Для индивидуализации продукции (С. Кабидолдина, судья СМЭС г. Астаны)

Для индивидуализации продукции

 

С. Кабидолдина,

судья СМЭС г. Астаны

 

Особое положение среди иных объектов промышленной собственности занимают товарные знаки. Это, главным образом, обусловлено функциями, выполняемыми ими, что накладывает отпечаток на характер правового регулирования отношений, складывающихся в связи с их использованием.

Согласно ст. 1 закона о товарных знаках, под товарным знаком понимается обозначение, зарегистрированное в соответствии с настоящим законом или охраняемое без регистрации в силу международных договоров, в которых участвует Республика Казахстан, служащее для отличия товаров (услуг) одних юридических или физических лиц от однородных товаров (услуг) других юридических или физических лиц.

Понятие товарного знака как правовой категории дано также в ст. 1024 ГК, где сказано, что товарным знаком признается зарегистрированное либо охраняемое без регистрации в силу международного договора словесное, изобразительное, объемное или другое обозначение, служащее для отличия товаров или услуг одного лица от однородных товаров и услуг других лиц.

В качестве товарных знаков согласно ст. 5 закона о товарных знаках, могут быть зарегистрированы изобразительные, словесные, буквенные, цифровые, объемные и иные обозначения или их комбинации, позволяющие различать товары и услуги одних лиц от однородных товаров или услуг других лиц.

В соответствии со ст. 1025 ГК правообладатель, имеющий исключительное право на такое средство индивидуализации, как товарный знак, может использовать его, включать в оборот, а также распоряжаться принадлежащим ему знаком. Таким образом, использованием товарного знака считается любое введение его в оборот в порядке, установленном законом.

Отсюда следует, что любое лицо, законным порядком приобретающее исключительное право на такое средство индивидуализации, как товарный знак, может использовать и распоряжаться им любым не противоречащим закону способом.

При этом согласно ст. 1032 ГК лицо, неправомерно использующее товарный знак либо обозначение, сходное с ним до степени смешения, обязано прекратить нарушение и возместить владельцу товарного знака понесенные им убытки.

Правообладатель, полагающий, что его исключительные права на товарный знак нарушены, вправе обратиться за защитой своих прав и интересов сразу в судебные органы.

Неправомерное использование обозначения, схожего до степени смешения с товарным знаком, зарегистрированным на имя другого лица, является проявлением недобросовестной конкуренции. Защита прав владельца товарного знака производится способами, установленными ст. 44 закона о товарных знаках.

Товарные знаки и знаки обслуживания имеют большое значение в деле обеспечения конкуренции товаров на рынке. Они призваны выступать в качестве меры недопущения недобросовестной конкуренции, поскольку главная их функция как объектов промышленной собственности состоит именно в возможности разграничения и индивидуализации продукции конкретного изготовителя от товаров других производителей.

Использование обозначения, поданного на регистрацию в качестве товарного знака, но до рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака, не допускается.

Использование обозначения, поданного на регистрацию в качестве товарного знака, до степени смешения схожего с зарегистрированным товарным знаком, является нарушением исключительных прав владельца товарного знака.

При этом в судах рассматриваются споры о регистрации товарных знаков, схожих до степени смешения с ранее зарегистрированными товарными знаками; о применении товарных знаков; об аннулировании регистрации товарных знаков, зарегистрированных по международной регистрации, и некоторые другие категории споров.

Следите за новостями zakon.kz в: