Центральная Азия: определение приоритетов регионального сотрудничества (Николай Кузьмин, политолог)

Центральная Азия: определение приоритетов регионального сотрудничества

 

Итоги Второй консультативной встречи глав государств Центральной Азии, состоявшейся 29 ноября в Ташкенте, можно без преувеличения считать победой казахстанских подходов к региональному сотрудничеству. Прямым свидетельством этого стало избрание Нурсултана Назарбаева почетным председателем форума.

Но важнее то, что позиции всех без исключения центральноазиатских государств по самому широкому спектру вопросов - безопасность, торговля, транспортная инфраструктура, экология, культура и образование - стали выстраиваться вдоль силовых линий регионального сотрудничества.

В совместном заявлении, принятом по итогам встречи, слово «интеграция» не употребляется.

В то же время в нем отмечается, что сегодня востребованность доверительного диалога, политических консультаций и практического взаимодействия между государствами Центральной Азии многократно возрастает. А встреча в Ташкенте подтвердила принципиальный выбор всех государств региона в пользу наращивания взаимовыгодного сотрудничества.

Участники признали, что консультативная встреча на высшем уровне позволила всесторонне рассмотреть перспективные направления, формы и механизмы дальнейшего развития сотрудничества в областях торговли, экономики, инвестиций, транспорта и транзита, сельского хозяйства, промышленной кооперации, охраны окружающей среды, энергетики, водных ресурсов, туризма, науки и культуры.

В ходе встречи все лидеры выдвинули инициативы, касающиеся различных аспектов региональной жизни, но совпадающих в своей направленности на взаимодействие, кооперацию и выработку общих позиций.

Нурсултан Назарбаев предложил заключить «Договор о добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке», в котором должны быть отражены базовые принципы и цели взаимодействия. Елбасы предложил включить в этот документ положения о взаимном уважении суверенитета, независимости и территориальной целостности государств региона.

В целях усиления региональной безопасности в регионе Назарбаев предложил провести в следующем году встречу Секретарей Советов безопасности стран Центральной Азии.

Шавкат Мирзиёев напомнил о своем предложении провести в Ташкенте инвестиционный форум стран Центральной Азии, а также высказал идею проводить ежегодные встречи руководителей Торгово-промышленных палат.

Он также заявил о необходимости создания Совета по транспортным коммуникациям, согласования Программы и Соглашения по совместному развитию транспортной системы в Центральной Азии.

Эмомали Рахмон предложил рассмотреть возможность создания Инвестиционного фонда Центральной Азии для финансирования перспективных региональных проектов. Он также предложил рассмотреть вопрос подготовки к подписанию соответствующего многостороннего Соглашения в целях дальнейшей разработки общерегионального механизма транспортно-транзитного взаимодействия.

Гурбангулы Бердымухамедов предложил подумать над созданием пятистороннего Делового совета. Совет этот должен взять на себя функции мозгового центра по формированию объединённой стратегии государств региона по приоритетным направлениям экономического партнёрства, выступать с соответствующими рекомендациями правительствам, вырабатывать конкретные предложения по инвестиционной повестке сотрудничества с зарубежными деловыми кругами.

Президент Туркменистана сделал акцент на том, что Центральная Азия - это место пересечения евразийских транспортных маршрутов и энергопотоков, мировой резервуар углеводородного сырья. Поэтому важнейшей темой взаимодействия является создание современной региональной инфраструктуры транспорта, логистики, энергетики, связи.

Выступление Сооронбая Жээнбекова отличалось критическими нотами. Он указал на то, что объем внутрирегионального товарооборота продолжает оставаться на низком уровне. Периодически вводятся запреты на экспорт определенных видов продуктов, сохраняются бюрократические барьеры при оформлении грузов для пересечения границы. Он призвал принять меры по увеличению взаимного товарооборота, обеспечению полноценного функционирования режима свободной торговли.

Все без исключения президенты включили в число приоритетных задач гуманитарное взаимодействие, возрождение и популяризация богатейшего исторического наследия народов Центральной Азии, создание в регионе условий для широкого культурного обмена. Государственная поддержка культурному, научному, образовательному диалогу является важнейшим фактором интеллектуального развития региона, одним из условий раскрытия человеческого потенциала.

Свидетельством серьезности установок на региональное сотрудничество стали инициативы, направленные на формирование региональной идентичности. Елбасы предложил учредить 15 марта новый праздник - День Центральной Азии. Президент Узбекистана - проводить накануне праздника Наурыз Дни культуры Центральной Азии, поочередно в каждой из стран. Туркменский лидер отметил, что страны Центральной Азии должны согласованно работать в ООН и ОБСЕ, иметь ясные ориентиры и согласованные позиции, целенаправленно отстаивать их, опираясь на поддержку друг друга и привлекая единомышленников из числа других государств.

Ожидаемо большое место в выступлениях участников встречи заняли вопросы экологии, изменения климата и таяния ледников. Этой теме был посвящен и отдельный пункт Совместного заявления. На этой встрече председательство в Международном Фонде по спасению Арала на три года, начиная с 2020 года, перешло к Таджикистану. А президент Эмомали Рахмон был избран председателем фонда.

Наблюдатели отметили неизменность позиции Бишкека по водно-энергетическим вопросам. Сооронбай Жээнбеков предложил объединить усилия по разработке и внедрению в Центральной Азии взаимовыгодных механизмов компенсации за накопление водных ресурсов. Кыргызстан исходит из того, что затраты на накопление, хранение, управление и доставку воды должны соответствующим образом возмещаться.

Лидеры стран региона подтвердили своё намерение продолжить ежегодные консультативные встречи, причем отныне они будут предваряться совещаниями министров иностранных дел и заседаниями экспертного уровня. Это отражено в принятом на встрече регламенте работы по организации консультативных встреч. Это означает, что наши страны уже готовы к обсуждению совместных проектов и документов.

Сами встречи в совместном заявлении получили статус региональной диалоговой площадки для обсуждения регионального сотрудничества и решения общих проблем.

На брифинге по итогам встречи Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что проведение встреч глав государств Центральной Азии в формате консультаций - это не повод для разговоров о создании какой-либо новой региональной организации.

* * *

Зафиксировав настрой всех государств региона на сотрудничество по широкому спектру вопросов, попытаемся выделить то направление, которое способно стать ключевым.

Во-первых, безопасность остается главной сферой, где страны Центральной Азии жизненно заинтересованы в сотрудничестве. Речь не только об Афганистане, который в качестве фактора нестабильности назвали почти все участники встречи. Конфликт на таджикско-кыргызской границе, связанный не неделимитированными участками границы, остается неурегулированным. В этом году трижды - в марте, июне и сентябре - он перерастал в массовые столкновения местных жителей, в которые вмешивались военнослужащие с обеих сторон.

О том, что одним из самых главных вопросов на сегодня является повышение уровня взаимопонимания и безопасности на наших границах, было сказано только президентом Кыргызстана. Но это эту точку зрения разделяют все государства региона. Вопрос лишь в том, как этот вопрос решить.

Представляется важным сделать приоритетным не согласование границы (в условиях Ферганской долины это вопрос крайне сложный), а выработку мер доверия, которые предотвращали бы эскалацию конфликта, его переход в острую фазу. Ключевую роль в этом могло бы сыграть Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Во-вторых, Казахстан и Кыргызстан являются участниками ЕАЭС. Это интеграционное объединение, которые дает преимущества его членам и в то же время создает барьеры на пути торговли с третьими странами. Представляется важным разработать механизмы использования возможностей евразийской интеграции в интересах центральноазиатской кооперации.

То же относится и к ОДКБ, куда помимо нашей страны входят также Кыргызстан и Таджикистан.

В-третьих, все страны региона участвуют в различных проектах Инициативы пояса и пути. Сегодня это фактор конкуренции - за китайские инвестиции, за маршруты транспортных коридоров. Межу тем, участие в ИРР может стать фактором формирования региональной идентичности.

Общие риски, связанные с реализацией проектов ИПП, необходимость согласования и учета взаимных интересов в транспортно-логистической, экологической и иных сферах создают основу для выработки общей позиции по ключевым вопросам региональной безопасности и экономического сотрудничества.

На начальном этапе формирование региональной идентичности могло бы происходить на базе:

• признания Центральной Азии общим экологическим пространством, в рамках которого экологическая угроза одной из стран является угрозой для всех;

• согласования общих подходов к реализации транспортно-логистического потенциала региона и отказа от проектов, которые могут нанести ущерб одной из стран;

• выработки мер по предотвращению реализации нерациональных экономических проектов, а также проектов, способных нанести ущерб экологии стран региона;

• согласования общих подходов к сотрудничеству с Китаем в рамках ИПП, а также учет интересов США, ЕС, России, Индии и других внешних игроков.

В-четвертых, следует использовать региональный формат сотрудничества для развития тех национальных отраслей, где у нас есть относительное преимущество.

Одним из преимуществ Казахстана является наличие космической отрасли, включающей в себя космическую систему дистанционного зондирования земли и систему высокоточной спутниковой навигации.

Сегодня без использования космических технологий не обходится ни одна международная программа в сфере экологии, в том числе и по проблеме спасения Арала, таяния ледников и другим вопросам, включенным в повестку внутрирегионального сотрудничества и взаимодействия с международными организациями.

У Казахстана есть как технические возможности (спутники дистанционного зондирования Земли высокого и среднего разрешения, наземная система сбора и обработки данных), так и опыт работы в этой сфере.

Система спутниковой навигации позволяет осуществлять мониторинг транспортных средств, проводить оптимизацию маршрутов, то есть является важным элементом проектов по развитию транзитно-транспортных коридоров и логистики в регионе.

В целом, представляется целесообразным положить в основу регионального сотрудничества тот же принцип, который Казахстан отстаивал во время работы в Совбезе ООН - неразрывность безопасности и развития.

 

Николай Кузьмин, политолог

 

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: