Лента новостей
0

Порядка 60% областных бюджетов формируется за счет дотаций из республиканской казны

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 21.09.2011 17:36 Zakon.kz
Интервью с председателем Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета О. Оксикбаевым

Порядка 60 процентов областных бюджетов формируется за счет дотаций из республиканской казны

 

Порядка 60 процентов областных бюджетов формируется за счет дотаций из республиканской казны, фото - Новости Zakon.kz от 21.09.2011 17:36На фоне глобального кризиса повсеместно наблюдался процесс усиления роли государства в экономической жизни. Не стал исключением и Казахстан.

 С одной стороны, в стране приняли антикризисную программу, нацеленную на стабилизацию экономики, с другой - стартовала программа форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), преследующая цель диверсификации и модернизации отечественной экономики. Однако успех реализации программ развития определяется не только точно выверенной стратегией, но и качеством контроля над освоением бюджетных средств. Эту функцию наряду с правоохранительными органами выполняет Счетный комитет парламента. Насколько эффективно и рационально используются средства налогоплательщиков? Об этом сегодня в интервью газете «Литер» рассказывает председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархан Оксикбаев.

председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархан Оксикбаев, фото - Новости Zakon.kz от 21.09.2011 17:36Одним из индикаторов зрелости и профессионализма парламента является его эффективная контрольная функция. Эту роль в финансовой сфере берет на себя Счетный комитет, осуществляющий аудит расходования бюджетных средств. Чем живет «ночной страж» казны, как развивается сам институт внешнего контроля законодательной ветви власти и каково состояние бюджета? Об этом корреспондент газеты «Литер» сегодня беседует с председателем Счетного комитета Омарханом Оксикбаевым.

- В конце июля текущего года глава государства подписал закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования внешнего государственного финансового контроля». В чем, на ваш взгляд, состоят принципиально значимые и важные изменения, заложенные в этом документе?

- Прежде всего надо отметить, что задача усиления ревизионных комиссий маслихатов и непосредственно самого Счетного комитета определена главой государства Нурсултаном Назарбаевым в качестве одной из основных и приоритетных, в максимальной степени способствующих повышению эффективности и качества системы государственного финансового контроля. Во исполнение поставленной задачи нами совместно с администрацией президента и правительством был подготовлен соответствующий проект указа главы государства «О совершенствовании органов внешнего государственного финансового контроля в регионах», для реализации которого и был разработан вышеупомянутый закон.

В соответствии с нормами закона, в областях, городах Астана и Алматы в форме самостоятельных государственных учреждений созданы ревизионные комиссии, подотчетные маслихатам соответствующих административно-территориальных единиц, осуществляющие внешний государственный финансовый контроль на местном уровне.

Ранее регулировавшее деятельность ревизионных комиссий законодательство носило весьма противоречивый и неоднозначный характер. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом, ревизионная комиссия маслихата являлась государственным органом, однако законодательством о местном государственном управлении и самоуправлении данная норма не была урегулирована. Сохранялись противоречия и в отношении статуса председателя ревкомиссии. Руководитель ревкомиссии, являясь депутатом, в то же время занимал должность государственного служащего, что противоречило закону «О государственной службе». При этом как депутат он участвовал в формировании и утверждении местного бюджета, а как председатель ревкомиссии должен был давать объективное и независимое заключение о его исполнении. Здесь присутствовал конфликт интересов, и как высший орган государственного финансового контроля, осуществляющий надзор за соблюдением стандартов государственного финансового контроля, мы настаивали на том, чтобы данное противоречие было устранено.

Счетным комитетом неоднократно высказывались серьезные замечания в отношении работы местных контрольных органов, отмечались нехватка высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять результативный контроль использования активов государства, и, как следствие - низкий уровень бюджетно-финансовой дисциплины на местах.

Мы настаивали на необходимости повышения роли ревизионных комиссий в вопросах контроля за расходованием средств местных бюджетов, заполнения правового вакуума в части определения статуса, процедуры функционирования и их институциональном усилении. Полагаю, что с принятием данного закона ситуация в корне должна измениться. Созданные на региональном уровне самостоятельные структуры обеспечат качественный финансовый контроль и объективную оценку полноты и эффективности исполнения местного бюджета.

- Как вы считаете, насколько данные нововведения будут способствовать повышению эффективности внешнего контроля на местном уровне?

- Построение эффективной системы внешнего государственного финансового контроля на местном уровне - это, прежде всего, требование времени. Наша страна не могла себе позволить и далее содержать 600 работников, расходуя свыше 1 млрд тенге на содержание кадров, зачастую не обладающих в требуемой степени необходимыми знаниями и навыками для проведения полноценного внешнего контроля.

Результативность системы госфинконтроля можно обеспечить только в том в случае, если она будет представлена эффективно работающими органами. Поэтому законодательное определение статуса ревкомиссий и их работников, процедуры формирования состава, обеспечение достаточными ресурсами для реализации контрольных полномочий - это правильный и важный шаг в реформировании отечественной системы государственного финансового контроля.

Принятые нововведения позволят повысить эффективность и качество проводимых контрольных мероприятий, привлечь к работе профессионально подготовленных, высококвалифицированных специалистов, исключить прямую зависимость ревизионных комиссий от местных органов государственной власти, оптимизировать государственные расходы, повысить оперативность предоставления отчетной информации маслихатам и в конечном итоге улучшить финансовую дисциплину на местном уровне.

Если у органов местной исполнительной власти появится еще одна дополнительная возможность повысить качество исполнения возложенных на них функций через выполнение профессиональных рекомендаций ревизионных комиссий, а широкая общественность будет располагать полной и достоверной информацией о том, как расходуются их средства, можно сказать, что одна из задач реформирования отечественной системы внешнего госфинконтроля решена. Конечно, полноценное решение этих задач прежде всего будет зависеть от правильности формирования кадрового состава ревизионных комиссий, которое, согласно законодательству, осуществляется маслихатами.

- На ваш взгляд, насколько правильно формируется доходная часть местных бюджетов и каким образом осуществляется ее контроль?

- Бюджет - это основной инструмент проведения структурных реформ, поддержки позитивных процессов в различных сферах экономической деятельности. Государство располагает необходимыми средствами для проведения активной бюджетной политики. Однако проблема состоит в том, чтобы эти средства расходовались эффективно.

Контрольные мероприятия Счетного комитета свидетельствуют о росте выделяемых трансфертов регионам. Это приводит к усилению зависимости местных бюджетов от республиканского. Так, в 2010 году более 30 процентов расходов республиканского бюджета составили трансферты, выделенные областям, городам Астана и Алматы. Доля трансфертов в объеме доходов областных бюджетов в 2010 году в среднем превысила 60 процентов, а по отдельным регионам достигла 80 процентов.

При этом результаты проверок показали, что число фактов, когда местными исполнительными органами целевые трансферты не осваиваются, перераспределяются на не планировавшиеся ранее мероприятия, растет. На счетах местных исполнительных органов накапливаются значительные средства, что является следствием недостаточной проработки проектов и безответственности администраторов бюджетных программ.

При этом в ходе контрольно-аналитических мероприятий Счетного комитета отмечается, что регионы не всегда с требуемой степенью эффективности используют скрытые резервы для пополнения доходной части местных бюджетов. Потенциал отдельных областей в этом вопросе остается на довольно высоком уровне. Он позволяет снизить зависимость от трансфертов и, соответственно, уменьшить нагрузку на республиканский бюджет. Это касается транспортного, земельного налогов, налогов на недвижимость, неналоговых поступлений и других. К примеру, в ряде регионов нами выявлены факты, когда люди, проживая в дорогостоящих коттеджах, числящихся как незавершенное строительство, оплачивали только земельный налог.

По нашему мнению, необходимо принять действенные меры по глубокому изучению налогового потенциала регионов, выработке эффективных механизмов увеличения доходной базы местных бюджетов, не перекладывая из года в год это бремя на республиканский, формируя тем самым иждивенческий подход местных исполнительных органов.

Ряд проблем выявлен Счетным комитетом и в вопросах использования целевых трансфертов. Так, в результате отсутствия должного контроля за ходом их освоения многие инвестиционные проекты производственного, социального и культурного назначения остаются нереализованными. Выделяемые в больших объемах средства используются неэффективно и нерационально. В основном администраторами бюджетных программ при использовании целевых трансфертов на развитие нарушаются бюджетное законодательство, законы «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», «О государственных закупках».

В частности, финансирование осуществляется без утвержденных технико-экономических обоснований, проектно-сметной документации, заключений госэкспертизы и по неутвержденным рабочим проектам. В этой связи в своем годовом отчете за 2010 год мы рекомендовали правительству рассмотреть целесообразность выделения регионам трансфертов в условиях отсутствия у последних утвержденных инвестиционных проектов, а также разработать обязательные нормы по определению степени ответственности администраторов республиканских бюджетных программ и руководителей местных исполнительных органов за их адресное и целевое использование.

В такой ситуации ясно, что на местах необходим полноценный внешний контроль. Должны быть сильные, самостоятельные контрольные органы с квалифицированным персоналом, способные осуществлять независимый, объективный контроль.

