Предложения по изменению законодательства в области связи. Часть 2

Адайкин А,С., юрист

Адайкин А,С., юрист

Связь- дело случайное.

Либо она только что была,

либо вот-вот будет.

(из интернета)

Вы не задумывались, почему стоимость телефонных звонков из дальнего зарубежья в Казахстан гораздо дешевле, чем звонки из Казахстана в ту же страну?

Особенности либерализации рынка телекоммуникаций

До 2004 года, до принятия новой редакции Закона о связи [ 1 ], эксклюзивное право на услуги международной и(или) междугородной связи (далее - ММС, а оператор междугородной и(или) международной связи ОММС) было только у АО «Казахтелеком» (далее - АО). После вступления в силу Закона о связи [ 1 ], была провозглашена либерализация рынка телекоммуникаций с лозунгом - теперь стать ОММС может любой хозяйствующий субъект получивший лицензию и удовлетворяющий квалификационным требованиям.

Действительно, многие компании получили лицензии на предоставление услуг MMC. Конкретно с лицензиатами, желающие могут ознакомиться на сайте www.elicense.kz (поиск по виду деятельности международной телефонной связи и междугородной телефонной связи). Причем лицензии они получили давно, но до сих пор не стали ОММС.

Особенностью лицензионной деятельности в области ММС, до принятия квалификационных требований [ 4 ], заявители сначала получали лицензию, а потом начинали выполнять квалификационные требования [ 3 ].

Причем срок выполнения этих требований [3 ] законодательно не установлен. И пока судьба компаний, получивших лицензии, как ОММС, не понятна, так как для выполнения квалификационных требований [ 3 ] с одной стороны уже создана какая-то инфраструктура – прокладка коммуникаций, закупка оборудования, помещения, кадры. Разумеется, эти деньги, причем немалые. А с другой стороны так и не видно, когда же они получат код оператора и начнут предоставлять услуги ММС, потому что выполнить квалификационные требования [3 ] практически невозможно. Даже потому, что ввели требование использовать только собственные линии связи, запретив арендованные, как было ранее.

После вступления в силу квалификационных требований [ 4 ], а это практически с 2013 года, стало сложнее и получить лицензию.

Теперь в соответствии с [ 4 ] для получения лицензии на предоставление услуг междугородной и(или) международной телефонной связи заявитель обязан предоставить, цитата, - Копии актов ввода в эксплуатацию, договоров купли-продажи (магистральных) линий связи, которые являются объектами недвижимости.

То есть перед тем как просто подать заявление на получение лицензии ОММС надо проложить, смонтировать сеть между областями РК и оформить ее в собственность.

Но и получив лицензию, чтобы начать работу как ОММС и предоставлять услуги связи, необходимо выполнить квалификационные требования [ 3 ], например, статей 8 , 11 . Где указано, что сеть телекоммуникаций ОММС должна быть разветвленной и охватывать территории не менее шести областей (географических зон нумерации), городов Астаны и Алматы, что сети телекоммуникаций ОММС организовываются по наземным и спутниковым линиям передачи, на базе собственных линий связи.

Проще говоря, если хочешь стать ОММС протяни, смонтируй магистральные линии связи, т.е. между областями (лучше сразу между 6 областями), например, оптику (можно конечно радиорелейную линию или спутниковый канал) и оформи в собственность. Оформить эти линии связи в собственность, тоже вопрос, с учетом того, что проходить линии будут через земли разных владельцев. На этом пока остановлюсь, не упоминаю про монтаж МЦК (международный центр коммутации), АТС и др. средств связи. Только отмечу, что и сейчас работать нельзя, так как теперь необходимо все линии связи оформить Актами ввода в эксплуатацию уполномоченным органом в области связи.

А теперь скажите мне, готовы ли вы инвестировать в такой проект? А даже если и готовы (вдруг олигарх или корпорация?) уйдут годы на создание и оформление в собственность всей инфраструктуры – линий и средств связи. А теперь ответьте есть хоть один ОММС удовлетворяющий всем квалификационным требованиям? Есть и только один АО «Казахтелеком».

Я бы конечно по старинке заявил, что нормативные правовые акты [ 3 ], [ 4 ] носят дискриминационный характер, спросил бы составляли ли их профессионалы, проходили ли эти документы антикоррупционную экспертизу. Но попробую и высказать такую мысль. Страны претенденты на вступление в ВТО должны взять на себя обязательства по обеспечению свободного доступа к своему рынку телекоммуникаций и поддержку конкуренции в сфере этих услуг. Поэтому создатели указанных подзаконных актов возможно считали, что сделали такой хитрый ход – вроде у нас по законодательству полная либерализация рынка телекоммуникаций и пусть иностранный инвестор вкладывается по полной если хочет стать ОММС (а по-нашему читай так - у нас есть уже один ОММС и зачем нам еще).

Теперь к главному. Понятно, что рынок услуг ММС монополизирован в пользу АО «Казахтелеком» и подзаконные акты только способствуют этому. Но если бы только это я не стал бы писать эту статью.

Но в нашем случае, классический пример как строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Лучше пусть бы закон был за монополизацию рынка телекоммуникаций, скажем не справедлив, но строго выполнялся. Но сейчас для «серых операторов» совсем не нужна лицензия ОММС, которую то и получить не возможно. Они занимаются, например, терминацией, приземлением трафика – международные и переговоры переводят на обычные городские линии с помощью IP и GSM шлюзов, по сути воруя трафик у законных ОММС.

Чтобы не быть голословным опишу несколько видов незаконной деятельности, сетях телекоммуникаций:

Незаконная терминация голосового трафика с помощью GSM-шлюзов и IP- шлюзов

Терминация голосового трафика – международные и междугородные соединения проходят через сеть интернет, а затем переводятся в городские телефоны (сеть общего пользования) с подменой номера звонящего (номер-А)

Мошенником используется IP- шлюз, подключаемый с одной стороны к сети интернет и бирже IP трафика, а с другой стороны, к сети АО «Казахтелеком» или оператору услуг местной связи с выходом на городские телефоны. Таким образам все звонки из-за границы, особенно дальнего зарубежья, идет не через ОММС, как положено по закону, а через серых операторов, с использованием шлюзов. Убедиться можно и так, при входящем звонке из-за границы обратите внимание, если телефон с АОН, какой номер высветился. Если несуществующий номер или местный, то скорее всего маршрутизация вашего звонка незаконна. Да и качество связи, как правило, будет плохое Кроме того такие звонки не проходят через СОРМ (аппаратно-технические средства для проведения оперативно розыскных мероприятий).

Оператор, в данном случае АО, теряет прибыль вследствие неполучения доходов от международных операторов.

GSM-шлюз обеспечивает перевод трафика между сетями GSM и VoIP каналами (IP-телефония или VoIP - передача голоса по каналам интернета) и представляет собой устройство с подключением к интернету, в которое вставляется несколько sim-карт.

К сожалению, сейчас для терминации не нужно особых знаний, практически любой школьник может из интернета познать этот вид мошенничества и там же найти посредника. Пока сотовая связь (роуминг) и ММС дорогая, то будет и соблазн пропускать голос через Интернет телефонию с преобразованием на сети GSM или городские телефоны. Отсюда и самый эффективный способ борьбы с такими преступлениями - снижение тарифов, тогда терминация с помощью IP и GSM-шлюзов будет не выгодна.

Генерация трафика

Идея проста - взломать или получить несанкционированный доступ в сеть между операторами, абонентами и сгенерировать трафик, получив за это деньги.

Пример: Некий злоумышленник, назовем его Х, который может находиться в любой точке мира, главное, чтобы был интернет, покупает телефонный номер (может, и несколько) в одной из африканских стран. Причем он будет получать какой-то процент, если будут звонки, даже просто вызовы на этот номер.

Казалось бы, кому в мире нужен этот номер, и кто будет пытаться звонить на него? Далее этот Х, сканирует сети IP телефонии в интернете на предмет уязвимости, т.н. дыр. Для этого конечно уже нужны некоторые специальные познания и навыки. Так вот этот Х находит уязвимость, дыру, например, в связке абонент - оператор IP-телефонии - АО «Казахтелеком» и получает несанкционированный доступ к услуге. Далее он генерирует трафик, просто непрерывные звонки, на свой африканский телефон (телефоны) от имени оператора или его абонента. Далее АО, как оператор международной связи обязан оплатить другим международным операторам, которые пропускали сгенерированный трафик. Теперь наш Х может получить деньги за звонки на свой африканский телефон и расторгнуть договор о покупке телефонного номера, снять деньги и отправиться в теплые страны. Но в распечатке АО указано, что звонки были от оператора IP или его абонента, поэтому АО им выставляет счет на оплату. Вот и начинаются разбирательства - АО заявляет вот распечатка, в ней указано, что были звонки в Африку, поэтому платите. Опертор IP или его абонент заявляет какая Африка? Мы в жизни никогда не звонили туда, никого там не знаем и т.п. Начинаются судебные разбирательства с неизвестным исходом, а речь может идти о миллионах тенге. Но мы знаем, что прошел сгенерированный трафик и нужно говорить о взломе системы на программном уровне, что свершено преступление и надо возбуждать дело, скажем, по ст. 212 УК РК.

Но кто будет разбираться и доказывать, как злоумышленник взломал систему, а главное, как и кто будет искать этого Х по всему миру, чтобы с него взыскать все убытки?

