Улучшить положение потребителей (Нурболат Кокишев, зам. начальника Регионального транспортного управления КПС и СУ Генеральной прокуратуры РК)

Улучшить положение потребителей

 

Нурболат Кокишев,

зам. начальника Регионального транспортного

управления КПС и СУ Генеральной прокуратуры РК

 

Защита прав потребителей является основополагающей задачей в деятельности многих государственных органов, в том числе и органов прокуратуры, она основывается на Законе РК «О защите прав потребителей». Только за 2017 год сотрудниками прокуратуры было возвращено потребителям более сотни миллионов тенге.

Законодателем на постоянной основе вносятся изменения, улучшающие положение потребителей на рынке. К примеру, если покупателя не устраивает приобретенная вещь: оказалась не той формы, цвета или размера, то товар можно поменять или возвратить в течение 30 календарных дней. Раньше срок был гораздо меньше - 14 дней.

Уже прошли те времена, когда факт покупки удостоверялся только наличием чека. Теперь все гораздо проще. Нет чека, достаточно его фотографии или видео.

Зачастую бывает так, что на витрине указана одна цена, а кассир пробивает совершенно другую. Отныне потребитель имеет право оплатить за товар ту сумму, которая была указана на ценнике.

Новые правила коснулись и вопросов гарантийного срока. Клиент вправе сдать некачественный товар, даже если до окончания гарантийного срока остался всего один день. Причем сумма ему возвращается в полном размере. Если новая бытовая техника сломалась, то сервисная служба обязана за свой счет осуществить ремонт и доставку. На это время клиенту предоставляют аналогичный товар. Если за десять календарных дней покупку не отремонтировали, в таком случае потребитель вправе требовать замену.

Поправки затронули и коммунальную сферу. Отныне наличие неоплаченной задолженности за отопление не является основанием для отключения горячей воды. Эта норма прописана в изменениях к Закону «Об электроэнергетике».

Отношения между продавцом и покупателем всегда вызывали много споров. Теперь законодательство закрывает спорные вопросы. Продавец не сможет уйти от ответственности, если товар причинил вред жизни, здоровью и имуществу потребителя. При покупке товара в рассрочку продавцу отныне запрещено прописывать в договоре, что он будет менять цену.

Изменения коснулись и сферы услуг. Чтобы изменить условия договора или же расторгнуть его, компания должна предупредить клиента об этом не менее чем за 30 дней. К примеру, изменить условия тарифного плана мобильный оператор не сможет, не уведомив об этом абонента за месяц.

Комитет по защите прав потребителей может подать в суд на продавца, если с одной и той же жалобой туда обратились десять человек.

Органами прокуратуры на постоянной основе проводятся проверки коммунальных предприятий, компаний, занимающих доминирующее положение на рынке, то есть тех, кто напрямую влияет на жизнь и благосостояние граждан.

К примеру, по инициативе прокуроров Костанайской области монополист оплатит штраф в размере 2,5 млн. тенге. В мае текущего года в прокуратуру области костанайцы пожаловались на то, что ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания» (КТЭК) заставляло устанавливать счетчики тепла за свой счет.

В адрес потребителей направлено 708 уведомлений. Только пять квартир установили дорогостоящие счетчики. Большинству горожан это было не по карману. Средняя цена прибора от 180 тыс. до 300 тыс. тенге, с ежемесячным обслуживанием в пять-семь тысяч тенге, то есть 60-85 тыс. тенге в год.

Люди были возмущены. В п. Красный Партизан пенсионеры вышли на улицу и требовали взимать плату по квадратуре жилья, а не по счетчикам. С ними встречался прокурор отдела А. Бекназаров.

Затем, 31 мая т.г. прокуратура г. Костаная поручила Департаменту по регулированию естественных монополий проверить законность уведомлений КТЭК. Мы посчитали, что компания, являясь монополистом, навязывала кабальные услуги для горожан.

Это подтвердили и антимонопольщики, которые в действиях КТЭК усмотрели состав адмправонарушения по ч. 4 ст. 164 КоАП РК «Несоблюдение субъектом естественных монополий ограничений, установленных законом» и составили протокол.

Постановлением САС г. Костаная ГКП «КТЭК» оштрафовано на 2 541 280 тенге (применено новое положение ч. 2 ст. 819 КоАП о возможности снижения суммы наложенного штрафа на 30 процентов).

Сейчас КТЭК аннулирует все ранее направленные уведомления. Люди благодарят прокуроров за оперативно принятые меры.

И такие примеры, когда были защищены права потребителей, не единичны, так как одной из основных функций и задач государственных органов является поддержание и охрана общественного правопорядка, которая реализуется, в частности, и через защиту прав потребителей.

Следите за новостями zakon.kz в: