В Казахстане утвердили правила обследования гидротехнических сооружений

Фото: unsplash
Министр водных ресурсов и ирригации приказом от 27 июня 2025 года утвердил Правила проведения многофакторного обследования гидротехнических сооружений и формы декларации их безопасности, сообщает Zakon.kz.

Для гидротехнических сооружений (ГТС), представляющих повышенную опасность при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, определенных в регламенте о безопасности ГТС, обследование технического состояния проводится в рамках многофакторного обследования.

Многофакторное обследование проводится каждые пять лет. Отчет пятилетнего срока начинается с даты регистрации предыдущей декларации.

Для проведения многофакторного обследования собственник проводит определение критериев безопасности ГТС и ежегодный мониторинг за их соблюдением.

По итогам многофакторного обследования ГТС разрабатывается декларация безопасности ГТС.

Проведение многофакторного обследования и разработка декларации осуществляются собственником (владельцем) самостоятельно либо за счет его средств сторонней организацией, аттестованной уполномоченным органом в области охраны и использования водного фонда на право проведения работ в области безопасности ГТС.

При этом в случае проведения многофакторного обследования и разработки декларации собственником (владельцем) самостоятельно результаты многофакторного обследования и декларация подлежат экспертизе в организации, аттестованной на право проведения работ в области безопасности ГТС, за счет средств собственника.

В случае проведения многофакторного обследования и разработки декларации аттестованной организацией экспертиза выполненных работ и декларация проводятся иной аттестованной организацией.

Декларация подлежит регистрации в бассейновой водной инспекции в области охраны и регулирования использования водных ресурсов.

Для присвоения декларации регистрационного шифра заявитель представляет в бассейновую водную инспекцию заявление и копию декларации вместе с копией экспертного заключения.

Бассейновая водная инспекция, рассмотрев представленные документы, принимает решение о регистрации декларации либо представляет мотивированный отказ.

Копия зарегистрированной декларации хранится в бассейновой водной инспекции.

Перечень ГТС и организаций, зарегистрировавших декларации, размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа.

Многофакторное обследование гидротехнических сооружений включает в себя визуальный осмотр и комплекс инженерных исследований.

Основной задачей визуального осмотра ГТС является выявление дефектов и повреждений сооружений, неисправностей конструкций и механического оборудования, аномально больших осадок, деформаций, перемещений, зон и участков разрушения материала конструктивных элементов, открытых выходов фильтрационного потока, а также оценка состояния установленной контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), оценка эффективности выполненных ремонтных мероприятий.

Визуальным осмотром механического оборудования ГТС определяются механические и коррозионные повреждения тяговых канатов, цепей, опорных конструкций, обшивок, ходовых и других механизмов, несущих металлоконструкций, состояние бетона в местах закрепления закладных частей и опор пролетных строений подкрановых путей, качество уплотнений затворов.

В свою очередь комплекс инженерных исследований состоит из геодезического, геофизического, геотехнического и подводного исследований.

Основной задачей геодезического исследования является проверка обеспеченности геодезической сети, наличие и состояние поверхностных и грунтовых марок, проведение исполнительных съемок объектов и прилегающих территорий с высоким разрешением, а также анализ устойчивости реперов и марок во времени с учетом возможных тектонических и сезонных смещений.

Основной задачей геофизического и геотехнического исследований является получение количественных данных о состоянии сооружении: деформациях, прочности, трещинообразовании и влажности. В случае с подземными или горными условиями проводятся дополнительные геомеханические исследования устойчивости окружающего массива.

Основной задачей подводного исследования является проверка состояния подводной части верхнего и нижнего бьефов сооружения и примыкающих к ним участков дна. Обследование подводной части ГТС выполняются в период наименьшего стояния воды. Также уточняется наличие признаков промоин, эрозионных воронок, вторичных течений, влияющих на устойчивость основания сооружения.

Также документ содержит Перечень объектов визуального осмотра и повреждений, дефектов и данных, выявляемых и фиксируемых при проведении многофакторного обследования гидротехнических сооружений.

Так, на ГТС, имеющем в составе напорного фронта бетонные и грунтовые плотины, здание ГЭС, судоходные шлюзы и водосбросные сооружения, в число объектов визуального осмотра включаются:

В бетонных частях ГТС (плотины, подпорные стены) при визуальном осмотре выявляются и фиксируются следующие основные виды повреждений бетонной кладки:

В железобетонных и сталежелезобетонных конструкциях ГТС дополнительно выявляются и фиксируются следующие повреждения:

Полный перечень можно посмотреть по ссылке.

Приказ введен в действие с 4 июля.

Мы сообщали, что в Казахстане утвердили правила согласования строительства сооружений, влияющих на состояние водных объектов.

Законодательство
Министерство водных ресурсов и ирригации РК
Казахстан
Вода
Гидросооружения
2025 год

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Нацбанк Казахстана выступил с важным заявлением по курсу тенге

Символ Огненной Лошади: что ждать от 2026 года и кому повезет

Жителям Алматы обещают долгожданный снег

"Кроме первого и последнего": какой этаж лучше выбрать при покупке квартиры – советы риелтора

Инженеры показали, каким будет самый глубокий в мире автомобильный тоннель