Айнур Абдирасилкызы: У нас нет никаких оснований для уклонения от запрета салафизма

Салафизм – источник радикальных течений и эпицентр экстремистских идей.
Директор Научно-исследовательского и аналитического центра Комитета по делам религий Министерства культуры и спорта Айнур Абидрасилкызы в интервью Zakon.kz дала жесткую оценку деятельности представителей салафитского течения. По ее мнению, она выходит за рамки принципа свободы вероисповедания, наносит ущерб внутреннему единству верующих и имиджу имамов. Эксперт считает, что салафизм и ваххабизм имеют одну основу и процесс запрета такфиризма послужит началом прекращения деятельности салафитских течений.

(Продолжение. Начало)

– Айнур Абдирасилкызы, вы считаете, что представители нетрадиционных движений также стали причинами многих конфликтов в обществе?

– На мой взгляд, здесь в первую очередь стоит проблема раскола единой мусульманской уммы. Непрактикующих мусульман, которые не читают намаз, представители салафитского движения считают кафирами, то есть неверующими. Для них совершенно неприемлемо традиционное понимание, что вера (иман) и действие (амал) не являются одним и тем же. Также они не принимают традиционный принцип, который потверждает, что произношение свидетельства о вере (шахада) с искренностью в сердце является свидетельством мусульманства.

Большой ущерб, наносимый представителями салафитского движения, заключается в том, что молодежи внушаются идеи, связанные с разрушением семьи, с целью вовлечения их в обособленные общины (жамагаты). Здесь они руководствуются такфиритским принципом, согласно которому не совершающие намаз родители считаются неверующими - кафирами.

Что касается вопросов брака, то среди представителей салафитских общин весьма распространена практика временного брака, хитро «узаконенного» путем искажения шариатских норм. Без разрешения родителей, которые по их суждению являются кафирами, в этих общинах по свидетельству незнакомых людей проводят обряд бракосочетания, что в дальнейшем в силу безответственности приводит к легко желанному разводу. Если мужчину что-то не устраивает в так называемых семейных отношениях, то достаточно произнести три раза «талак» (объявление о разводе), и это будет завершением семейной жизни. В таких случаях семья и дети часто остаются без какой-либо защиты, а разведенные женщины могут переходить из рук в руки, что приводит к увеличению рождения детей с неизвестными отцами. В последнее время подобного рода проблемы среди обособленных салафитских джамагатов только увеличиваются.

В мечетях, общинах верующих представители салафитского движения читают намаз согласно правилам ханбалитского мазхаба, тем самым разрушая непрерывность многовекового религиозного опыта казахстанской мусульманской уммы, основанного на правилы ханафитского мазхаба. Также нарушая внутренний распорядок мечетей и принижая их значение в обществе, представители салафитских течений наносят ущерб внутреннему единству верующих и имиджу имамов.

Не имея должного понятия об истинной сущности ислама, считая не существенным содержательную сторону религиозных основ и придавая значение только форме (борода, короткие штанины и хиджаб), тем самым показывая эти формы как прямое проявление мусульманства, салафитские течения пропагандируют весьма ограниченное мировоззрение. В свою очередь многие буквалистские взгляды салафитов, в том числе потверждение, что «Аяты Корана нужно понимать в буквальном смысле, их нельзя понять умом», исходят из этого ограниченного мировоззрения.

Неверное понимание ряда религиозных терминов, непризнание мазхабов (юридических школ), отрицание национальных традиций, культуры и истории, светских принципов, толерантности и принципы межрелигиозного диалога в исламе, искажение понятия «джихад» – все это сформировалось из-за консервативного буквалистского подхода салафитов. Неверные трактовки основ ислама на протяжении веков переросли в кровопролитную борьбу в мусульманских и немусульманских странах, и именно они подготовили предпосылку для сегодняшных террористических актов на казахской земле.

– То есть это является искажением принципа свободы вероисповедания с целью использования ее в своих интересах?

– Я бы сказала по-другому. Скорее всего, деятельность представителей данного течения выходит за рамки принципа свободы вероисповедания. Обеспечение свободы вероисповедания не означает, что государство должно допускать деятельность, которая наносит вред государственной безопасности и ее целостности, разрушает единство народа.
Салафитская идеология наносит ущерб основным ценностям светского государства – жизни, свободы и права граждан, национальной безопасности, внутренней стабильности, духовных и культурных основ. Все принятые законы действуют в целях обеспечения безопасности государства, поэтому эти законы должны выявить опасные явления и запретить их.

– Нужно запретить салафизм, так вы полагаете?

– Мы уже прошли период обсуждения этого вопроса. Если говорить в качестве эксперта, то, видя, какой ущерб наносит салафизм, мы уже не можем не запретить данное течение. Как страна с устоявшимися внутренними и внешними связями, независимой политикой и объективной позицией, у нас нет никаких оснований для уклонения от запрета салафизма.

Как нетрадиционное течение салафизм вбил клин в целостность государства и народа, сегодня все общество активно обсуждает необходимость запрета данного течения. Видные представители страны из интеллигенции, старшего поколения, политики и эксперты, религиоведы и имамы в один голос заявляют о необходимости запрета салафитского течения, доказывая и говоря об этом открыто.

- Какова на это реакция самих представителей салафитского течения?

- Они не бездействуют. При запрете организации «Ат-Такфируаль-хиджра» в 2014 году, салафиты перенесли свои деструктивные идеи в такфиризм, теперь каждый сомнительный взгляд в их сторону они пытаются перенести на ваххабитов, тем самым пытаясь обелить себя. При попытке отделить ваххабитское течение от салафизма, осуществляются искусственные исследования, чтобы обосновать ложную идею об «умеренном салафизме». Обвиняя Духовное управление мусульман Казахстана во-всех проблемах, относящихся к распространению нетрадиционной идеологии, они тем самым стараются отвлекать внимание государства на другие вещи. Однако их действия и идеи являются необоснованными и в настоящее время это доказали религиоведы и ученые-теологи. Салафизм и ваххабизм имеют одну основу, концепция «умеренного салафизма» полностью является искусственной, так как для салафитского течения свойственны крайние экстремистские взгляды.

Салафизм – источник радикальных течений и эпицентр экстремистских идей. На сегодняшний день, согласно решениям наших судов о запрете литературы экстремистского направления, из 670 материалов 334 принадлежат представителям салафитского течения, что также служит убедительным доказательством вышесказанного.

Известно, что по решению Сарыаркинского суда города Астаны от 18 августа 2014 года «Ат-такфир уаль-хиджра» была признана экстремистской организацией и ее деятельность запрещена на территории Казахстана. Такфиризм, имеющий единую идеологическую основу с салафизмом, является одним из его течений. Поэтому можно сказать, что процесс запрета такфиризма служит началом прекращения деятельности салафитских течений.

Следующим этапом является, как говорилось выше, запрет на салафитскую литературу. С запретом идеологии и деятельности этого течения, данный процесс завершится полностью.

– Каких результатов можно ожидать с запретом салафизма?

– Этот даст возможность гражданам, придерживающимся салафитского течения, возвратиться к традиционным религиозным убеждениям, что уменьшит риски влияния салафитской идеологии на наших соотечественников, и со временем деструктивная идеология замедлит свое развитие. Нельзя отрицать возможность радикализации отдельных представителей салафизма, но слудует учесть, что этот феномен наблюдается и сегодня, хотя запрета их деятельности по сей день не было. Если запретить данное течение, то число лиц, подвергшихся радикализации, бесусловно, уменьшится.

Что касается вопроса внешней политики, то мы видим, что и для мусульманских стран деятельность салафитов все больше становится угрожающим фактором, поэтому надо учитывать, что даже арабские страны не имеют единых взглядов относительно идеологии салафизма. Во всех мусульманских государствах официальная религия – это ислам, в то же время, салафизм или ваххабизм как официальная религиозная идеология не признаны ни в одном государстве.

Если рассматривать вопросы взаимоотношения с Королевством Саудовской Аравии, государственные руководители которой придерживается ваххабизма, то мы должны принимать во внимание, что в межгосударственных отношениях на главное место выходят не религиозные проблемы, а экономические интересы. Так, в Таджикистане, Дагестане, Узбекистане, столкнувшихся ранее и в большей степени, чем наше государство, с угрозой, исходящей от нетрадиционных религиозных течений, были приняты законодательные документы, запрещающие деятельность течения салафия. Однако это не повлияло на их отношения со странами арабских государств.

В заключение хотелось бы сказать, что запрещение салафизма способствует сохранению и развитию светского устоя Республики Казахстан, соблюдению устойчивости в нашей межконфессиональной стране, укреплению внутреннего единства мусульманской уммы, сохранению и развитию традиционных ценностей и подлинной культуры народа Казахстана, укреплению семейных ценностей, повышению авторитета Духовного управления мусульман Казахстана, укреплению единства и согласия народа Казахстана.

Торгын Нурсеитова

P. S. Приглашаем к дискуссии других экспертов, которые компетентны в вопросах салафизма и такфиризма и могут высказать свою позицию как «за», так и «против».





Следите за новостями zakon.kz в: