Лента новостей
0

Актуальные вопросы возникновения прав и обязанностей на авторский надзор у лиц не являющихся разработчиками проекта

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 01.04.2014 20:38 Фото: zakon.kz
Юрист

Проектные работы являются важнейшей составляющей любого строительства – его основой, определяющей, каким именно будет строящийся объект. Без помощи проектной организации невозможно построить ни многоэтажный жилой дом, ни даже небольшой склад или магазин. Кроме того, проектные работы необходимы при строительстве систем инженерных коммуникаций: отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и т.п. Проектирование – сложный трудоемкий процесс, требующий привлечения специалистов сразу нескольких профилей. При этом у каждого вида проектных работ имеются свои особенности, без учета которых выполнение качественного проекта попросту невозможно. Так, при проектировании складов и складских комплексов необходимо провести расчет товаропотоков, а при проектировании жилого дома – уделить особое внимание стилистике (архитектуре) здания и схеме расположения помещений. Таким образом, чтобы осуществлять проектные работы, сотрудники проектной организации должны иметь высокую квалификацию и широкие профессиональные знания.

Пунктом 1 ст.60 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242 предусмотрено, что «с троительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов, а также прокладка коммуникаций, инженерная подготовка территории, благоустройство и озеленение осуществляются по проектной (проектно-сметной) документации,разработанной в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами детальной планировки, проектом застройки, выполненными на основании генерального плана населенного пункта (или их заменяющей схемы развития и застройки населенных пунктов с численностью жителей до пяти тысяч человек)». То есть первоочерёдное требование при разработке проектной (проектно-сметной) документации, это соответствие проектных решений градостроительной и архитектурно-строительной документации утвержденный компетентным органом.

В соответствии с п.2 ст.60 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242, без проектной (проектно-сметной) документации либо по эскизам (эскизным проектам) заказчик (собственник) по согласованию с местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) может осуществлять:

1) строительство индивидуальных жилых домов, кроме строительства в зонах повышенной сейсмической опасности или с иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями, требующих специальных проектных решений и мероприятий при их реализации;

2) возведение временных строений, располагаемых на собственных приусадебных участках или участках садовых и огородных товариществ, а также жилых и (или) хозяйственно-бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства;

3) реконструкцию (перепланировку, переоборудование) жилых и нежилых помещений в жилых зданиях (домах), не требующую отвода дополнительного земельного участка (прирезки территории), не связанную с какими-либо изменениями несущих конструкций, инженерных систем и коммуникаций, не ухудшающую архитектурно-эстетические, противопожарные, противовзрывные и санитарные качества, не оказывающую вредное воздействие на окружающую среду при эксплуатации;

4) изменения других технически не сложных строений, предназначенных для личного пользования граждан.

Решение об отнесении к разряду технически не сложных изменений помещений или строений, указанных в подпунктах 3) и 4) пункта 2 статьи ст. 60 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242 принимается местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения).

Возведение хозяйственно-бытовых пристроек к существующим строениям на собственных приусадебных участках, участках садовых и огороднических товариществ (обществ), их благоустройство, а также монтаж мобильных комплексов контейнерного и блочного исполнения на этих участках может осуществляться без согласования с местными органами архитектуры и градостроительства, если указанные объекты не затрагивают интересы других лиц или государства [1]. Стадийность проектирования устанавливается заданием на разработку проектной (проектно-сметной) документации для строительства в соответствии с нормативными требованиями, утверждаемыми уполномоченным государственным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства [1].

За строительством новых, реконструкцией, ремонтом и реставрацией существующих зданий, сооружений и их комплексов, инженерной инфраструктуры, включая благоустройство территорий объектов, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности разработчиков проектов обязательно организовывается и ведется авторский надзор. В соответствии с п.1 ст.1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» авторский надзор - это правомочия автора по осуществлению контроля за: разработкой проекта строительства (строительной документации), осуществляемого автором (авторами) архитектурного и градостроительного произведения; реализацией проекта строительства, осуществляемого его разработчиками, включая автора (авторов) архитектурного или градостроительного произведения. Авторский надзор осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Авторский надзор разработчиков проектов осуществляется в целях обеспечения соответствия архитектурно-строительных, технологических, других технических решений и технико-экономических показателей введенных в эксплуатацию объектов строительства решениям и показателям, предусмотренным в утвержденных проектах (рабочих проектах), а также в целях повышения ответственности разработчиков проектов, заказчиков и подрядных строительно-монтажных организаций по обеспечению высокого качества возводимых или реконструируемых зданий, сооружений [2].

Авторский надзор осуществляется в порядке предусмотренный Приказом Председателя Комитета по делам строительства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 20 октября 2004 года № 406 «Об утверждении Правил организации и ведения авторского надзора» и договора, заключенного между заказчиком и разработчиком проекта на разработку проектно-сметных документаций. Авторский надзор разработчиков проекта осуществляется: 1) при строительстве объектов, подлежащих приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями: отдельно стоящие объекты гражданского (общественного) и коммунального назначения; объекты производственного назначения, за исключением предприятий малого бизнеса (индивидуального предпринимательства); многоквартирные жилые дома (здания); автомобильные и железные дороги; мосты, путепроводы, тоннели, продуктопроводы и линии электропередач с инженерными сооружениями; объекты космической связи; объекты энергетики, включая атомную энергетику; объекты водохозяйственного, ирригационного и (или) гидротехнического назначения; объекты жилого назначения (жилые и подсобные помещения) на железнодорожных и автомобильных разъездах, в заповедниках, заказниках, рыбопитомниках, лесных, охотничьих и других угодьях; 2) в соответствии с распорядительным документом (приказом) организации, ведущей проектирование, инвестирование и строительство объекта; 3) в случаях, предусмотренных статьей 15 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 и Законом Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» [3]. Объем работ по осуществлению авторского надзора разработчиком проектов определяется в рамках, предусмотренных сводными сметными расчетами стоимости строительства объекта на эти цели. Авторский надзор, проводимый в ходе строительства объектов, подлежащих приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями, осуществляется на основании договора и на протяжении всего периода строительства (реконструкции, реставрации, расширения, технического перевооружения, модернизации, капитального ремонта) объекта либо консервации строительства незавершенных объектов [3].

Согласно ст.33 Закона Республики Казахстан «о лицензировании» от 11 января 2007 года № 214 наличие лицензий требуется для занятия проектной деятельностью. Данный вид деятельности включает следующие подвиды деятельности: градостроительное проектирование (с правом проектирования для градостроительной реабилитации районов исторической застройки, за исключением научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры) и планирование, в том числе разработка:

планировочной документации (комплексных схем градостроительного планирования территорий - проектов районной планировки, генеральных планов населенных пунктов, проектов детальной планировки и проектов застройки районов, микрорайонов, кварталов, отдельных участков);

схем развития транспортной инфраструктуры населенных пунктов (улично-дорожной сети и объектов внутригородского и внешнего транспорта, располагаемых в пределах границ населенных пунктов) и межселенных территорий (объектов и коммуникаций внешнего транспорта, располагаемых вне улично-дорожной сети населенных пунктов);

схем теплоснабжения населенных пунктов с размещением объектов по производству и транспортировке тепловой энергии в системе застройки, а также теплоснабжения производственных комплексов, располагаемых на межселенных территориях;

схем водоснабжения населенных пунктов с размещением источников питьевой и (или) технической воды и трассированием водоводов, а также схем водоснабжения производственных комплексов, располагаемых на межселенных территориях;

схем канализации населенных пунктов и производственных комплексов, включая централизованную систему сбора и отвода бытовых, производственных и ливневых стоков, размещение головных очистных сооружений, испарителей и объектов по регенерации стоков;

схем газоснабжения населенных пунктов и производственных комплексов, располагаемых на межселенных территориях;

схем электроснабжения населенных пунктов с размещением объектов по производству и транспортировке электрической энергии в системе застройки, а также электроснабжения производственных комплексов, располагаемых на межселенных территориях;

схем телекоммуникаций и связи для населенных пунктов с размещением объектов инфраструктуры и источников информации;

архитектурное проектирование для зданий и сооружений (с правом проектирования для архитектурно-реставрационных работ, за исключением научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры), в том числе:

генеральных планов объектов, инженерной подготовки территории, благоустройства и организации рельефа;

строительное проектирование (с правом проектирования для капитального ремонта и (или) реконструкции зданий и сооружений, а также усиления конструкций для каждого из указанных ниже работ) и конструирование, в том числе:

оснований и фундаментов;

бетонных и железобетонных, каменных и армокаменных конструкций;

металлических (стальных, алюминиевых и из сплавов) конструкций;

проектирование инженерных систем и сетей, в том числе:

внутренних систем отопления (включая электрическое), вентиляции, кондиционирования, холодоснабжения, газификации (газоснабжения низкого давления), а также их наружных сетей с вспомогательными объектами;

внутренних систем водопровода (горячей и холодной воды) и канализации, а также их наружных сетей с вспомогательными объектами;

внутренних систем слаботочных устройств (телефонизации, пожарно-охранной сигнализации), а также их наружных сетей;

систем внутреннего и наружного электроосвещения, электроснабжения до 0,4 кВ и до 10 кВ;

электроснабжения до 35 кВ, до 110 кВ и выше;

магистральные нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, газопроводы (газоснабжение среднего и высокого давления);

технологическое проектирование (разработка технологической части проектов строительства) зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения, в том числе:

для дошкольного образования, общего и специального образования, интернатов, заведений по подготовке кадров, научно-исследовательских, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, предприятий торговли (включая аптеки), здравоохранения (лечения и профилактики заболеваний, реабилитации и санаторного лечения), общественного питания и бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, отдыха и туризма, а также иных многофункциональных зданий и комплексов с помещениями различного общественного назначения;

для транспортной инфраструктуры (предназначенной для непосредственного обслуживания населения) и коммунального хозяйства (кроме зданий и сооружений для обслуживания транспортных средств, а также иного производственно-хозяйственного назначения);

технологическое проектирование (разработка технологической части проектов строительства) объектов производственного назначения, в том числе:

для энергетической промышленности;

для перерабатывающей промышленности, включая легкую и пищевую промышленность;

для тяжелого машиностроения;

для медицинской, микробиологической и фармацевтической промышленности;

плотин, дамб, других гидротехнических сооружений;

конструкций башенного и мачтового типа;

для подъемно-транспортных устройств и лифтов;

технологическое проектирование (разработка технологической части проектов строительства) объектов инфраструктуры транспорта, связи и коммуникаций, в том числе по обслуживанию:

внутригородского и внешнего транспорта, включая автомобильный, электрический, железнодорожный и иной рельсовый, воздушный, водный виды транспорта;

местных линий связи, радио-, телекоммуникаций;

общереспубликанских и международных линий связи (включая спутниковые) и иных видов телекоммуникаций;

технологическое проектирование (разработка технологической части проектов транспортного строительства), включающее:

пути сообщения железнодорожного транспорта;

автомобильные дороги всех категорий;

улично-дорожную сеть городского электрического транспорта;

мосты и мостовые переходы, в том числе транспортные эстакады и многоуровневые развязки;

технологическое проектирование (разработка технологической части проектов) строительства объектов сельского хозяйства, за исключением предприятий перерабатывающей промышленности Физического и юридического лица для получения лицензии на занятие проектной деятельностью должны соответствовать квалификационным требования установленным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2013 года № 89 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства». Авторский надзор может осуществятся не только проектировщиком (автором проекта) и но и экспертом. Для этого разработчик проекта вправе делегировать проведение (осуществление) авторского надзора за строительством объекта эксперту. Эксперты оказывающие инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности подлежат аттестации. Инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности это комплекс услуг (технический и авторский надзоры), обеспечивающий подготовку и осуществление строительства с целью достижения оптимальных проектных показателей. Аттестация проводится в целях определения уровня профессиональной подготовки и компетентности экспертов, знаний государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, улучшения качества осуществляемых ими работ, изучения новых требований, с учетом изменений, происходящих в строительной отрасли. Очередная аттестация проводится один раз в пять лет для экспертов, осуществляющих следующие виды экспертных работ и инжиниринговых услуг:

1) экспертиза градостроительной, предпроектной и проектно-сметной документации;

2) технический надзор;

3) авторский надзор;

4) техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений [4]. Эксперты по осуществлению авторского надзора подразделяются по следующим специализациям: 1) по объектам первого уровня ответственности – в части архитектуры; 2) по объектам первого уровня ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций; 3) по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части архитектуры; 4) по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций [4].

Практика применения нормативно-правовых актов регулирующих общественные отношение по авторскому надзору показывает, что некоторые вопросы не были регламентированы в должной мере и затрудняют положение заказчика строительства. Это касается возникновения прав и обязанностей на проведение авторского надзора, у лиц не являющиеся разработчиком проекта, после смерти автора проекта (проектировщика), который является физическим лицом. Примером может служить ситуация, в которым физического лица (индивидуальный предприниматель) являющиеся разработчиком проекта строительства и осуществлявший авторский надзор скончался. В целях реализации проекта перед заказчиком возникает вопрос о привлечение лица для осуществление авторского надзора, не являющиеся разработчиком проекта, так как в случае осуществления строительства здания и сооружения (далее объекта строительства) на основании договора одним из базовых функциями застройщика являются привлечение предусмотренных Законом Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» случаях, а также по собственному усмотрению авторского надзора лица, осуществившего подготовку проектной документации, за строительством объекта [5]. В соответствии с п.5 ст.15 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» автор произведения архитектуры или градостроительства вправе:

1) осуществлять авторский надзор за разработкой строительной документации по реализации авторского проекта, если иное не предусмотрено заданием на разработку проекта строительства;

2) осуществлять в установленном порядке авторский надзор за ходом строительства (реконструкции, реставрации, модернизации) объектов, если иное не предусмотрено заданием на разработку архитектурного (градостроительного) проекта;

3) производить фотографирование (кино-, видеосъемку), если иное не предусмотрено договором на разработку проекта или заданием на проектирование, а также если объект не несет информации, относящейся к государственным секретам. Для того чтобы авторский надзор осуществлял эксперт оказывающий инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, разработчик проекта (автор проекта, генеральный проектировщик) должен делегировать эксперту проведение (осуществление) авторского надзора за строительством объекта, так согласно п.2-1. ст.34 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» «разработчик проекта вправе делегировать проведение (осуществление) авторского надзора за строительством объекта:

1) эксперту, имеющему аттестат на право осуществления инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

2) заказчику для самостоятельного выбора поставщика инжиниринговых услуг по ведению авторского надзора, имеющего соответствующий аттестат).

Согласно п.п.1 п.2 ст.16 Закона Республики Казахстан об авторском праве и смежных правах от 10 июня 1996 года № 6 «Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять, разрешать или запрещать воспроизводить произведение (право на воспроизведение)». Следовательно, разработанный проект строительства не подлежит реализации, в связи с тем, что разработчик проекта (автор) обладает исключительными правами на использование произведения. У заказчика есть несколько вариантов, первое это заключить заново договор на разработку проектно-сметных документаций с другим проектировщиком, либо начать строительство объекта по заключенному договору подряда без сопровождения авторского надзора, а возможно и завершить начатое строительство без авторского надзора. Заключение договора на разработку проектно-сметных документаций с другим проектировщиком потребует дополнительных финансовых расходов и времени, согласно условиям оговоренных в соглашении. В случае если застройщик осуществит строительства объекта без сопровождения авторского надзора, то государственный орган осуществляющий архитектурно – строительный контроль привлекёт данного заказчика к административной ответственности по ст.237-2 Кодекс Республики Казахстан от 30 января 2001 года № 155 Об административных правонарушениях (далее- КоАП РК). Диспозицией ст.237-2 КоАП РК предусмотрено , что « Осуществление строительства без сопровождения технического и авторского надзоров - влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей - в размере восьмидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере ста пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей» . Если в качестве проектировщика с одной стороны по договору на разработку проектно-сметных документаций является юридическое лицо, вопросы возникновения прав и обязанностей на авторский надзор у лица не являющиеся разработчиком проекта не возникает. Сменяемость руководителя и принятие на работу эксперта по авторскому надзору, позволяет юридическому лицу самому производить авторский надзор либо издать приказ о делегировать проведение (осуществление) авторского надзора за строительством объекта эксперту, имеющему аттестат на право осуществления инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности или заказчику для самостоятельного выбора поставщика инжиниринговых услуг по ведению авторского надзора, имеющего соответствующий аттестат. Имеется и третий способ решения данного вопроса через получателей наследства , так как п.1 и п.2 ст.30 Закона Республики Казахстан «об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 года № 6 « Авторские права передаются по авторским договорам и в порядке наследования. Авторское право переходит в порядке наследования по закону или по завещанию». А так же ст.15 Закона Республики Казахстан Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 устанавливает, что « авторское право на произведение архитектуры и градостроительства и отношения, возникающие в связи с ним, регулируются Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» и настоящим Законом. Граждане, в результате творческого труда которых созданы произведения архитектуры и (или) градостроительства, признаются их авторами и наделяются соответствующим авторским правом». Далее, вышеуказанной норме ст.15 Закона Республики Казахстан Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 предусмотрено, что « имущественные права авторов произведения архитектуры или градостроительства (кроме случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» и настоящим Законом) заключаются в их исключительных правах: 1) использовать или разрешать использовать проект для реализации; 2) осуществлять или разрешать воспроизведение, распространение и переработку архитектурного или градостроительного проекта; 3) в предусмотренном законодательством порядке делегировать указанные исключительные права другим лицам». Таким образом, заказчик может начать реализацию проекта строительства при получении от наследника права для самостоятельного выбора поставщика инжиниринговых услуг по ведению авторского надзора, имеющего соответствующий аттестат, либо путем делегирования наследником, проведение (осуществление) авторского надзора за строительством объекта эксперту, имеющему аттестат на право осуществления инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Срок принятия наследства составляет в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя согласно п.1 ст. 1072-2 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409. Пункт 2 ст. 1072-2 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409 предусматривает, что «если право наследования возникает для других лиц вследствие отказа наследника от наследства, непринятия наследства другим наследником или устранения от наследования наследника по основаниям, установленным статьей 1045 настоящего Кодекса, такие лица могут принять наследство в течение шести месяцев со дня возникновения у них права наследования». То есть третий способ потребует значительного времени. Наследники могут и не передать право авторского надзора, эксперту по авторскому надзору. В соответствии ст.1083 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409 « Если нет наследников ни по завещанию, ни по закону, либо никто из наследников не имеет права наследовать (статья 1045 настоящего Кодекса), либо все они отказались от наследства (статья 1074 настоящего Кодекса), наследство признается выморочным имуществом . Выморочное имущество переходит в коммунальную собственность по месту открытия наследства. Наследство признается судом выморочным имуществом на основании заявления местных исполнительных органов городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения по месту открытия наследства по истечении одного года со дня открытия наследства. Наследство может быть признано выморочным имуществом до истечения указанного срока, если расходы, связанные с охраной наследства и управлением им, превысили его стоимость». Считаю, что государственные органы не будут заинтересованы в признание проекта строительства через судебные органы выморочным, в целях реализации проекта заказчиком строительства. Вышеназванная ситуация может поставить в затруднительное положение заказчика строительства, разработанный проект может быть и нереализованной в планируемые сроки. Как следствие, убытки в связи с затягиванием реализации проекта строительства могут быть значительными, если это касается много миллионных инвестиции в строительство. В практике управления строительными проектами достаточно легко можно представить себе ситуацию, когда срыв или изменение сроков реализации проекта может существенно изменить показатели экономической эффективности проекта, что в свою очередь может стать причиной серьёзных корректирующих воздействий на проект, или даже отказ от его реализации. Вышеуказанный вопрос необходимо решит следующем образом, в случае смерти разработчика проектной (проектно-сметной) документации, который является физическим лицом (индивидуальным предпринимателем), заказчик имеет право в целях реализации проекта, самостоятельно выбрать эксперта, имеющий аттестат на право осуществления инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключить с ним договор на проведение (осуществление) авторского надзора за строительством объекта. Тем самым ввести дополнение пунктом 2-2 к ст.34 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242.

 

ЧТО ЭТО ДАСТ СТРАНЕ?

1. Сократит время реализации проекта и финансовые издержки заказчика строительства.

2. Авторский надзор будет осуществляться непрерывно при производстве строительно-монтажных работ, обеспечивая качественное выполнение работ.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (абзац 1 п.п.4 п.2 ст.60).

2. СНиП 1.03-03-2010 «Положение об авторском надзоре разработчиков проектов за строительством предприятий, зданий, сооружений и их капитальным ремонтом» принят приказом Комитета по делам строительства и МЭиТ РК от 28 февраля 2002г. (п.п.4.1 п.4).

3. Приказ Председателя Комитета по делам строительства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 20 октября 2004 года № 406 «Об утверждении Правил организации и ведения авторского надзора» (п.п.2 п.1; п.п.3 п.1).

4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 января 2012 года № 165 «Об утверждении Правил аттестации экспертов, осуществляющих экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (п.4; п.7)

5. СН РК 1.03-00-2011 СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ (п.4.4).

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: