О неготовности перехода на всеобщее декларирование и недостатках системы заявил депутат Сабильянов

О неготовности перехода на всеобщее декларирование и недостатках системы заявил депутат Сабильянов

 

На собрании фракции партии «Нұр Отан» в Мажилисе Парламента РК на тему: «Внедрение всеобщего налогового декларирования доходов и расходов в Республике Казахстан» депутат Нуртай Сабильянов заявил о массе недостатков данной системы и неподготовленности к ее внедрению, сообщает Zakon.kz.

Согласно принятому в прошлом году закону, казахстанцам предстоит сдавать Декларацию об активах и обязательствах, Декларацию о доходах и имуществе, а также Краткую декларацию о доходах.

В Декларации об активах и обязательствах, будут указываться сведения об имеющемся в стране и за ее пределами имуществе, накоплениях, о кредиторской и дебиторской задолженностях. Она сдается один раз, затем может только корректироваться при наличии расхождениях либо дополняться в связи с требованиями соответствующих законов, поэтому крайне важно довести до наших граждан ее большое значение.

При этом Декларация об активах и обязательствах состоит из 16 страниц, Декларация о доходах и имуществе содержит 42 страницы. Краткая декларация о доходах физического лица включает в себя 2 страницы.

«Для заполнения Декларации об активах и обязательствах и Декларации о доходах и имуществе необходимо собрать много справок-подтверждений из различных организаций, чтобы не было расхождений в сведениях (о наличии недвижимости, транспортных средств, о доле участия в юридических лицах, о кредиторской и дебиторской задолженности, получении имущества, расходы на приобретение имущества, доходе от прироста стоимости, БИНы, ИИНы лиц, передавших имущество или предоставивших займ на приобретение имущества и т.д.), - сказал депутат.

Он отметил, что далеко не каждый человек может без консультации самостоятельно и правильно заполнить эти декларации. При этом в случае неправильного заполнения, в первый раз его ждет предупреждение. При повторных ошибках, он будет оштрафован на сумму около 64 тыс. тенге.

«Если у простого гражданина зарплата 40-50 тыс. тенге, то каким образом он оплатить такой штраф? В связи с этим, предлагаю значительно уменьшить размер штрафа. Поэтому необходимо оптимально сократить объем содержания Деклараций, для простоты ее заполнения», - считает Н.Сабильянов.

«В данной декларации наличные деньги указываются в сумме, не превышающей предел 160-кратного минимального размера заработной платы, установленного Законом о республиканском бюджете, продолжил он. - Например, в 2016 году эта предельная величина составляет около 3,6 млн.тенге. Как быть в случае, если гражданин 27 декабря продал квартиру или дом за 7 миллионов тенге, после нового года намеревается купить новый дом, то как он должен отразить наличные деньги в декларации? Половину этой суммы указать в декларации, а половину положить в банк? Здесь прослеживаются интересы банка».

В связи с этим он предложил увеличить предельную величину наличных денег, отражаемых в Декларации до 60 млн.тенге.

Также предусмотрено, что по желанию физического лица могут быть указаны биологические активы, культурные ценности, драгоценные камни и драгоценные металлы, ювелирные изделия, стоимость которых превышает 160 минимальных заработных плат (3,6 млн.тенге).

«Необходимо либо обязать указывать, либо вообще исключить возможность декларирования что-то «по желанию»», - заметил депутат.

Между тем в краткой Декларации о доходах физического лица не заполняются какие-либо цифры и другие сведения. Только ставятся отметки, подтверждающие получение: доходов, обложенных у источника выплаты работодателем, пенсионных выплат из Пенсионного фонда, алиментов, стипендии и другие выплаты. По подсчетам правительства, такую декларацию будут представлять порядка 8 млн человек (70% от количества лиц, обязанных представлять декларацию).

«Возникает вопрос, стоит ли тогда обязывать физические лица при их невысоком заработке декларировать доходы, создавая напряженность в обществе. Также, учитывая, что есть другие способы получить сведения о доходах всех жителей Казахстана, например, через уплату индивидуального подоходного налога, пенсионных отчислений работодателями, - поделился мажилисмен. - Ведь изначально стояла задача обеспечить прозрачность и доходов и расходов населения и увеличить поступления индивидуального подоходного налога с физических лиц в бюджет. Без повышения благосостояния народа и реального роста доходов населения данной задачи не решить».

Он также обратил внимание на неготовность самой системы к введению всеобщего декларирования.

«Если подача декларации будет осуществляться в электронном виде через портал «Электронное Правительство», сразу отмечу, что не для всех сельских жителей доступен интернет. Я это заявляю исходя из планов Правительства по обеспечению интернет связью сельских населенных пунктов лишь к 2025 году. Например, согласно ответу министра индустрии и развития А.О. Исекешева на мой депутатский запрос, планируется двухэтапная реализация проекта по обеспечению сельского населения услугами широкополосного доступа к Интернет сети: 1 этап - с 2016-2018 гг - 1 291 СНП, 2 этап - 2019-2025 гг. - 4 283 СНП. Однако на сегодняшний день определен перечень населенных пунктов по 1 этапу, но еще не решен вопрос финансирования проекта. Сельские населенные пункты с населением 10 000 и более жителей могут позволить себе сдать декларации посредством Интернет связи, а как быть сельским населенным пунктам с населением менее 10 000 жителей? - пояснил он. - Получается, что большая нагрузка ляжет на подачу деклараций в бумажном виде по почте или явочно в пункты приемы деклараций».

Депутат задался вопросом, готовы ли принимать работники почтовой организации в селах огромное количество деклараций, ставя на каждой декларации почтовый штемпель (Так как на проектах всех трех видов Деклараций предусмотрен их прием почтовым работником с указанием даты почтового штемпеля).

«Если физические лица выберут явочный характер сдачи декларации, то они должны ехать налоговую службу. Это не обойдется без огромных очередей в случае большого количества населения и ограниченного штата работников налоговой службы. Более того, для функционирования Единой базы сведения с бумажных деклараций переносятся в Программу налоговой службы. Соответственно, это также требует дополнительной работы. Если работник налоговой службы при переносе допустит ошибку, как быть в этой ситуации? Кто будет исправлять ошибку? - задался вопросами Н.Сабильянов. - Поэтому, я считаю, необходимо перенести срок первого этапа внедрения всеобщей декларации доходов и расходов с 2017 на 2022 год, а второго этапа с 2020 на 2025 год. То есть до полного обеспечения сельских населенных пунктов интернет связью».

Он также спросил: Как будут сопоставляться данные деклараций с данными госорганов? Это трудоемкая работа, требующая людских ресурсов, кто будет задействован при этом? Где будет храниться огромное количество бумажных деклараций?

«Вопросы есть по регистрации данных, особенно по учету недвижимости. Даже некоторые снесенные дома в сельских населенных пунктах числятся в Базах недвижимости (регистре недвижимости), меняются названия улиц, изменяются фамилии (без -ов, -ев) и отчества (-ұлы, -қызы) собственников недвижимости. Это вызывает несоответствие данных в различных информационных Базах», - указал депутат.

Отметил он и сложности с учетом транспортных средств.

«Например, без Постановления органов внутренних дел по угону невозможно списать угнанную машину, она годами будет числиться за владельцем. Многие не могут оформлять имеющиеся мотоциклы, прицепы, в связи с отсутствием документации на них, - пояснил он. - Таким образом, учитывая, что обновление Баз данных недвижимости, транспорта и др. не всегда происходит одновременно, могут быть расхождения в сведениях с Декларациями. Это потребует внесение исправлений либо со стороны декларантов, либо со стороны налоговых служб».

По его мнению, без решения проблемы с лжепредпринимательством, способствующим обналичиванию и уводу денег от налогообложения с теневой экономикой покончено не будет.

«Комитет госдоходов до сих пор не может привести в порядок Базу по учету юридческих лиц. Например, Комитет госдоходов не мог предоставить точную информацию по налогоплательщикам из-за которых потери бюджета в 2015 году составили 1 триллион тенге в ходе рассмотрения отчета Правительства и Счетного комитета, - сказал мажилисмен. - С учетом вышесказанного, считаю, что всеобщее декларирование физических лиц не принесет ожидаемого увеличения доходной части за счет налогов на доходы физических лиц».

 

Следите за новостями zakon.kz в: