Контроль за противообледенительной обработкой самолетов усилили в Казахстане

Фото: Zakon.kz
И.о. министра транспорта приказом от 1 октября 2025 года внес изменения в Правила по противообледенительной защите воздушного судна на земле, сообщает Zakon.kz.

Если гарантийный срок службы противообледенительной жидкости, установленный производителем, истек, то продление срока службы допускается только в том случае, если это предусмотрено производителем. Обязательным условием является то, что образцы жидкости отправляются в лабораторию производителя жидкости, а производитель, в свою очередь, на основании результатов анализов образцов подтверждает ее пригодность и дает заключение о продлении срока использования на период, устанавливаемый производителем, но не более 12 месяцев.

Срок продления использования противообледенительной жидкости более одного раза не допускается. Жидкость с истекшим гарантийным сроком без подтверждения производителя не используется.

При использовании противообледенительных жидкостей поставщики услуг по противообледенительной обработке обеспечивают соблюдение требований контроля качества, приведенных в настоящих Правилах, инструкциях производителя жидкости, программе (руководстве) эксплуатанта воздушного судна с целью выявления факторов ухудшения свойств жидкости и принятия соответствующих мер. Ранее эта обязанность возлагалась также на эксплуатантов воздушных судов.

Поправками установлено, что все отобранные пробы противообледенительной жидкости проверяются в лаборатории, имеющей свидетельство об оценке состояния измерений или в лаборатории, имеющей аттестат аккредитации по следующим параметрам:

Поставщики услуг по противообледенительной обработке разрабатывают процедуру для соответствующих действий при выявлении отклонений или несоответствий во время проверки документации жидкости и/или лабораторных испытаний проб жидкости.

В том числе процедуры предусматривают действия, принимаемые в случаях, когда анализы лабораторных испытаний остаются в пределах допустимых значений, однако наблюдается значительное отклонение от значений, приведенных в паспорте качества производителя ПОЖ.

Правилами установлено, что применяются только противообледенительные жидкости, которые соответствуют техническим спецификациям производителя жидкости. Поставщики услуг по противообледенительной обработке разрабатывают процедуры, которые гарантируют соблюдение безопасного использования и обеспечения требуемых параметров жидкостей.

Одним из способов соблюдения данного требования являются проверки качества противообледенительных жидкостей при приемке, а также перед началом и в течение сезона противообледенительной обработки, которые проводятся перед первым применением противообледенительных жидкостей и машин в начале сезона, и не менее одного раза в течение зимнего сезона. Данные проверки качества проводятся в лабораториях, имеющих свидетельство об оценке состояния измерений, или в лабораториях, имеющих аттестат аккредитации.

При проверке жидкостей типов I, II, III и IV перед началом и в течение сезона противообледенительной обработки отбираются пробы:

Если жидкость хранится в запечатанных контейнерах производителя (евро-куб) в одинаковых условиях, то пробы допускается отбирать из одного контейнера для каждой партии, чтобы убедиться, что жидкость сохранила свойства.

Пробы жидкостей типов I, II, III и IV из противообледенительных машин согласно подпункту 2 пункта 93 настоящих правил отбираются для всех концентраций, применяемых поставщиком услуг по противообледенительной обработке для удаления и предотвращение обледенения.

Для противообледенительных машин без системы смешивания (система пропорционального смешивания, система автоматического смешивания) допускается брать пробу жидкостей типа I, предусмотренную подпунктом 2 пункта 93 настоящих Правил, непосредственно из бака машины вместо форсунки, в котором жидкость предварительно смешена, после того как она станет однородной.

Кроме контроля качества жидкости перед началом и в течение сезона противообледенительной обработки обеспечивается ежедневная проверка концентрации противообледенительных жидкостей или смеси жидкостей с водой в период использования противообледенительных машин. Пробы отбираются из форсунок противообледенительных машин без загрязнения образцов атмосферными осадками.

При проведении проверок противообледенительных жидкостей:

При температурах наружного воздуха ниже -10°C сухой снег или кристаллы льда не примерзают к холодному сухому воздушному судну, включая его критические поверхности, и обработка воздушного судна с применением противообледенительных жидкостей не требуется, при условии, что при обдуве поверхностей воздушного судна не обнаруживается прилипших снежно-ледяных отложений.

Если снежно-ледяные отложения скопились на критических поверхностях, необходимо их удалять наиболее подходящим способом, не ограничиваясь допущением, что их сдует во время разбега воздушного судна.

Во время холодных сухих условий при оценке необходимости противообледенительной обработке воздушного судна эксплуатанты воздушных судов и поставщики услуг по противообледенительной обработке учитывают следующие аспекты:

Если невозможно определить, что сухой снег или кристаллы льда не примерзают или не накапливаются на критических поверхностях, то их необходимо удалить до взлета воздушного судна.

Приказ вводится в действие с 19 октября 2025 года.

Законодательство
Министерство транспорта РК
Казахстан
2025 год

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Нацбанк Казахстана выступил с важным заявлением по курсу тенге

Символ Огненной Лошади: что ждать от 2026 года и кому повезет

Жителям Алматы обещают долгожданный снег

"Кроме первого и последнего": какой этаж лучше выбрать при покупке квартиры – советы риелтора

Инженеры показали, каким будет самый глубокий в мире автомобильный тоннель