Подготовка авиационного персонала: изменения в программе

Фото: Zakon.kz/Павел Михеев
И.о. министра транспорта РК приказом от 13 августа 2025 года внес изменения и дополнения в Типовые программы профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, сообщает Zakon.kz.

В частности, говорится, что программа для инструкторов по классу самолетов (СRI) включает:

Летная подготовка инструкторов по классу самолетов (СRI) направлена на приобретение знаний, навыков и установок безопасно и эффективно проводить обучение пилотов на ВС, эксплуатируемом одним пилотом, и включает 3 часа на однодвигательном самолете или 5 часов на двухдвигательном самолете.

Объем и необходимость проведения летной подготовки бортинженера (бортмеханика) определяется АУЦ самостоятельно.

Дополнительный перечень программ по поддержанию профессионального уровня членов летных экипажей разрабатывается на основании Типовых программ для учебных курсов.

Для продления сертификата инструктора по типу самолета (TRI (A)) заявитель в течение последних 12 месяцев, предшествующих дате истечения срока действия сертификата, выполняет 2 из следующих 3 требований:

- сессию тренажерной подготовки продолжительностью не менее 3 часов или одно упражнение на ВС не менее 1 часа, включающее минимум 2 взлета и посадки;

Для продления сертификата инструктора по типу вертолета (TRI (Н)) или воздушного судна с системой увеличения подъемной силы (TRI (PL)) заявитель в течение срока действия сертификата TRI выполняет 2 из следующих 3 требований:

Для инструктора TRI (PL) эти часы летной подготовки выполняются в качестве экзаменатора TRI или типа (TRE) или инструктора по пилотажным тренажерам SFI или экзаменатора (SFE);

Поддержание профессионального уровня специалистов по АНИ производится в авиационных учебных центрах и (или) организациях гражданской авиации не реже одного раза в три года согласно программам, включающим практическую и теоретическую подготовку, связанную с процессом обеспечения аэронавигационной информации.

Поддержание профессионального уровня проектировщиков аэронавигационных процедур проводится не реже одного раза в три года.

Программы поддержания профессионального уровня проектировщиков летных процедур и картографии включают практическую и теоретическую подготовку, связанную с процессом разработки схем полетов по приборам и картографией.

В программу добавлены новые главы, которыми регламентирован порядок переподготовки экзаменаторов.

Переподготовка и поддержание профессионального уровня экзаменаторов по летным экипажам

Профессиональная подготовка экзаменаторов по летным экипажам осуществляется с целью обеспечения соответствия требованиям, предъявляемым к физическим лицам, назначаемым уполномоченной организацией для определения уровня квалификации авиационного персонала.

Профессиональная подготовка экзаменаторов по летным экипажам реализуется как переподготовка держателей свидетельства членов летного экипажа, не имеющих данную квалификацию, и поддержание профессионального уровня назначенных уполномоченной организацией экзаменаторов по летным экипажам.

Переподготовка производится для лиц, имеющих:

Переподготовка производится в том числе, для лиц, ранее проходивших данное обучение, но не осуществлявших деятельность в качестве экзаменатора по летным экипажам, либо не назначенных уполномоченной организацией, в качестве экзаменатора по летным экипажам в течение 5 лет с даты окончания обучения.

Общий объем программы обеспечивает не менее 28 учебных часов.

Поддержание профессионального уровня экзаменаторов по летным экипажам включает теоретическую подготовку по направлениям программы переподготовки в объеме не менее 14 часов.

Периодичность поддержания профессионального уровня экзаменаторов по летным экипажам устанавливается не реже 1 раза в 3 года.

Переподготовка и поддержание профессионального уровня экзаменатора и оценщика по техническому обслуживанию воздушного судна

Профессиональная подготовка экзаменатора и (или) оценщика по ТО ВС осуществляется с целью обеспечения соответствия требованиям, предъявляемым к физическим лицам, назначаемым уполномоченной организацией для определения уровня квалификации персонала по ТО ВС.

Переподготовка производится в том числе для лиц, ранее проходивших данное обучение, но не осуществлявших деятельность в качестве экзаменатора или оценщика по ТО ВС, либо не назначенных уполномоченной организацией в качестве экзаменатора или оценщика по ТО ВС в течение 5 лет с даты окончания обучения.

Переподготовка реализуется в соответствии с направлениями, указанными в приложении 114 к настоящим Типовым программам. Общий объем программы обеспечивает не менее 12 учебных часов.

Поддержание профессионального уровня экзаменатора или оценщика по ТО ВС включает теоретическую подготовку по направлениям программы переподготовки в объеме не менее 6 часов.

Периодичность поддержания профессионального уровня экзаменатора и оценщика по ТО ВС устанавливается не реже 1 раза в 3 года.

Помимо этого вносится дополнение, в соответствии с которым в программу практической подготовки полетного диспетчера включается ознакомительный полет в кабине экипажа воздушного судна на одном из маршрутов, выполняемых эксплуатантом. Ознакомительный полет выполняется не реже одного раза в 12 месяцев.

Помимо этого, вносятся изменения в Типовые программы профессиональной подготовки членов кабинного экипажа (бортпроводников).

Профессиональная подготовка авиационного персонала состоит из:

 Ознакомительный полет включает следующее:

- предполетные и послеполетные задачи (например, участие в брифингах, выполнение предполетных проверок, рассмотрение документации);

- рассмотрение нештатных и аварийных ситуаций, соответствующих процедур и аварийно-спасательного оборудования;

- процедуры обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности в нормальных условиях.

Стажировка проводится на основании приказа руководителя подразделения, которым за каждым стажером закрепляется руководитель стажировки (инструктор), определяется цель, объект, сроки начала и окончания.

При выполнении ознакомительного полета (рейсовая стажировка) эксплуатант устанавливает ограничение на число стажеров, приходящихся на одного инструктора/экзаменатора, проводящего ознакомительный полет.

При наличии работающего члена кабинного экипажа, выполняющего функции инструктора/экзаменатора, на данного инструктора/экзаменатора допускается присутствие одного стажёра.

При отсутствии других обязанностей у инструктора/экзаменатора, помимо проведения ознакомительного полета, соотношение увеличивается до двух стажеров на инструктора/экзаменатора. Дополнительными факторами при определении количества стажеров являются: размер воздушного судна (например, узкофюзеляжное или широкофюзеляжное), состав кабинного экипажа и предполагаемая его рабочая нагрузка в течение полета.

Количество стажеров не превышает более 50% от требуемого минимального состава кабинного экипажа. При минимальном составе из восьми членов кабинного экипажа количество стажёров составляет не более четырех, при этом стажеры не включаются в минимальное количество работающих членов кабинного экипажа.

Рейсовая стажировка предусматривает участие обучающегося члена кабинного экипажа в выполнении предполетных, полетных, предпосадочных и после полетных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности.

Данные каждого ознакомительного полета регистрируются в карточке учета подготовки каждого члена кабинного экипажа. Также эксплуатант определяет ситуации, которые могут потребовать прекращения ознакомительного полета.

К таким ситуациям относятся:

В дополнительные элементы программы периодичной подготовки, проводимой каждые 36 месяцев, входят:

Курс по первоначальной подготовке и поддержанию профессионального уровня (ежегодно) старшего члена кабинного экипажа включает в себя все виды ответственности и обязанностей старших членов кабинного экипажа, и при первоначальной подготовке включает следующее:

При поддержании профессионального уровня (ежегодно) старшего члена кабинного экипажа включает следующее:

Также добавлены новые программы:

Программа подготовки специалиста, отвечающего за разработку и поддержание эффективной СУБП в организации гражданской авиации, включает следующие элементы СУБП:

Программа подготовки специалиста, участвующего в проведении расследований:

- административные вопросы (применимые нормативные правовые акты и международные соглашения, включая Приложение 13 к Чикагской конвенции в части расследования авиационных происшествий и инцидентов, механизм взаимодействия с местными и государственными полномочными органами, структура государственного полномочного органа по расследованию авиационных происшествий, руководства по расследованию авиационных происшествий и соответствующие правила, определения и классификация авиационных событий, оборудование и инструменты, используемые во время расследования, организация транспорта, этика и поведение расследователя, контроль расходов);

- правила первоначального реагирования (порядок оповещения, уведомление национальных полномочных органов и организаций, обеспечение сохранности записей и образцов, юрисдикция и безопасность на месте происшествия, обеспечение безопасности расследователя, включая психологический стресс, извлечение человеческих останков, запросы на проведение аутопсии и оказание помощи семьям пострадавших);

- процедуры проведения расследования (полномочия и ответственность, масштабы и рамки расследования, организация управления расследованием, привлечение специалистов, стороны расследования, аккредитованные представители, советники и наблюдатели, предоставление информации средствам массовой информации);

Программа подготовки специалиста, участвующего в разработке и поддержании эффективной программы анализа полетных данных (ПАПД):

Программа подготовки авиационного персонала в области опасных грузов

Программы подготовки и поддержания профессионального уровня авиационного персонала в области опасных грузов разрабатываются в соответствии с Приложением 117 к настоящим Типовым программам.

Поддержание профессионального уровня авиационного персонала в области опасных грузов проводится не реже одного раза в два года. Если поддержание профессионального уровня авиационного персонала в области опасных грузов было проведено в течение последних трех месяцев до окончания действия предыдущей подготовки, то срок его действия продлевается на 24 месяца с момента окончания срока действия предыдущей профессиональной подготовки.

Приказ вводится в действие с 1 сентября 2025 года.

Мы сообщали, что в Казахстане изменили квалификационные требования для получения свидетельства авиаперсонала.

Законодательство
Министерство транспорта РК
Казахстан
Аэропорты
2025 год

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

О снижении цен на говядину заявили в Минсельхозе

Назван город Казахстана с самой большой инфляцией

Морозы до -15°С и сильные метели накроют Казахстан

Казахстанцев предупредили о новом виде мошенничества

Инженеры показали, каким будет самый глубокий в мире автомобильный тоннель