Что бы я поменял в законодательстве

1. Создать условия для новых ОММС . Когда будет работать 2-3 ОММС будут и условия для здоровой конкуренции. Будет проще контролировать голосовые потоки и незаконный трафик. Как минимум можно разрешить в квалификационных требованиях [ 3 ],[ 4 ] использовать арендованные каналы связи, а не только собственные как сейчас.

2. Законодательно закрепить свободный доступ к последней миле (линия от оборудования абонента до оборудования оператора) всем ОММС. Дело в том сейчас наши городские телефоны подключены к АО. И формально любой новый ОММС должен в дом вести свои линии до абонента (последняя миля).

3. Изменить законодательство в части привлечения нарушителей к административной и уголовной ответственности

Как происходит на практике. Терминацию оператор (в данном случае это АО и операторы сотовых компаний) могут определить по загрузке линий связи за период, подготовив распечатку (биллинг). Дальше они могут обратиться в финансовую полицию указав о незаконной деятельности, воровстве и привлечению предполагаемого злоумышленника к ответственности. Например, в Украине привлекают по ст. 361 УК Украины (несанкционированное вмешательство в работу сетей электросвязи, что повлекло за собой искажение процесса обработки информации и нарушение установленного порядка ее маршрутизации). А в РК, думаю, можно по ст. 227-2 (ст.212 в проекте) УК РК

Можно обратиться и в уполномоченный орган в области связи, чтобы возбудили производство за нарушение законодательства в области связи по ст. 494-1 административного кодекса. Но злоумышленника еще надо поймать с поличным. Например, обнаружить у него дома работающий GSM-шлюз с симками и нелегальным ПО. Или работающий IP-шлюз с подведенными интернетом и городскими линиями. При этом необходимо соблюсти все юридические формальности для возбуждения уголовного или административного дел. Поэтому на практике все происходит очень долго и не очень эффективно. Еще тонкость, злоумышленнику за незаконную терминацию, деньги поступают на электронный кошелек или на счет за границей. Доказать незаконное обогащение, практически не реально. И фигурировать в деле будет только заявление оператора об упущенной выгоде или причиненном убытке.

Поэтому предлагаю в Правилах присоединения [ 5 ], в целях оперативности принятия мер, указать порядок взаимодействия и блокировки трафика в случае выявления подмены А-номера и в случаях нелегальной терминации междугородного и международного трафика (утечки, воровства).

4. Законодательно определить порядок использования IP и GSM-шлюзов. Сегодня использование этих шлюзов ничем не регламентировано. Формально законом не запрещено устанавливать GSM-шлюз в офисе, тем самым экономить на услугах связи внутри компании.

5. Обязать операторов на законодательном уровне внедрять технические способы выявления несанкционированного доступа в сети (на основании опыта зарубежных стран).

Например, обязать ОММС устанавливать антифродовые системы (фрод (от англ. – fraud) – вид мошенничества в области информационных технологий, в частности, несанкционированные действия и неправомерное пользование ресурсами и услугами в сетях связи). Данные системы позволяет, в частности, бороться и с таким видом мошенничества, как незаконная IP-телефония и терминация.

С установкой оборудования появляется возможность выявления мошеннических операций в режиме реального времени за счет использования данных на уровне обмена сигнальной информацией между АТС. Антифродовая система может оперативно передавать данные правоохранительным органам для принятия мер административной и уголовной ответственности

Выводы:

Нужно принимать меры и по изменению законодательства в области связи и для контроля, и для создания конкурентного рынка ОММС.

Вообще-то я не сказал ни чего нового. Все страны прошли либерализацию рынка, после появления IP телефонии, и успешно борются с преступлениями в этой сфере. Например, при борьбе с фродом ОММС договариваются между собой не оплачивать незаконный или сгенерированных трафик.

Из всех стран СНГ реально борется с преступлениями в сетях связи Белоруссия. Даже судя по тарифом в эту страну – они выше, так как туда мало кто решается терминировать международный трафик.

Надо ли говорить, что все убытки вследствие отсутствия нормативной базы, запрещающей мошенникам и «серым» операторам связи осуществлять нелегальную терминацию и генерацию трафика покрываются за счет ОММС и абонентов (высоких тарифов).

Список законодательных актов

1. Закон Республики Казахстан «О связи» № 567 от 5 июля 2004 года

2. Закон Республики Казахстан «О лицензировании» № 214 от 11.01.2007

3. Квалификационные требований и критериев по определению оператора междугородной и (или) международной связи», утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2004 года № 909

4. Квалификационные требования и перечень документов , подтверждающих соответствие заявителя, на осуществление деятельности по предоставлению услуг в области связи, утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2012 года № 1620

5. Правила присоединения и взаимодействия сетей телекоммуникаций, включая пропуск трафика и порядок взаиморасчетов, утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1694

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления