В каких случаях продавца можно привлечь за мошенничество из-за бракованного товара

Фото: pixabay
Все чаще казахстанцы покупают товары удаленно – через доставку. И нередки случаи, когда случаются разочарования из-за дефектов у доставленных покупок. Конечно, можно обменять или вовсе вернуть неприятный сюрприз. Как это правильно сделать, разбирался Zakon.kz.

Адвокат Маулен Ержанов пояснил, что при покупке товара онлайн никто не может гарантировать безопасность. Но есть несколько способов проверить, насколько компания или продавец надежные:

Таким образом, вы создаете доказательную базу на случай спора.

По закону товар с дефектом можно обменять либо вернуть. В этой части в Казахстане действуют такие нормы:

14 дней – базовый срок для обмена или возврата непродовольственного товара надлежащего качества.

Если пришел товар с дефектом через доставку, адвокат рекомендует:

"Сроки для предъявления требований по недостаткам (дефектам) товара установлены законом. Если товар имеет гарантийный срок – требования могут предъявляться в течение гарантийного срока".Маулен Ержанов

Чтобы доказать, что дефект появился не по вашей вине, а из‑за продавца или доставки, нужно:

"Собранные доказательства нужны для судебной или административной стадии. Если продавец действует недобросовестно, это может быть квалифицировано как мошенничество по Уголовному кодексу РК (ст. 190). Если будет доказано, что продавец обманул вас, не намеревался поставлять товар или скрывал дефекты, это может подпасть под мошенничество. Также продавец может быть привлечен к гражданско‑правовой ответственности: возврат денег, возмещение убытков, моральный вред в тех случаях, когда суд сочтет необходимым".Маулен Ержанов

Для этого нужно:

"Как долго рассматривается дело – зависит от загруженности судов, сложности дела и доказательственной базы. Дела по гражданским спорам могут идти месяцами. Уголовные дела по мошенничеству могут длиться дольше, особенно если нужно расследование, экспертизы, допросы. Суд может принять дело, даже если сумма невелика. Однако процесс, возможно, будет затратным по времени по сравнению с суммой. Иногда выгоднее урегулировать досудебно".Маулен Ержанов

Если вина продавца будет доказана, ему грозит:

Также можно потребовать компенсацию морального вреда, если вы сможете доказать, что понесли значительные переживания, стресс, ущерб нематериального характера. Суд оценит это на свое усмотрение.

В других случаях бывает, что человек сначала купил товар, а через пару дней он ему разонравился. Не потому, что плохого качества, а просто, например, одежда "не идет". Бытовая техника не помещается. Или детям игрушка надоела. В каких случаях можно вернуть такой товар, мы рассказывали здесь.

Законодательство
Казахстан
Законы
2025 год

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

О снижении цен на говядину заявили в Минсельхозе

Морозы до -15°С и сильные метели накроют Казахстан

Инженеры показали, каким будет самый глубокий в мире автомобильный тоннель

Назван город Казахстана с самой большой инфляцией

Новый триумф Димаша: радостную новость объявила команда Кудайбергена