Выстрел по судьям оказался холостым
Выстрел
по судьям оказался холостым
Заявление о тотальной коррупции в судах выглядит как минимум
смешным
Выстрел по судьям оказался холостым
Заявление о тотальной коррупции в судах выглядит как минимум смешным
После скандала, разразившегося весной этого года в стенах Верховного суда, когда шестеро судей были заподозрены в совершении коррупционных преступлений, судейские огороды просто-таки закиданы булыжниками. И, честно сказать, то, что сейчас каждый считает своим долгом вытереть ноги о судейскую мантию, мы считаем явным перебором.
Да, мы сами больше двух лет отслеживаем негативные процессы в судейском корпусе, говорим об ошибках и очевидных казусах, но делаем это с одной-единственной целью - помочь системе искоренить ошибки и избавиться от тех, кто не заслуживает звания судьи (а таковые, увы, были, есть и будут). Для того же, чтобы утверждать, будто у нас чуть ли не каждый второй судья не знает законов и выносит решения «по понятиям», а то и за мзду, как это недавно сделала Бахытжамал Бектурганова из Ассоциации социологов и политологов (АСиП), нужны серьезные и неоспоримые доказательства. Без них вся эта буча смахивает на известные мероприятия времен инквизиции…
«Наполеон всегда прав». Этот девиз приписывают французскому императору. Так ли это, мы не знаем, но знаем другое: этот принцип в ходу и сегодня. Мы очень сомневаемся, что госпожа Бектурганова имеет в своем распоряжении доказательства коррумпированности представителей судейского корпуса, но ведь это же не мешает ей стоять на своем и формировать общественное мнение. Нет, мы не считаем судей ангелами, в чьих мантиях специально сделаны прорези для крыльев, и верим в то, что АСиП на самом деле проводит опросы, в ходе которых респонденты действительно могли сообщить о неких фактах коррумпированности судов. Но, простите, это опосредованное мнение, без имен, фамилий и конкретных фактов, и очень странно, что АСиП решил козырнуть добытыми в «поле» данными. Странно потому, что даже финпол не смеет делать выводы о таком размахе коррупции в судах (он кое-как за последние двадцать лет смог предъявить обвинения двум судьям), а госпожа Бектурганова возводит данные опроса в ранг аксиомы. Только вот с какой целью - запугать, открыть Америку? Или же все это делалось не рекламы ради, а пиара для? Нет, мы отдаем себе отчет в том, что судебная система не застрахована от сбоев, и в ней, как и в любой другой системе, возможно все, но как ни старались, не смогли поверить в масштабы, о которых свидетельствуют итоги опроса, проведенного АСиП, - как говорится, дебет с кредитом у нас так и не сошелся. Судите сами.
«В среднем 77,3 процента контактеров-респондентов владеют информацией о фактах коррупции в судебных органах. Критически высокий уровень осведомленности отмечается в группах населения (82,2 процента) и малого среднего бизнеса (80,8 процента)… Более двух третей из числа тех, кто сталкивался с коррупцией (68,8 процента), были вынуждены давать взятку. Лидером рейтинга по охвату коррупции являются городские и межрайонные суды. В совокупности 32,3 процента контактеров считают, что взятки в данных органах судебной системы берут более половины всех сотрудников», - утверждают авторы опроса и добивают обывателей новой порцией шокирующих выводов: «Районные суды - 65,3 процента контактеров отмечают их полную и частичную коррумпированность.
Индекс коррумпированности составляет минус 0,84. Средний размер взятки оценивается контактерами в 7257 долларов. Городские и межрайонные суды - на втором месте. Показатели коррумпированности - 66,5 процента. Индекс коррумпированности - минус 0,82. Средний размер взятки - свыше девяти тысяч долларов (9477). Областные суды: показатель полной и частичной коррумпированности - 62,4 процента. Индекс коррумпированности минус 0,81. Средний размер взятки - свыше 14 тысяч долларов (14454). Специализированные суды: показатель коррумпированности - 55,1 процента. Средний размер взятки - свыше 11 тысяч долларов (11782). Верховный суд Республики Казахстан - показатель коррумпированности 48,4 процента, индекс коррумпированности - минус 0,71. Средний размер взятки - свыше 34 тысяч долларов (34338). Это мнение людей, которые сами давали взятки».
Будь мы на месте господина Кожамжарова, то сразу бы кинулись к госпоже Бектургановой с требованием раскрыть имена участников опроса или хотя бы с просьбой при проведении новых исследований записывать контактные данные респондентов. И вовсе не затем, чтобы зафиксировать все случаи коррупционных проявлений. Это же сколько у нас в стране богатых людей, готовых вот так запросто выложить от 7 до 34 тысяч долларов за нужное решение суда! Неплохо бы выяснить происхождение этих богатств, особенно если учесть, что размер средней зарплаты в Казахстане составляет чуть более 90 тысяч тенге. Как минимум такое разночтение должно было бы насторожить госпожу Бектурганову и ее коллег, а следовательно, при сравнении статданных о доходах среднестатистических казахстанцев и категории рассматриваемых в судах дел (в основе которых на данный момент дела проблемных дольщиков, неплатежеспособных заемщиков по банковским кредитам, должников по коммунальным и другим обязательным платежам) выяснилась бы явная нелепица, но… Или задача была совсем в другом?
Мы всегда с уважением относились к экспертной оценке АСиП, но на этот раз вынуждены констатировать, что данная организация выстрелила холостыми патронами. Правда, цель поражена. Но туда ли целились социологи? В беседах с судьями мы все чаще стали слышать мнение о том, что информационная война развязана в угоду определенному кругу лиц, и ни о какой защите интересов простых граждан и общества в целом тут и речь и не идет. Один из судей, не будем называть его фамилию, так и сказал: «Первая мысль, приходящая в голову: не делается ли это в целях того, чтобы отдельные политические партии или структурные звенья имели влияние на наши суды посредством неформального подчинения, под видимостью общественного ока?».
Мы не беремся судить, так это или нет, но считаем необходимым расставить точки над i.
Кому-то может показаться, что мы необъективны и, как любят выражаться комментаторы на нашем сайте, «прогнулись» под судей, - мы уважаем право каждого на собственное мнение. В то же время мы не относимся к числу тех, кто видит только черное, не замечая белого. Да, мы рассказывали о безграмотных судьях, которые не только не знают законов, но и могут допустить в тексте приговора 478 орфографических и смысловых ошибок, об обладателях мантий, которые выпускали насильников из зала суда, о тех, кто спокойно мог приговорить человека к длительному сроку заключения, даже не удостоверив его личность. Но мы не можем не замечать и положительных явлений, происходящих в судебном корпусе республики, а они есть, как это ни покажется кому-то странным. И, в отличие от госпожи Бектургановой, мы предпочитаем оперировать только фактами.
Исцели себя сам
Введение суда присяжных, института медиации, создание специализированных судов в узкоотраслевом направлении - это неоспоримые плюсы судебной системы РК. Да, есть вопросы к реализации этих механизмов на практике, но даже скептики вынуждены признать, что это гигантский шаг вперед, который вынуждает судебную систему искать пути самосовершенствования и исправлять собственные ошибки. Увы и ах, как бы сегодня ни критиковали судебную систему, что бы ни говорили о ее никчемности и нечистоплотности, судебные ошибки - это данность, которая была, есть и будет всегда. Вероятность самой ошибки заложена законодателем в нормативной базе, и для ее исправления существуют соответствующие вышестоящие судебные инстанции, которые призваны привести в соответствие судебные постановления. Но, надо признать, процент ошибок неукоснительно снижается.
По итогам 2010 года вышестоящими инстанциями отменено 1 383 решения, что составило 0,5 процента от общего числа вынесенных решений, тогда как в 2009-м было отменено 2 175 решений, или 0,7 процента. Отменены приговоры в отношении 381 лица, или 0,6 процента, против 222 лиц, или 0,4 процента, в 2009-м. По административным делам отменено 438 постановлений, или 0,2 процента, против 770 постановлений, или 0,3 процента, за 2009 год. Это официальные данные Верховного суда. И несмотря на сегодняшний скепсис в отношении судебной системы, эти цифры никем до сих пор не опровергнуты, да, собственно, и попыток таких не предпринималось.
Если говорить более предметно, то, как нам кажется, один из самых эффективно работающих в республике судов - Алматинский городской.
В лихие 1990-е, когда народ не верил самому себе, а судам тем более, именно Алматинский горсуд первым среди судов республики стал выносить обвинительные приговоры «рыжим алмазам» и «сабыржанам». И по тем временам, когда «царь и бог» был облачен в спортивный костюм, в кармане которого лежал кастет, а за пазухой - самострел, это стало настоящим откровением для общества. А помните банду братьев Акбаевых, которая оставила кровавый след по всей республике? Рассматривать это дело было доверено Алматинскому горсуду. Кстати, на счету судей из южной столицы огромное количество подобных многоэпизодных и многотомных дел, связанных с незаконной деятельностью организованных групп, заказными убийствами успешных предпринимателей, нападениями на обменные пункты и инкассаторов, кражей людей и даже каннибализмом. Интересно, неужели на самом деле кто-то думает, что судья выносит обвинительный приговор серийному убийце или людоеду только за взятку? Остается лишь догадываться, кто в таком случае может являться взяткодателем…
Но вернемся к работе Алматинского горсуда. В свое время он был одним из первых в республике, где апробировались реформы и внедрялись инновации. Неудивительно, что сегодня на долю судов южной столицы приходится наибольший удельный вес всех рассматриваемых судами республики гражданских, уголовных и административных дел. Если в 2001-м ими было рассмотрено 23 416 гражданских, 7450 уголовных и 7 983 административных дел, то только за шесть месяцев текущего года - 34 362 гражданских, 15 199 административных дел, без учета материалов по санкционированию меры пресечения, по другим категориям, подлежащим рассмотрению судом. При этом абсолютное большинство решений, вынесенных алматинскими судами (99 процентов), - законны и справедливы. Этот показатель никем еще не оспорен.
И напоследок еще один факт. Как известно, Союз судей Казахстана с 2004 года входит в Международную ассоциацию судей (МАС). На 54-м ежегодном заседании ассоциации в сентябре 2011-го был сделан доклад по Казахстану. Его представили официальные лица ассоциации Питер Холл и Виргилиус Валанчиус, которые непосредственно посещали Казахстан и исследовали судебную систему республики на соответствие стандартам МАС - показателям независимости судов и судей. Целый год в стране работала группа международных экспертов, изучавшая действительное положение дел в Казахстане, встречаясь не только с судьями, но и с представителями неправительственных организаций. В задачу экспертов также входило исследование вопросов коррупционной составляющей работы судов. Но не будем вдаваться в подробности, просто сообщим, что эксперты установили, что судьи РК «не пьют кровь младенцев», а вполне эффективно справляются с возложенными на них обязанностями.
Бигельды Габдуллин
Уведомления можно отключить в браузере в любой момент