Как в Казахстане решили строить ОРЦ, а потом отказались от этой идеи

Ответом на вопрос о продовольственной безопасности в нашей стране стало решение по созданию Национальной товаропроводящей системы. В рамках данной программы планировалось строительство оптово-распределительных центров, но позже концепцию пересмотрели, сообщает Zakon.kz.

Как рассказывал на заре запуска проекта председатель правления ОЮЛ "Союз ОРЦ Казахстана", член общественного совета по вопросам торговли и интеграции РК Ербулат Шарафиев, к идее создания ОРЦ пришли, когда у сельхозтоваропроизводителей, крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств остро встал вопрос сбыта продукции, прямого выхода на торговые объекты, отсутствия овощехранилищ. 

Дело в том, что далеко не все аграрии могли соответствовать требованиям бизнеса по поставке, калибровке, документированию и упаковке своей продукции. Торговые сети выставляют жесткие условия, желая получать тонну калиброванного товара еженедельно. Однако "тянуть" дополнительные расходы по логистике сельхозпроизводителям зачастую не по силам. Пока они предлагают много и сразу, ритейлеры сообщают о невозможности хранения у себя крупной партии продукта. 

Как итог – процветающее перекупничество и потери со стороны государства. Бороться с несправедливостью решили посредством создания инфраструктуры сети оптово-распределительных центров из 24 ОРЦ.

Однако летом 2022 года от амбициозной инициативы отказались, сочтя ее неэффективной тратой денег. В Министерстве торговли пришли к выводу о том, что достаточно разработать информационную систему, которая объединит уже существующие склады с торговыми объектами и госаппаратом. Последний, опираясь на нее, сможет принимать решения о необходимых объемах экспорта и импорта той или иной продукции. 

Напомним, что ранее – до пересмотра - Национальная товаропроводящая система задумывалась как надежная связка между государством, производителями продовольствия и бизнесом. "Мозг" умного механизма – единая цифровая сеть, обеспечивающая столь необходимые прогнозирование и контроль. Он руководит "организмом", состоящим из хранилищ и транспортной инфраструктуры поставок. 

Остается только догадываться, как корректировки повлияют на финальный результат, ведь некогда социально-экономический эффект амбициозного проекта оценивался в 800 млрд тенге за 14 лет – за счет увеличения производительности агропромышленного комплекса, сокращения потерь сельхозпродукции, выхода из тени субъектов экономики, роста налогов и создания новых рабочих мест.

Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: