Новое законодательство по трансфертному ценообразованию (Юридическая фирма «GRATA»)

В свете усиления государственного контроля предпринимательской сферы Казахстана, особое пристальное внимание государство уделяет контролю за трансфертным ценообразованием. Руководитель департамента «Трансфертное ценообразование», Юридическая фирма «GRATA» отмечает минусы и плюсы нового законодательства.

Новое законодательство по трансфертному ценообразованию

 

В свете усиления государственного контроля предпринимательской сферы Казахстана, особое пристальное внимание государство уделяет контролю за трансфертным ценообразованием. Руководитель департамента «Трансфертное ценообразование», Юридическая фирма «GRATA» отмечает минусы и плюсы нового законодательства.

 

Контроль за трансфертным ценообразованием является особым видом контроля, отличающийся от обычной налоговой проверки и требующий специального подхода при проведении контрольных мероприятий за международными деловыми операциями.

С 2001 года действует Закон Республики Казахстан «О государственном контроле при применении трансфертных цен».

Основным направлением Закона являлось осуществления государственного контроля при применении трансфертных цен, при этом осуществляя в рамках международных соглашений взаимообмен информации в части взаимозависимости и взаимосвязанности сторон, в подтверждении регистрации налогоплательщика в данной стране, контроль операций с оффшорными компаниями, с юридическими лицами имеющих льготы по налогам, бартерными операциями и системами взаимозачета, с 10% отклонением в ту или иную сторону от рыночной цены и т.д.

При выявлении фактов применения трансфертных цен, т.е. реализации (экспорт) по заниженным ценам и приобретения (импорт) по завышенным ценам, Налоговые органы корректируют доход и соответственно доначисляют налоги и платежи.

В соответствии с Законом контроль осуществляется по средствам проведения мониторинга сделок и при проведении проверок по соблюдению налоговых и таможенных обязательств.

Мониторинг сделок производиться на основе сравнительного анализа цен приобретения и реализации налогоплательщика с рыночными ценами:

Цена налогоплательщика формируется на основе:

грузовых таможенных деклараций, предоставляемых Таможенными органами в Налоговые органы;

данных республиканского и регионального электронного мониторинга, предоставляемых налогоплательщиками в Налоговые органы.

Рыночные цены формируются на основе данных:

- информационных агентств;

- государственных органов РК, в т.ч. стран ближнего и дальнего зарубежья;

- международными организациями;

- налогоплательщиков.

В случае выявления у налогоплательщиков по результатам мониторинга сделок фактов применения трансфертных цен, Налоговые органы назначаются проверку по вопросам трансфертного ценообразования.

Также проверки по вопросам трансфертного ценообразования назначаются при назначении проверок по соблюдению налоговых и таможенных обязательств. Проверка по трансфертному ценообразованию относиться к документальной тематической проверке и может назначаться не чаще одного раза в год.

С какими трудностями сталкивались налогоплательщики при осуществлении контроля за трансфертным ценообразованием

Немаловажной проблемой в проведении проверок по трансфертному ценообразованию являлось доказательство применяемой цены сделки.

Доказать расходы, понесенные покупателем практически сложно, так как данные документы находятся у покупателя и во многих случаях покупатель отказывался их предоставлять, ввиду их конфиденциальности.

В связи с отсутствием у налогоплательщиков данных документов, Налоговыми органами производилась корректировка дохода без учета данных документов, что в дальнейшем приводила к большим доначислениям.

Как показала практика, все доначисленные суммы по трансфертному ценообразованию налогоплательщиками оспаривалось в вышестоящих Налоговых органах, а далее в судебных инстанциях.

Основными спорными вопросами являлись применения источников информации, дифференциал (статьи и ставки расходов, связанных с доставкой товара до соответствующих рынков), а также применении метод определения рыночной цены.

Это происходит и по сей день

Как Вам известно, с 1 января 2009 года вступит в силу новый Закон РК «О трансфертном ценообразовании», который отличается от действующего Закона.

Данный Закон направлен на регулирования общественных отношений, а не установления меры.

При этом, в новом Законе есть хорошие аспекты, а также существуют трудности, с которыми столкнуться налогоплательщики.

 

 

Плюсы

 

Понятие «диапазон цен»

Как Вам известно, на мировых рынках не может существовать только одна цена, она вирирует в зависимости от места положения торгов, доставки и многих других фактов.

Наши Казахстанские предприятия не реализуют свою продукцию на мировых биржах, т.е. осуществляют поставки на условиях ФОБ, ДАФ и т.д., которое в последствие покупателем поставляется на мировые рынки.

К примеру, Казахстанский экспортер реализуется нефть на условиях ФОБ (Актау), далее риски по товары переходят покупателю, который может ее реализовать ее в любом направлении, т.е. в Иран, Баку и Махачкалу, при этом у каждого направления существует своя методика определения рыночной цены в зависимости от рынка поставки.

Для Иранского направления используются мировые цены нефти DUBAI, для Европейского направления используются мировые цены нефти BRENT.

В связи с вводом диапазона цен, при расчете рыночной цены на условиях ФОБ Актау, можно будет использовать мировые цены DUBAI и BRENT.

Налоговыми органами при определении рыночной цены будет учитываться существующий диапазон цен, т.е. рыночная цена на условиях ФОБ Актау будет определяться в диапазоне цен между рыночной ценой от DUBAI и BRENT.

Понятие «дифференциал»

В статье 8 действующего Закона определены условия, влияющие на величину отклонения цены, применяемой при совершении сделки, от рыночной цены, которое не полностью раскрывает расходы, возникающие при последующей реализации или приобретения товара, а также статьи расходов, который может принять Налоговые органы.

В новом Законе расширенно определение дифференциала, т.е. размер корректировки, используемый для приведения цены сделки или цены из источников информации в сопоставимые экономические условия и к ним относятся:

обоснованные и подтвержденные документально расходы, необходимые для доставки товаров (работ, услуг) на соответствующий рынок;

условия, влияющие на величину отклонения цены сделки от рыночной цены;

качество товаров (работ, услуг).

Конечно, опять бремя доказательств будет возложено на налогоплательщика, при этом, являются ли эти расходы обоснованными и подтвержденными решение будет принимать Налоговые органы, ну и это тоже является большим сдвигом в части возможности доказать налогоплательщиком свою цену, приведя ее в сопоставимые экономические условия.

Понятие «долгосрочная цена»

По долгосрочным контрактам с небиржевыми товарами (работами, услугами), в которых указана долгосрочная цена, моментом реализации товара (работ, услуг) для определения рыночной цены является момент заключения договора при соблюдении следующих условий:

- совершение сделок по договору осуществляется в течение месяца от даты заключения договора;

- рыночная цена определяется как цена, опубликованная официально признанными источниками информации для долгосрочных контрактов на последнюю дату, предшествующую дате заключения договора;

- долгосрочная цена применяется не более одного года и подтверждается конечным контрактом между участниками сделок или последующим контрактом между трейдером, аффилиированным с участником сделки — резидентом Республики Казахстан, и конечным потребителем, который является независимой стороной. Доказательством исполнения контракта являются документы, представленные по запросу уполномоченных органов.

В данных определения есть плюсы в том, что можно заключать долгосрочные контракты по небиржевым товаром, хотя бы на год.

Понятие «соглашения по применению трансфертного ценообразования»

Теперь у налогоплательщиков появиться возможность заключить договор с Налоговыми органами, в части применения методов определения рыночной цены и источников информации, что поможет избежать разногласий в ходе проведения проверок по трансфертному ценообразованию.

Понятие «трансфертная цена»

Трансфертной ценой понимается цена, которая формируется между взаимосвязанными сторонами и если она отличается от цен совершенных между независимыми сторонами.

Определения нового принципа «вытянутой руки»

Основный направлением данного принципа является сравнения сделок, в которых участвуют взаимосвязанные и независимые стороны, т.е. данный принцип очень распространен в мировой практике контроля за трансфертным ценообразованием.

Ведения новых методов определения рыночной цены, т.е. метод распределения прибыли и метод чистой прибыли

Метод распределения прибыли определяет прибыль от сделки, которая должна быть распределена между участниками сделки.

Такая прибыль распределяется между участниками сделки в соответствии с экономическим обоснованием, функциональным анализом, соглашениями, принятыми в соответствии с принципом «вытянутой руки» и на основе прибыли, которую получили бы эти компании, если бы они были независимыми.

Метод чистой прибыли основывается на определении чистого дохода, который получили бы от этой сделки независимые стороны в сопоставимых экономических условиях.

Чистый доход определяется с учетом одного из следующих показателей, которые сформировались по данным бухгалтерского учета:

1) остаточная стоимость активов;

2) объем реализации;

3) затраты.

 

 

Минусы

 

Но для начала хотелось бы рассказать про новые определения, которые даны в новом Законе и частности:

Понятия взаимосвязанные стороны

В новом Законе дана целая статья по определению взаимосвязанности сторон, которая практически в точности определена и в действующим Законом за исключением одного пункта, т.е.:

участниками сделок применяется цена сделки, по которой имеется отклонение от рыночной цены с учетом диапазона цен, по данным одного из уполномоченных органов.

Практически во всех Ваших сделках Налоговые органы будут находить отклонения, это связанно с принятием дифференциала и других фактов по определению рыночной цены.

90% сделок, осуществляемых налогоплательщиками в международных деловых операциях, будут определены как сделки между взаимосвязанными сторонами, т.е. вне зависимости от того если у Вас отношения с покупателем или нет.

Понятия государство со льготным режимом налогообложения (оффшорная страна)

При определении страны со льготным режимом налогообложения в Законе идет ссылка на налоговое законодательство РК.

В налоговом законодательстве страна со льготным режимом налогообложения определяется по следующим понятиям:

иностранное государство рассматривается как государство с льготным налогообложением, если в этом государстве ставка налога составляет не более 1/3 ставки, определяемой в соответствии с настоящим Кодексом, или имеются законы о конфиденциальности финансовой информации или информации о компаниях, которые позволяют сохранять тайну о фактическом владельце имущества или фактическом владельце дохода;

к государствам с льготным налогообложением также относятся административно-территориальные части государств, в которых ставка налога, фактически применяемая государством к юридическому лицу-нерезиденту, составляет не более 1/3 ставки, определяемой в соответствии с настоящим Кодексом, или имеются законы о конфиденциальности финансовой информации или информации о компаниях, которые позволяют сохранять тайну о фактическом владельце имущества или фактическом владельце дохода.

Если использовать данное понятие при контроле за трансфертным ценообразованием, то Казахстан попадает под определения как оффшорная страна, т.е. в некоторых административно-территориальных частях Казахстана существуют льготный ставки налогов.

Контролю будут подпадать внутренние сделки.

В случае если Ваша сделка будет осуществлена на территории Казахстан, которая в последствие была связанна с международной деловой операцией, то данная сделка будет подлежать контролю, и таким сделкам будут относиться:

по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон;

одна из сторон которых имеет льготы по налогам;

одна из сторон которых имеет убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.

К примеры, Вы являетесь недропользователем и реализовали свою продукцию Казахстанскому предприятию, который в последствии реализовал ее на экспорт по трансфертной цене.

При выявлении данных фактов Налоговые органы корректируют доход и соответственно начисляют корпоративный подоходный налог.

На основе корректировки дохода Вам будет начислен роялти и сверхприбыль (если конечно Вы на него вышли), вне зависимости от того связанные Вы с экспортером или нет, так как, согласна нового определения, Ваша сделка будет подпадать по определения сделки между взаимосвязанными сторонами.

Мониторинг сделок

В новом Законе дана целая статья, что такое мониторинг сделок и какие документы необходимо предоставлять в Налоговые органы для осуществления мониторинга сделок.

Теперь, в случае не предоставлении подтверждающих документов по дифференциалу в ходе мониторинга сделок, то данные статьи расходов не будут учитываться в ходе проведения налоговой проверки.

Корректировка объекта налогообложения

Согласна новому Закону корректировка объекта налогообложения будет осуществляться при любом отклонении цены от рыночной цены, за исключением сельскохозяйственной продукции.

Как Вам известно, в действующем Законе существовал люфт 10 процентов, который позволял налогоплательщикам вирировать от рыночных цен.

Существует много фактов, которые трудно доказать Налоговым органам, т.е. маржа трейдера, экспедиторские услуги, потери, хеджирование, демередж и если эти расходы можно было определять в 10 процентном люфте, которые конечно можно было и не подтверждать.

Теперь люфт отсутствует, Налоговые органы также не будут также принимать во внимание косвенные затраты, что и приведет к многочисленным спорам в доказательстве определения рыночной цены.

Метод сопоставимой неконтролируемой цены

В данный метод были ведены новые определения.

Моментом реализации товара является дата перехода права собственности покупателю, хотя в Налоговом кодексе моментом реализации является отгрузка товаров, выполнение работ и предоставление услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также передача заложенных товаров залогодержателю.

Разница между датой перехода собственности и отгрузкой может составлять месяц и более, а это влияет на определения рыночной цены, т.е. Вы определили цену на момент отгрузки и товар начинает двигаться покупателю, то теперь рыночная цена будет определяться только при получении товара покупателем.

При этом, рыночная цена будет определяться только с соответствующим рынком поставки товара, а вне зависимости от места регистрации покупателя.

Допустим, Вы реализуете продукцию Европейской компании, которая обязала поставить товар в любую страну и рыночная цена будет определяться по месту поставки товара, т.е. в случае поставки товара в Китай, то рыночная цена будет определяться на основе Китайского рынка, в случае поставки товара США, то цена Американского рынка.

Теперь налогоплательщик должен будет осуществлять сбор информации о продвижении своего товара для расчета определения рыночной цены.

В случае отказа предоставления покупателем информации, налогоплательщику необходимо будет построить доказательства на основе возможного передвижения своего товара, т.е. у Вас будет несколько рыночных цен.

Дифференциал

Согласно новому Закону, дифференциал будет учитываться при определении рыночной цены в случае своевременного и обоснованного предоставления информации по мониторингу сделок.

Могут возникнуть такие сложности, как не возможность предоставления дифференциала в ходе проведения мониторинга сделок, в связи с отсутствием данных документов у Казахстанских предприятий и для его сбора нужно будет определенное количество времени.

Теперь, в случае не предоставлении в ходе мониторинга сделок, дифференциал не будет учитываться в ходе проведения налоговой проверки.

Это опять приведет к тому, что контроль за трансфертным ценообразованием будет в основном оспариваться в судебных инстанциях.

Также не маловажным фактом является исключения дифференциала, при сделках с государствами с льготным налогообложением.

Мы понимаем, что политика государства направленная на исключения сделок с оффшорными компаниями, но вне зависимости от поставки товара, должны учитываться прямые затраты и таким расходам относятся транспортные, таможенные и другие расходы, которые фактически могут быть и которые можно подтверждать не только официальными источниками информации, ну и транспортными, портовыми и другими компаниями, осуществляющие перевозку.

Соглашения по применению трансфертного ценообразования

Теперь у налогоплательщиков появиться возможность заключить договор с Налоговыми органами, в части применения методов определения рыночной цены и источников информации, за рамки которого Вы не выйдите.

Как писалось ранее, основным спорным вопросом всегда являлось применения дифференциала. Налоговые органы будут согласовывать методы определения рыночной цены и источники информации, но основными спорными вопросами являлось применения прямых и косвенных затрат, которые Налоговые органы будут ли согласовывать или нет пока не известно.

 

 

Вывод

 

В целом новый Закон разрабатывался в целях совершенствования контроля за трансфертным ценообразованием и основными аспектами данного Закона являлось как можно меньше разногласий между налогоплательщиками и контролируемые органами.

Как Вы видите из вышеперечисленного, согласно новому Закону, все сделки по внешнеэкономической деятельности, будут подпадать под трансфертное ценообразование, при этом, будет ограничена возможность доказать налогоплательщиков соответствии своей цены с рыночной ценой.

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: