Лента новостей
0

Житель Усть-Каменогорска заставлял свою девушку заниматься проституцией, а после убил ее

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 27.06.2014 22:39 Zakon.kz
Умерла девушка 29 мая 2013 года.
22-летняя Айгерим (здесь и далее имена и фамилии изменены) с детства имела проблемы со зрением. Но даже с близорукостью степени минус десять она смогла отлично закончить школу, поступить в университет. Самым ярким и одновременно трагичным событием в ее жизни стала первая любовь. 24-летний Олжас Хамитов стал для нее главным человеком на свете. "Ромео" же чувствами девушки распорядился по-своему: под угрозой расправы привел ее на панель. А когда та попыталась воспротивиться — расправился с любимой. Почему жертвы насилия предпочитают молчать о своих проблемах, а девушки из глубинки не выдерживают испытание городом, разбирался корреспондент YK-news.kz

Айгерим и Олжас познакомились на её 18-летии в одном из сел Восточного Казахстана. Среди приглашенных подруг и друзей оказался Олжас Хамитов. Между молодыми людьми пробежала искра. 

– Этот паренек стал наведываться к нам в гости, мы разрешили дочери с ним дружить, хотя раньше она ни с кем не встречалась, – рассказала на судебном процессе ее мать. – О серьезных отношениях она тогда и не думала, надо было школу закончить, поступить в университет. 

Воспитанная в семье сельской учительницы Айгерим с отличием закончила семейскую специализированную школу и успешно поступила в один из вузов областного центра. 

К этому времени Олжас вместе с родителями уже перебрался в город. Теперь влюбленным ничего не мешало видеться чаще. 

– Едва девушка заканчивает первый курс, как у нее скоропостижно умирает отец, – комментирует судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Бахытжан Чалабаева. – По сути единственный кормилец в их семье. Ей ничего не оставалось, как перевестись на заочное отделение и устроиться на работу. 

Вместе с другими студентками Айгерим снимала квартиру. Подрабатывала продавцом в нескольких магазинах. Наивная, простая девушка рассчитывала на помощь своего парня, однако поведение кавалера менялось на глазах. 

– Хамитов нигде не работал, почти все, что девушка зарабатывала, он забирал себе, – продолжает Бахытжан Чалабаева. – Однажды Айгерим даже пошла на то, чтобы взять деньги из кассы на работе. В отношении нее возбудили уголовное дело, заплатить за ущерб тогда пришлось матери девушки. 

Нежность в чувствах парня очень скоро сменилась холодным расчетом. По версии суда, понимая, что после смерти отца возлюбленной защитить Айгерим будет некому, Олжас решил выставить ее на панель. Пояснил, коли она живет с ним – должна приносить домой стабильный доход. А заработать можно, торгуя собой. Для интеллигентной девушки такое предложение было сродни шоку. Она лишь отмахнулась от парня. Через какое-то время Олжас повторил идею. И еще раз. И еще. 

– Она пыталась уйти от него, отказаться от этого, но не смогла, – говорит судья. – Превосходящий ее физически Хамитов постоянно унижал ее, бил. Вдобавок сельской девушке некуда было пойти в городе. А обратиться в полицию она стеснялась. Устроившись в такси водителем, Олжас лично искал и привозил к ней клиентов. Через несколько месяцев Айгерим вскрыла себе вены, но врачи смогли сохранить ей жизнь. Тогда она была на четвертом месяце беременности. Спасти плод не удалось. 

Этот факт Хамитов на суде не отрицал. Однако пытался убедить судью, что идея зарабатывать проституцией пришла в голову не ему, а его пассии. 

О попытке суицида родственники студентки узнали уже после ее смерти. Айгерим не рассказывала о своих проблемах дома, боясь, что ее осудят, что она опозорит родителей. Умерла девушка 29 мая 2013 года. За несколько часов до этого она находилась вместе с Олжасом в его машине. Между ними вспыхнула ссора. Айгерим говорила, что не может так больше жить, что доверилась не тому человеку и готова уже даже пойти в полицию. 

– Именно там он и решил избавиться от девушки. Вывез ее за город. В безлюдном месте силком вытащил ее из машины, – рассказала подробности уголовного дела судья Чалабаева. – Хамитов наступил своей туфлей жертве на горло и принялся давить на шею, пока жертва не задохнулась. 

Убедившись, что Айгерим мертва, Олжас выгрузил ее вещи из багажника и, бросив тело, уехал домой. 

Наутро труп обнаружил местный пастух, он же и вызвал полицейских. Оперативники смогли задержать подозреваемого в убийстве студентки в те же сутки. В ходе следствия Хамитов чистосердечно сознался в совершенном им преступлении, однако на суде стал менять показания, пытаясь убедить служителя Фемиды, что на самом деле он не хотел причинить вреда своей возлюбленной. Якобы все вышло случайно. 

Приговором СМУС Олжаса Хамитова приговорили к 14 годам тюрьмы, в апелляционной инстанции срок смягчили на четыре года. Также по решению суда мужчина должен выплатить семье потерпевшей три миллиона тенге морального вреда. 

Можно ли было предотвратить подобный поворот событий, рассуждает специалист-психолог. 

– О таких историях нужно писать, чтобы люди не криминальным сюжетом восхищались, а извлекали определенные уроки, – считает алматинский практикующий психолог Сауле Шериязданова. – Девушки в селах сегодня – это жертвы патриархального уклада. Они зачастую, как и их матери, забиты, затюканы и совершенно не понимают, что делать в городе: к кому идти, с кого спрашивать. Мужчины нередко этим пользуются. Конечно, описанный случай – это вообще из ряда вон. Что тут сказать? Я считаю, что отношения матери и дочери должны быть максимально доверительными, чтобы молодая девочка могла и про влюбленность рассказать, и про интимные аспекты жизни, и про переживания. Это должна быть дружба, а не диктат и отношения "хозяин – раб". Недавно мы проводили опрос в сельской местности. Так там девушки от 16 до 20 лет и от 20 до 24 лет в ассоциативном ряду со словом муж или парень писали, не поверите, "хозяин", "начальник", "главный". То есть, это с молоком матери в мозг попадает. А вы видели, чтобы в селе работал психолог? А чтобы к нему девочек водили? Нет? Ну так вот пока именно в аулах, в деревнях мы не начнем ломать уклад жизни XVII века, мы такие вот преступления никак не сможем предотвратить. Ломать нужно наше мировоззрение – в нем корень всех бед.

С начала года в кризисный центр Усть-Каменогорска обратилось более тысячи человек. Немало женщин из глубинки. Последнее время они все активней пользуются данной службой. Объясняют: раньше боялись, а теперь устали бояться. Из них подавляющее большинство ограничились телефонной консультацией, на беседу к психологу тет-а-тет решились только двести женщин. Временное убежище попросили лишь 32. 

По словам специалистов организации, первое, что мешает слабому полу обратиться за помощью, – это всепоглощающее чувство страха. 

– Перед будущим, поскольку они не знают, что будет после того, как сделают этот шаг. Так рассуждают женщины более зрелого возраста, – отмечает дежурный психолог отделения социально-психологической помощи по разрешению кризисных ситуаций Александра Романовская. – С детьми на руках и не имея собственной крыши над головой, они согласны терпеть тирана, лишь бы остаться в его доме. 

Молодые особы, по наблюдениям психологов, из трудной ситуации предпочитают выходить самостоятельно. Получается далеко не у всех. 

– Приезжая из районов в город, девочки оказываются неготовыми к самостоятельной жизни, – говорит Александра. – И если попадают в беду, то не говорят об этом никому, боясь накликать еще большие неприятности. А учитывая, что большинство из них вообще безграмотны в правовом отношении, то рассчитывать на то, что они обратятся в полицию или еще куда-нибудь, не приходится. 

Практикующий психолог Анжелика Мерсиянова считает, что история Айгерим не является чем-то исключительным, а скорее иллюстрирует современное состояние института семьи. 

– То, что молодой человек поднимает на девушку руку и заставляет ее заниматься чем-то непристойным, уже никого не удивляет, – отмечает она. – Но что особенно страшно, с этим же "соглашаются" и сами жертвы насилия. То, что они называют любовью, на самом деле – психологическая зависимость, привычка. Как только этот фактор исключается, наступает прозрение. 

Вот только прививать семейные ценности должен не психолог, не сотрудник государственных органов, а родители, уверены специалисты. 

– Если у девочки занижены самооценка, чувство собственного достоинства, каких решительных действий от нее можно ждать? – отмечает Анжелика. – Что важно, вот эта психология позже передается от матери к ребенку и так далее. В результате мы получаем общество, в котором не принято отстаивать свои права, пресекать насилие, уважать закон. 

Анастасия Куприянова
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: