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования, в том числе сейсмологической службой, системами селевого оповещения, контроля за радиационной обстановкой и иными компетентными организациями независимо от их формы собственности и передается в оперативно-дежурные службы территориальных органов и уполномоченного органа.
Порядок оповещения и доведения информации об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе применении современных средств поражения, до личного состава воинских частей Вооруженных сил, других войск и воинских формирований РК и населения военных городков определяется соответствующими командирами соединений, частей и подразделений совместно с территориальными органами уполномоченного органа.
При задействовании систем оповещения действия оперативных дежурных и тексты информационных сообщений разрабатываются и принимаются территориальными органами уполномоченного органа.
Предусмотрено, что для доведения до населения информации информационного (профилактического) характера, не связанной с угрозой или возникновением чрезвычайной ситуации, используется система оповещения (без подачи единого сигнала "Внимание всем!"). Передача информации осуществляется путем трехкратного воспроизведения через сиренно-речевые устройства, перехвата сетей теле- и радиовещания, публикации в мобильных приложениях, на официальных интернет-ресурсах и в аккаунтах социальных сетей, а также посредством рассылки текстовых сообщений по сетям операторов сотовой связи, включая технологию Cell Broadcast.
Доведение информации через сиренно-речевые устройства осуществляется в период с 08:00 до 22:00 часов.
Приказ вводится в действие со 2 сентября 2025 года.
Ранее мы рассказали, что внесены изменения в информирование населения и пропаганду знаний в сфере гражданской защиты.