ПДД: каково наказание за пересечение одной сплошной линии в теории и на практике

Фото: unsplash
За нарушение ПДД регулярно усиливают санкции. Но у этого есть и обратная сторона. Например, формально пересечение одной сплошной линии (1.1. Дорожной разметки) карается лишением прав на полгода. Но на практике нарушитель зачастую даже не заплатит штраф в 3 МРП, как раньше, пишет Zakon.kz.

До 6 мая 2024 года в РК пересечение одной сплошной линии на дорогах с двусторонним движением считалось несоблюдением требований, предписанных дорожной разметкой. И потому квалифицировалось по статье 601 КоАП: штраф 3 МРП и 10 МРП за повтор в течение года.

Затем наказание ужесточили. В Правила дорожного движения внесли поправку (пункт 62-1 ПДД в главу 9 "Расположение ТС на проезжей части") следующего содержания:

"На дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, разделенных дорожной разметкой 1.1. и (или) обозначенных знаком 3.20, запрещается выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных правилами".

То есть одну сплошную фактически приравняли ко двойной сплошной (точнее, их пересечение), и с того момента данное деяние квалифицируют по части 3 статьи 596 КоАП, то есть как выезд на встречную полосу движения. За что наказание куда более суровое: лишение права на управление ТС на 6 месяцев.

Реформу объяснили заботой о безопасности. Разметка 1.1, как известно водителям, используется в том числе и на многочисленных в Казахстане узких загородных трассах. А именно в местах, где запрещен обгон на опасных участках, – например, на спусках и подъемах. Порой эти участки весьма продолжительные, и если встречная полоса пустая, а впереди тащится фура со скоростью усталого пешехода, у некоторых не выдерживали нервы. Они выезжали на "встречку" для обгона.

Штраф в 3 МРП их не удерживал. Но маневр на самом деле рискованный, чреватый авариями с самым тяжелым исходом. Вот и ужесточили санкцию.

Однако не был учтен один нюанс.

Средства видеофиксации, столь распространенные в последние годы, вполне годятся для назначения санкций в виде штрафов. Поскольку те накладываются на собственников транспортных средств (в соответствии со статьей 31 КоАП) независимо от того, кто реально находился за рулем. А хозяин – по госномеру – легко фиксируется камерой.

Это, по сути, юридическая фикция, и допускается она лишь в отношении штрафов. Но лишение водительских прав (как и любых прав) – совсем другое дело.

Компетентны это делать исключительно суды (как следует из статьи 684 КоАП), а в суде требуются доказательства, что прав лишают именно того, кто совершил правонарушение, а не кому принадлежит машина. Этого требует принцип вины, сформулированный в статье 11 КоАП и являющийся развитием более универсального правового принципа о презумпции невиновности, закрепленной в Конституции РК (статья 77).

Поэтому выписывать штрафы "при фиксации административного правонарушения сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме", – можно. А чтобы лишить прав, нужны показания инспектора, составившего протокол.

Прямо в КоАП это не говорится, но следует (помимо вышеприведенных доводов) из других документов. Так, например, в южной столице, как сказано в письме Департамента полиции города Алматы МВД от 15 марта 2019 года № 5/8-3521, используются лишь два типа оборудования для фиксации различных нарушений ПДД в автоматическом режиме:

И оба, заметьте, используются лишь "при оформлении предписаний о необходимости уплаты штрафов". О лишении прав речи не идет.

И "на выходе" получается так. Вроде бы наказание за правонарушение ужесточили, а на деле, если только зафиксировал его не инспектор, ответственности вовсе не стало.

Между прочим, в соседней юрисдикции, в РФ, где в свое время (но раньше, чем в РК, в 2017 году) приравняли одну сплошную к двойной, оставили альтернативное наказание. Если "хлопнул" инспектор – лишение прав от четырех до шести месяцев. Но это в самом тяжелом случае, если выезд на "встречку" связан с обгоном. Когда же пересек разметку 1.1 при повороте-развороте, это другая статья, и наказание значительно мягче – от 1 до 1,5 тысячи рублей. Штраф же предписан и в тех случаях, когда нарушение – обгон по встречке – зафиксировано видеокамерой (7,5 тысячи рублей).

В РК же цель выезда не имеет значения для определения санкции. Как и то, кем зафиксировано нарушение: человеком или АИС.

О последствиях и была эта статья.

Но, кстати, ощущения от них у автора, скажем так, неоднозначные. Во-первых, весьма спорно приравнивать одну сплошную к двойной. Например, у других наших соседей, в Кыргызстане, по-прежнему полноценной "встречкой" является лишь та полоса, которая отделена двойной сплошной. Этому, кстати, как и другим сравнениям "дорожного законодательства" ЕАЭС, Zakon.kz посвятил в свое время статью.

Соответственно, выездом на встречную полосу в КР считается лишь пересечение двойной сплошной линии – т.е. где имеются хотя бы четыре полосы. В этом есть определенная логика, связанная с тем, что на дороге, состоящей всего из двух полос, обе по определению могут использоваться в одном направлении – во время того же обгона, например.

А во-вторых, вопрос безопасности должен решаться (во всяком случае, в данном случае) улучшением инфраструктуры.

Подавляющая часть нынешних дорог – тех самых двусторонних всего с двумя полосами – устарели и физически, и морально: движение за две трети века с тех пор, как их построили, стало намного интенсивнее. Прежние "козьи тропы" надо заменять многополосными трассами, что, кстати, и делают. Однако в самых сложных геолокациях – как раз на перевалах, о чем шла речь выше – эти широкие шоссе зачастую сужаются до двух полос. Что с учетом интенсивного, но медленного грузового движения и провоцирует остальных участников на обгон.

Например, на очень популярном туристском маршруте на озеро Алаколь, на что издание также обращало внимание.

Законодательство
Казахстан
2025 год
ПДД

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Нацбанк Казахстана выступил с важным заявлением по курсу тенге

Символ Огненной Лошади: что ждать от 2026 года и кому повезет

Жителям Алматы обещают долгожданный снег

"Кроме первого и последнего": какой этаж лучше выбрать при покупке квартиры – советы риелтора

Инженеры показали, каким будет самый глубокий в мире автомобильный тоннель