Открытое обращение интернет-проекта «Общественный налоговый омбудсмен» (12 августа 2016 года)

Открытое обращение интернет-проекта «Общественный налоговый омбудсмен» в Администрацию Президента Республики Казахстан, Сайт Премьер-Министра Республики Казахстан, Генеральная Прокуратура Казахстана, Верховный суд Казахстана, Министерство Финансов Республики Казахстан, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», Совет Инвесторов При Президенте Республики Казахстан, АО «Самрук-Казына», KAZENERGY


(12 августа 2016 года)

 

Казахстанскими бизнес юристами создан Интернет-проект «Общественный налоговый омбудсмен». Целью проекта является устранение нарушений прав налогоплательщиков, которые носят массовый и бесспорно незаконный характер. Проект работает на странице Казахстанские бизнес юристы в сети Facebook (www.facebook.com/KazBusinessLawyers/), на которой размещается вся информация о его деятельности.

Интернет проект «Общественный налоговый омбудсмен» в первую очередь занимается работой над системными проблемами налогоплательщиков Казахстана путем внесения следующих предложений:

1. Уменьшить срок исковой давности по до начислению налогов с пяти до трех лет. Защита денежных интересов государства и частного капитала должна осуществляться на равных условиях.

2. Снизить размер пени на не уплаченную в срок сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет с 2,5-кратной ставки рефинансирования до стандартной 1-кратной. Денежные интересы государства не должны защищаться на льготных и приоритетных условиях по отношению к частному капиталу.

3. Исключить наказание в виде лишения свободы по уголовным правонарушениям в сфере экономической деятельности (глава 8 УК РК). Первопричиной совершения многих из этих преступления является сложность, запутанность налогового и таможенного законодательства, постоянное его изменение и ужесточение.

4. В случае признания регистрации налогоплательщика недействительной по решению суда, снятие налогоплательщика с учета по НДС должно производиться не с начала постановки на учет, а с даты вступления в силу решения суда. Это позволит избежать возврата НДС по всем сделкам, совершенным с таким налогоплательщиком.

5. Заменить наказание за административные правонарушения в области торговли и финансов (глава 15 КоАП РК), в области налогообложения (глава 16 КоАП РК) в виде штрафа, выраженного в процентах (15%, 30%, 50%) от суммы нарушения на наказание в виде штрафа, выраженного в месячных расчетных показателях (МРП). Предприниматели не должны нести бремя уплаты штрафов в десятки и сотни миллионов, а иногда и миллиарды тенге.

6. Запретить назначение внеплановых налоговых проверок в случае исполнения налогоплательщиком уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

7. Применять для расчета размера ущерба, причиненного уголовными правонарушениями в сфере экономической деятельности, административными правонарушениями в области торговли и финансов, в области налогообложения, МРП, установленный на момент назначения наказания, а не на момент совершения правонарушения.

8. Дополнить ст. 236 УК РК «Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов» описанием конкретных способов совершения преступления, по аналогии со ст. 245 УК РК «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций». Неопределенность способов в ст. 236 УК РК дает возможность для широкого толкования и привлечения к ответственности невиновных.

9. Исключить начисление пени по до начисленным суммам на операции со лжепредприятиями. За один год размер пени составляет 15-20% от суммы до начисленного налога, что является несоразмерной нагрузкой на налогоплательщиков.

10. Пресечь практику направления налоговыми органами в СЭР материалов налоговой проверки с до начисленными налогами свыше 20 000 МРП рассчитанными за разные периоды и по разным налогам для привлечения к ответственности по ст. 245 УК РК. Поскольку данное преступление считается оконченным с момента подачи налоговой декларации, а по разным периодам и разным налогам сдаются отдельные декларации, то их подачу нельзя объединять в одно длящееся преступление.

11. Изменить процедуру налогового обследования, так как отсутствие налогоплательщика в офисе в конкретный момент времени не означает его отсутствие по месту нахождения в принципе. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика или его работников все время находиться по месту регистрации.

12. Запретить назначение налоговых проверок СЭР, так как согласно УПК у следователя нет права назначать налоговые проверки.

13. Запретить по уголовным делам проведение комплексных налоговых проверок в пределах срока исковой давности, так как согласно УПК проверка может быть проведена только по вопросам, имеющим значение для дела.

14. Ввести понятие пресекательного срока для процедуры проведения налоговых проверок. В виду отсутствия такого понятия невозможно признать налоговую проверку незаконной по причине несоблюдения ее сроков.

15. Пресечь незаконную практику одновременного привлечения к административной ответственности за уклонение от уплаты налога юридического лица по ст. 277 КоАП РК, и к уголовной ответственности руководителя этого юридического лица по ст. 245 УК РК. В соответствии с требованиями закона, привлечение к административной ответственности по ст. 277 КоАП РК запрещено, если имеются основания для привлечения к ответственности по ст. 245 УК РК.

16. Пресечь практику назначения следователями аудита по уголовному делу. Действующий УПК позволяет следователю назначать исследование, экспертизу, требовать производства ревизий и проверок от уполномоченных органов и должностных лиц, но не назначать проведение аудита. В соответствии с п.1 ст.17 Закона РК «Об аудиторской деятельности» нет иного основания для аудита, кроме договора между аудиторскими организациями и аудируемыми субъектами.

17. Пресечь практику выемки бухгалтерских документов в рамках уголовных дел без санкции следственного судьи.

18. Исключить из НП ВС от 12.01.09 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве», такое основание для признания лжепредприятием как постановление органа уголовного преследования о прекращении до судебного расследования по не реабилитирующим основаниям. Согласно п.16 ст. 12 Налогового кодекса - основанием для признания лжепредприятием является только приговор или постановление суда.

19. Пресечь практику изъятия при выемке по уголовным делам всех без исключения документов и предметов (мониторов, ноутбуков), в то время как УПК РК (ст.253) предусмотрена выемка только предметов и документов, имеющих значение для дела.

20. Заменить изъятие компьютеров и жестких дисков при выемке по уголовным делам на копирование информации, хранящейся на них. Так как в современных офисах вся информация содержится в компьютерах, то без них фактически парализуется деятельность предпринимателя.

21. Пресечь незаконную практику направления органами уголовного преследования писем налогоплательщикам с требованием предоставить те или иные документы. В соответствии с УПК РК, следователь вправе провести обыск или выемку, но такого действия, как запрос о предоставлении документов не предусмотрено.

22. Пресечь незаконную практику составления налоговыми органами заключений о правильности исчисления налогов, так как составление таких заключений и привлечение к ответственности на основании этих заключений не предусмотрено законодательством РК. На практике такие заключения могут явиться основанием для уголовного преследования.

Просим Вас оказать содействие в реализации данных предложений.

 

С уважением,

Казахстанские Бизнес Юристы:

Жангельды Сулейманов (Zhangeldy Suleymanov)

Жанибек Башанов

Felix Amirov

Елена Жигаленок (Elena Zhigalenok)

Рена Керимова

Саят Нургалиев

Anuarbek Skakov

Антон Самохин (Anton Samohin)

Станислав Лопатин

‪#‎KazBusinessLawyers

 

Следите за новостями zakon.kz в: