Быть чемпионом предметных олимпиад хорошо или плохо?
Асан Жолдасов - основатель группы компаний "Пифагор" и участник проекта "100 новых лиц Казахстана" рассказал корреспонденту Zakon.kz, как из обычного школьника сделать победителя олимпиад и полезного для государства гражданина.
Асан Жолдасов родился в Алматы, и уже с детства показывал отличные знания в области математики. После окончания Республиканской физико-математической школы в 2006 году молодой математик поступил в КБТУ на факультет информационных технологий. Без каких-либо инвесторов он открыл компанию, которая взращивает юных гениев.
- В начальных классах я был троечником, который любил математику. Как обычно, отличников отправляли на олимпиады и меня всегда мотивировали тем, что если я буду отличником, то меня тоже отправят. С большими усилиями я поступил в РФМШ (Республиканская физико-математическая школа), и там у меня прошло четыре года олимпиадной карьеры. Я учился день и ночь, но, тем не менее, я не был самым лучшим, я попал в шестерку лучших. Но в этой системе я увидел некоторые недочеты и мне они не нравились. В 11 классе я не попал в сборную Казахстана и понял, что нужно менять систему, - рассказал Асан.
Во время обучения в университете, на втором курсе Асана Жолдасова приглашали быть членом жюри на различных математических олимпиадах, и это продолжалось в течение пяти лет. Если раньше он сам в них участвовал, то теперь ему открылся вид с другой стороны – со стороны судьи.
- Я увидел всю систему сначала со стороны школьника, затем как члена жюри, и как тренера в РФМШ. Я пытался добиться улучшения с государственной стороны, давал рекомендации государственным органам, занимающимся олимпиадами, что-то предпринималось, что-то - нет. Мне пришло понимание, что отбор лучших учеников не поднимает качество образования, оно поднимается, когда учишь кого-то. Не каждый ребенок знает, что такое РФМШ, кто-то боится поступать, кто-то не поступает и их судьба складывается по-другому. Тогда я подумал, почему не дать этим детям возможность получать олимпиадный контент, который им нигде не дают. Тем более, в юном возрасте, когда у детей есть желание учиться. Кстати, тут важно зацепить этот момент, потому что позже дети становятся ленивыми, если их вовремя не загрузить, - отметил Асан Жолдасов.
В 2008 году были сделаны первые шаги к тому, чтобы открыть собственную компанию. Тогда проводилась летняя математическая школа, организованная тремя энтузиастами: Кунгожиным Алмасом, Елеусизовым Дамиром и Жолдасовым Асаном. Проект создавался не как способ зарабатывания денег, а как источник глубоких знаний.
- Я решил, что я буду обучать всех. Мы с друзьями создали такой формат образования, который считался элитарным. Мы давали материал, с помощью которого можно хорошо подготовиться к олимпиадам разного масштаба. Каждого ребенка можно раскачать. Я очень много экспериментировал, и чаще всего эти эксперименты меня радовали: я брал учеников из простых школ, из частных школ. Из детей, которые не любили математику, я делал чемпионов. Это было как хобби. На выходных занимался с детьми. Уже позже хобби переросло в школу "Пифагор", и она начала расти. При том, что уделяли внимание не маркетингу, а качеству знаний. В 2008 году из Алматы шел отток умных детей из страны, они хотели обучаться за рубежом, и нам было важно донести до людей, что такое олимпиады, что победив в международных олимпиадах, можно поступать в топовые университеты. Было тяжело это сделать, но, в конце концов, смогли донести. Другими словами, мы открыли двери в лучшие университеты Казахстана, - поделился математик.
Однако помогать школьникам решать сложные задачи и тренировать к мировым олимпиадам, было не самым сложным. Чтобы улучшить результаты юных казахстанских математиков, нужно было поменять систему.
- Я думал, что выращивать победителей олимпиад это круто. Обычно такими детьми занимаются в старших классах, я же начал готовить детей к олимпиадам со среднего звена, тогда этого еще никто не делал. Дети средних классов еще хотят учиться, их не надо заставлять. Когда таких ребят стало много, я открыл еще помимо математики направления на программирование и физику. Но почему я принялся за среднее и младшее звено? Я поехал с учениками на мировую олимпиаду, но мы не занимали призовых мест. У меня была очень умная ученица Аружан. Она в шестом классе выиграла учеников из восьмых классов, в седьмом – выиграла всех девятых, но на мировой олимпиаде она проиграла японцам, корейцам, вьетнамцам. Тогда я понял, что наше образование очень отстает, именно начальное. Чтобы в пятых-шестых классах конкурировать, необходимо начать готовиться уже в третьем-четвертом классах. Я изучал международный контент, переводил на русский, на казахский и применял, - объяснил Асан.
Но по логике Асана Жолдасова, ученики должны не только приносить награды во время обучения, но и быть полезным стране после.
- Да, я создавал чемпионов, но это было не то, что я хотел. Я хотел, чтобы эти чемпионы по мере взросления начали менять что-то в каждой своей отрасли, когда уже придут работать. Мои трудозатраты должны проявляться через десять лет, когда мои ученики начинают делать что-то полезное для страны. В 2015 году, когда я уже выпустил массу чемпионов, я увидел, что они эффекта для страны не дают. Они супер гении, их забирают работать крупные мировые компании, но вместе с чувством лидерства, у некоторых из них растет обида на семью, на жизнь. Это происходит потому, что когда они чемпионы, у них завышается эго, но жизнь не стоит только на олимпиадах и математике. Вступая во взрослую жизнь, они теряются, не понимают, что она сложная, что бывают разные люди, которые в математическом плане может от них и отстают, но в социальной жизни они более развитые, а чемпионы не любят признавать кого-то лучше, чем они сами, - объяснил Асан Жолдасов.
Выяснилось то, что важно не только научное образование, но и моральное. Когда принимать участие в обучении должны не только учителя, а также родители. Так компания "Пифагор" была разделена на несколько частей, где преподавали не только физику, математику и программирование, но и говорили о нравственности.
- Пусть он не будет гением в математике, зато человеческие качества, воспитанные в нем, будут эффективны для страны. Учить их состраданию, культуре, пониманию. В первую очередь я начал работать с учителями нашего центра, поменял общую цель и концепцию. Родители должны знать, что именно они хотят, и что хочет ребенок. Помимо хороших знаний, родители должны учить детей ценностям, проводить с ними больше времени. Сейчас мы беседуем с родителями наших учеников о том, чтобы они совместно ходили в театры, на балет, концерты. Мы создали направление "Пифагор Camp", это когда родители проводят время с детьми. Это духовное развитие. Необязательно делать из детей чемпионов, они могут занимать и вторые и третьи места, главное прокачивать нравственность, только тогда такие дети принесут пользу. Быть родителем очень умного ребенка в разы сложнее, чем быть просто родителем, и таким мамам и папам тоже нужна помощь. Пока я лично пытаюсь это сделать через канал на YouTube.
Как показала практика, зачастую дети, увлеченные программированием или математикой, в большинстве своем, очень замкнуты. Теперь учителя работают и над их коммуникациями друг с другом.
- Сегодня образование меняется не только в Казахстане, но и во всем мире. Этому способствуют IT-технологии. И мы меняемся. Мы, помимо обучения и экспериментов, будем заниматься диагностикой. Это когда приходит мама с ребенком, и с помощью психологов и преподавателей мы выясняем как математическую подготовку, так и психологическую. Зачастую у ребенка и мамы разные цели, но мы хотим их объединить. Также еще есть вопрос – это развитие регионов. Сегодня мы понимаем, что единственный путь развивать по нашей системе регионы только через онлайн.
Асема Тунгушбаева