Программа «Болашак» - модель для стран, стремящихся к развитию человеческого капитала
Программа «Болашак» - модель для стран, стремящихся к развитию человеческого капитала
По мнению экспертов, данный проект стал эффективной стратегией развития человеческого капитала в Казахстане - стране, совершенствующей свою систему высшего образования и переходящей к инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке экономике, передает АО «Центр международных программ».
В частности, по словам Лоры Перны, профессора Университета Пенсильвания, члена Совета директоров Института политики высшего образования, «Программа «Болашак» помогает развивать человеческий капитал путем поощрения знания иностранных языков и приобретения технических навыков и знаний, необходимых для поддержания глобальной конкурентоспособности».
В числе главных достижений Программы за 20 лет (прим. автора: в 2013 году Программа «Болашак» празднует юбилейную дату), исследователи отмечают ее доступность любому претенденту, соответствующему критериям отбора. Этому способствовало, во-первых, увеличение количества стипендий до 3000 в год, концентрирование усилий на распространении информации о программе и стандартизация критериев отбора. Как подчеркивает доктор Лора Перна, «Программа перестала считаться доступной только тем, кто имеет хорошие связи с влиятельными политическими деятелями (особенно в ранний период)».
Также, по ее мнению, несомненным преимуществом является тот факт, что Программа претерпевала процессы адаптации в соответствии с поставленными целями и приоритетами. К примеру, за последние 20 лет увеличилось не только количество обладателей стипендии, но и был расширен список зарубежных стран для обучения в рамках программы. Изменен и уровень обучения; теперь по Программе «Болашак» можно получить не только степень магистра и доктора, но и пройти краткосрочные научные стажировки. Критерии подачи документов и отбора также со временем реформировались. Своей долговечностью и способностью эволюционировать с течением времени Программа «Болашак» стала моделью для других стран, стремящихся к развитию своего человеческого капитала.
Вместе с тем, зарубежные эксперты уверены в необходимости дальнейшего совершенствования механизмов реализации данного проекта, с учетом потребностей системы высшего образования и экономики страны.
В частности, как отмечает профессор Лора Перна, несмотря на то, что отмена финансирования обучения бакалавров могла сократить прямые расходы по Программе, чистая выгода этих изменений для отдельных лиц и общества еще неясна. «Несмотря на то, что администраторы Программы всякий раз приводят разумные объяснения, многие работодатели и выпускники считают необходимым пересмотреть данное решение. Несомненно, Казахстану требуется больше докторов философии (PhD), особенно в свете развития своей системы высшего образования (в т.ч. Назарбаев Университет), но дополнительное обучение стипендиатов по программам бакалавриата также могло бы помочь в инновационном развитии», - считает исследовательница.
И наконец, несмотря на то, что Программа стала более открытой за последнее время, контингент участников все еще различается. Так, доля участников Программы из сельских регионов ниже, а доля стипендиатов из крупнейших (и, в основном, финансово-благополучных) городов выше. Такие показатели, считают эксперты, видимо, отражают различия в доступности ресурсов, позволяющих расширить участие; здесь речь идет о качественном начальном и среднем образовании. Данные результаты подчеркивают значимость повышения качества школьного образования в стране (в особенности, в сельской местности) для того, чтобы ученики могли подготовиться к поступлению в вузы Казахстана и зарубежных стран.
В своем исследовании эксперты использовали официальные источники, отчеты администратора Программы - АО «Центр международных программ», МОН РК, интервью с представителями профильного Министерства, курирующего реализацию президентской Программы, выпускниками-болашаковцами и их работодателями. С итогами данной работы уже были ознакомлены участники Европейской конференции по исследованиям в области образования (European Conference on Educational Research), прошедшей в сентябре текущего года. Также заключения исследователей в скором времени будут представлены на ежегодной встрече Ассоциации исследования в высшем образовании (Association for the Study of Higher Education) и опубликованы в престижных зарубежных научных журналах.
С полной версию экспертной оценки вы можете ознакомиться на сайте www.bolashak.gov.kz.
Динара Архарова