Лента новостей
0

Омбудсмен направил письмо об отдельных проблемах деятельности НПМ

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 15.09.2015 16:42 Zakon.kz
К специальным посещениям НПМ предъявляются самые высокие требования. 
Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан Аскар Шакиров направил в адрес участников Национального превентивного механизма против пыток (НПМ) обращение о недопустимости искажения сущности деятельности данного механизма. Как «должностное лицо, ответственное за координацию деятельности участников НПМ и обеспечение их необходимого потенциала и профессиональных знаний», он обратил внимание на необходимость недискриминационного подхода в их работе, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу аппарата уполномоченного по правам человека в РК.

Омбудсмен информировал о прошедшем с участием представителей государственных органов 3 сентября 2015 года заседании координационного совета НПМ. Не нем обсуждались итоги ряда специальных посещений в рамках НПМ в отношении отдельных лиц, не приведших к подтверждению фактов пыток.

Автор обращения указал на то, что участники заседания «пришли к единодушному выводу о том, что содержащиеся в прессе и жалобах сообщения об имевших место пытках в отношении Козлова В.И. не подтвердились, в том числе на основе его же показаний».

Данная тенденция с аналогичным результатом впоследствии подтвердилась и по итогам мониторинга в отношении Е.Нарымбаева - «сообщения в средствах массовой информации и поступившие жалобы вновь не нашли своего подтверждения».

Члены координационного совета - известные правозащитники, были едины в мнении о том, что в деятельности НПМ, отвечающей требованиям международного права, должна обеспечиваться открытость по отношению к обществу, но с его целями и задачами несовместима какая-либо политизация.

«Миссия НПМ заложена в самом его названии и носит превентивный характер», - констатировал А. Шакиров. То есть НПМ направлен на определение системных проблем и предупреждение нарушений прав человека, а не «создание дублирующего механизма расследования предполагаемых фактов пыток», что прямо отражено в позиции Подкомитета ООН по предупреждению пыток и зарубежной практике.

Поэтому к специальным посещениям НПМ предъявляются самые высокие требования - они проводятся «исключительно на основании поступивших сообщений» об имевших место пытках.

Омбудсмен высоко оценил существующую практику: «Специальные посещения действительно помогли в целом ряде случаев оперативно отреагировать на сообщения о жестоком обращении, выявить факты, принять экстренные меры по защите прав граждан. Безусловно, данная практика целесообразна, необходима и будет применяться впредь».
Вместе с тем, омбудсмен предостерег участников НПМ от использования данной возможности «в контрпродуктивных целях», что негативно влияет на эффективность взаимодействия НПМ с госорганами и «становится основанием для необъективной его критики со стороны отдельных публичных лиц, в первую очередь в среде самих правозащитников».

«В работе НПМ недопустимо необоснованное выделение определенной группы лиц, на положение которых обращается приоритетное внимание в ущерб другим. Деструктивные попытки втянуть НПМ в различного рода несвойственную ему деятельность могут иметь далеко идущие негативные последствия, в том числе для тех лиц, которые злоупотребляют возложенным на них общественным доверием. Диспропорциональное внимание к отдельным заключенным уже вызывает негативную реакцию у большинства лиц, содержащихся в учреждениях», - указал А. Шакиров в направленном документе.

В этой связи казахстанский Омбудсмен сообщил о том, что в целях обеспечения эффективности работы будут пресекаться любые попытки исказить сущность НПМ.

Необходимо добавить, что именно реализация рекомендаций НПМ госорганами является ключевым показателем его эффективности на сегодняшнем этапе. Например, в ходе уже упомянутого заседания координационного совета удалось достичь согласия представителей государственных органов на пересмотр ряда подзаконных актов в целях улучшения условий содержания осужденных.

В соответствии с статьей 1 факультативного протокола к конвенции ООН против пыток, ратифицированного нашей страной в 2008 году, Казахстан взял на себя обязательство по созданию «системы регулярных посещений, осуществляемых независимыми органами, мест, где находятся лишенные свободы лица. В 2013 году были принят Закон РК от 2 июля 2013 года № 111-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания». В 2014 году в Казахстане был успешно запущен НПМ, который реализуется его участниками – представителями гражданского общества, при координирующей роли Уполномоченного по правам человека.

В рамках НПМ осуществляются регулярные посещения закрытых учреждений, в которых граждане могут содержаться не по своей воле. При этом законодательством определены т.н. специальные посещения - особый вид посещений, который осуществляется исключительно на основе сообщений о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: