Утверждена методика разработки и корректировки Национального плана развития РК

Фото: Zakon.kz
Приказом и.о. министра национальной экономики от 1 декабря 2025 года утверждена Методика разработки, реализации, проведения мониторинга и корректировки Национального плана развития РК, планов развития государственных органов, областей, городов и районов, сообщает Zakon.kz.

Так, говорится, что управление данными Системы государственного планирования (СГП) предусматривает определение, создание, сбор, накопление, хранение, распространение, уничтожение, поддержку данных, обеспечение их аналитики, качества, доступности, защиты, межотраслевую координацию в соответствии с законодательством по управлению данными.

Процесс разработки документов СГП состоит из этапов инициирования документа, анализа текущей ситуации, моделирования, проектирования сценариев развития, формирования видения, определения приоритетов, целей, задач и показателей, путей их достижения, ресурсного обеспечения, выстраивания коммуникаций, а также этапов согласования, утверждения и публикации.

На этапе инициирования государственными органами-разработчиками формируются предложения по разработке документа СГП для решения задач, установленных в документах целеполагания и вышестоящих документах СГП, а также по поручению президента РК и правительства.

На этапе анализа текущей ситуации выявляются:

Для проведения анализа осуществляется сбор и структурирование информации о ситуации в стране (в определенной отрасли/сфере деятельности, на соответствующей территории) и возможных внешних рисках.

Источниками информации для анализа являются:

К внешним факторам развития относятся глобальные мировые тенденции, актуальные для страны (определенной отрасли/сферы деятельности, соответствующей территории), в том числе в основных государствах-торговых партнерах.

К внутренним факторам развития относятся социально-экономические, демографические, природно-климатические условия страны и уровень научно-технологического развития.

При проведении анализа, как один из методов, используется SWOT-анализ.

По данным SWOT-анализа устанавливается связь между преимуществами и недостатками, благоприятными возможностями и потенциальными угрозами.

Сильные стороны, способствующие развитию страны (определенной отрасли/сферы деятельности, соответствующей территории), и слабые стороны, сдерживающие развитие страны (определенной отрасли/сферы деятельности, соответствующей территории) или негативно влияющие на ее развитие, являются внутренними аспектами развития страны (определенной отрасли/сферы деятельности, соответствующей территории).

Возможности, оказывающие положительное влияние на развитие страны (определенной отрасли/сферы деятельности, соответствующей территории) и угрозы, оказывающие негативное влияние на ее развитие, связанные с характеристиками внешней среды и неподвластные влиянию развития страны (определенной отрасли/сферы деятельности, соответствующей территории), являются внешними аспектами.

В результате проведения анализа осуществляется определение основных проблем, их причинно-следственных связей, вызываемых ими последствий.

После определения основных проблем проводится моделирование и прогнозирование с использованием экономических, математических подходов, методов и инструментов, в том числе используемых при разработке прогноза социально-экономического развития, а также компьютерных симуляций, экспертных оценок и опросов.

На основании данных моделирования проводится проектирование возможных сценариев развития с целью выработки наиболее эффективных управленческих решений.

Указывается, что разрабатываемые документы СГП концентрируются на стратегических ориентирах развития страны и решении обозначенных проблем путем формулирования видения, определения приоритетов, целей и задач соответствующего документа СГП, мер по их достижению, ресурсного обеспечения в соответствии со следующими требованиями:

По основным проблемам с учетом результатов SWOT-анализа, а также стратегических ориентиров развития страны, устанавливаемых документами целеполагания и вышестоящими документами СГП, формируются соответствующие цели.

Целями в документах СГП определяется желаемое будущее состояние страны (определенной отрасли/сферы деятельности, соответствующей территории) к концу планового периода, достижение которого обеспечивает реализацию соответствующего документа СГП.

При определении целей следует руководствоваться общепринятыми критериями SMART:

Каждой цели соответствует один или несколько целевых индикаторов с промежуточными и конечными значениями для определения степени ее достижения.

Количественная сторона целевого индикатора отражает измеримую, абсолютную или относительную величину достижения цели, а качественная – динамику изменения в соответствующей отрасли / сфере деятельности.

Достижение цели, целевого индикатора обеспечивается решением (исполнением) конкретных задач, мер, действий и (или) проектов и требует различные по объему и источникам ресурсы и затраты.

Задачами являются основные условия, совокупность действий, которые выполняются для достижения цели.

Совокупность задач по каждой цели соответствует критериям:

Каждая задача содержит количественно измеримые показатели результатов (с промежуточными и конечными значениями), характеризующие степень решения задач.

Декомпозиция на задачи и ее показатели применима в отношении целей, достижение которых зависит от деятельности нескольких государственных органов, регионов или субъектов квазигосударственного сектора или от применения комплексно нескольких способов (механизмов) воздействия (институциональные меры, бюджетное финансирование, стимулирование участия частного сектора, привлечение других источников).

В случае если цель и меры по ее достижению конкретны, декомпозиция цели, целевых индикаторов на задачи и показатели результата не требуется.

При декомпозиции цели целевые индикаторы могут быть представлены в виде:

Например: "Доля переработанной продукции в АПК", "Снижение заболеваемости";

Например: "Смертность в результате дорожно-транспортных происшествий", "Уровень износа сетей тепло-водоснабжения и водоотведения, регулируемых субъектами естественных монополий";

Например: "ВВП на душу населения", "Индекс накопленного роста производительности труда", "Темпы реального роста экономики", "Ожидаемая продолжительность жизни", "Уровень безработицы".

Целевые индикаторы и показатели результатов рассматриваются на соответствие следующим критериям:

Для каждого целевого индикатора, показателя результата при его наличии определяются источники информации и средства сбора данных.

По выбранным целевым индикаторам, показателям результатов разрабатывается методика (формула) расчета с указанием оценочного (прогнозного) расчета данного показателя.

По целевым индикаторам, показателям результатов определяются ответственные за их достижение центральные государственные и местные исполнительные органы, подведомственные организации, субъекты квазигосударственного сектора.

Предусмотрено, что государственный орган-разработчик в месячный срок со дня утверждения соответствующего документа СГП обеспечивает утверждение методики расчетов целевых индикаторов, показателей результатов документов СГП приказом первого руководителя государственного органа по согласованию с уполномоченными органами по государственному планированию, в области государственной статистики и ее публикацию на своем интернет-ресурсе.

Уполномоченные органы по государственному планированию в области государственной статистики рассматривают проекты методик расчетов целевых индикаторов, показателей результатов документов СГП в течение десяти рабочих дней со дня поступления проекта на согласование.

Приказ вводится в действие с 15 декабря 2025 года.

Законодательство
МНЭ РК
Казахстан
Госслужащие
2025 год

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Нацбанк Казахстана выступил с важным заявлением по курсу тенге

Символ Огненной Лошади: что ждать от 2026 года и кому повезет

Жителям Алматы обещают долгожданный снег

"Кроме первого и последнего": какой этаж лучше выбрать при покупке квартиры – советы риелтора

Инженеры показали, каким будет самый глубокий в мире автомобильный тоннель