- Омархан Нуртаевич, на ваш взгляд, обеспечит ли придание ревизионным комиссиям статуса самостоятельных государственных органов их полную независимость?

- Скажу так: независимость - один из стандартов государственного финансового контроля. Стандарты государственного финансового контроля утверждены указом главы государства, таким образом, независимость органов государственного финансового контроля определена и на нее никто не посягает. Независимость ревизионных комиссий кроме того подтверждена принятыми подзаконными актами. Это процедура формирования ревкомиссий, планирование их контрольных мероприятий, утверждение отчетов об исполнении местного бюджета и другие вопросы.

Вместе с тем, у меня есть определенные сомнения, что независимость ревизионной комиссии будет полной. Это надо понимать. Поэтому могу однозначно сказать, что многое будет зависеть от председателя ревкомиссии. Кстати, для обеспечения более независимого статуса руководителя ревкомиссии нами было инициировано предложение о назначении его по согласованию с администрацией президента.

Реализация принципа независимости - это основное условие достоверности и объективности оценки эффективности управления государственными финансовыми ресурсами.

Здесь необходимо отметить, что на сегодняшний день в вопросах независимости отечественных органов внешнего госфинконтроля существуют пробелы. Так, действующие принципы формирования бюджета предопределяют их зависимость от исполнительной власти. В этом смысле и Счетный комитет, и ревизионные комиссии недостаточно приближены к требованиям международных стандартов государственного аудита, в соответствии с которыми независимость органов внешнего аудита включает несколько компонентов, в том числе и финансовую независимость.

Это противоречит и требованиям Лимской декларации руководящих принципов контроля, регламентирующей возможность высшего контрольного органа обращаться с просьбой о выделении необходимых финансовых средств непосредственно в государственный орган, принимающий решение по национальному бюджету, то есть в парламент. Пока эта проблема существует, и мы неоднократно говорили о ее наличии и влиянии на деятельность высшего органа финансового контроля, а в перспективе - и органов финансового контроля на местах.

- Омархан Нуртаевич, какие еще изменения ждут систему государственного контроля? Над решением каких актуальных проблем в настоящее время работает высший орган финансового контроля страны?

- Кому-то может показаться, что с принятием закона выработана достаточная нормативная правовая база, регулирующая вопросы организации деятельности органов государственного финансового контроля. Однако это не так. Нормотворчество - постоянный процесс. В вопросе создания единой, четко структурированной по статусу, функциям и компетенциям системы государственного финансового контроля позиция Счетного комитета всегда оставалась активной. При этом я считаю, что совершенствование законодательства путем принятия новых правовых актов, внесения изменений в действующее законодательство должно осуществляться с учетом анализа складывающейся ситуации, существующих проблем, а также всестороннего изучения и использования лучшей мировой практики.

В настоящее время мы ведем активную работу над вопросами системного поэтапного подхода реформирования действующей системы государственного финансового контроля. Главным итогом проводимой работы должен стать переход системы государственного финансового контроля на международные стандарты аудита.

В этой связи нами подготовлен проект Концепции развития системы государственного финансового контроля до 2020 года. Разработанный проект направлен на решение ряда системных и структурных задач. Это повышение статуса, институциональное укрепление органов государственного финансового контроля, в том числе и ревизионных комиссий. Предусматривается создание единой методологической и методической базы государственного финансового контроля. Счетный комитет как оказывал, так в дальнейшем и будет оказывать ревкомиссиям информационную, справочную и методическую помощь, содействовать внедрению в практику единых принципов и стандартов государственного финансового контроля.

Весьма существенным является совершенствование механизмов реализации решений, принятых по итогам контрольных мероприятий. Принятие концепции будет способствовать решению существующей проблемы подготовки и повышения квалификации кадров.

Кроме того, одной из актуальных задач, стоящих перед Счетным комитетом, является наращивание потенциала в области проведения аудита с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Ну и, как я уже отметил, в 2013-2015 годах планируется перевести деятельность государственного финансового контроля на общепринятую в демократических странах с рыночной экономикой модель государственного аудита. Вместе с тем, хочу подчеркнуть, что на этом мы не собираемся останавливаться. Требуется и дальше развивать действенную систему внешнего независимого контроля.

Принятие закона - лишь один из важных и своевременных шагов на пути совершенствования действующей системы государственного финансового контроля, который в максимальной степени будет способствовать ее выведению на качественно новый, отвечающий лучшим мировым стандартам уровень.

Марат МАМАЕВ, Алматы

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: