Лента новостей
0

Особенности некоторых нормативных актов, регулирующих нормотворческую деятельность органов исполнительной власти Азербайджанской Республики

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 26.11.2010 19:39 Фото: zakon.kz

Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти входит в правотворческий процесс, а принцип на котором он основывается можно соотнести также к нормотворчеству органов исполнительной власти – считает Преподаватель кафедры юриспруденции Национальной Академии Авиации Азербайджанской Республики Ш. Шукюров.

Особенности некоторых нормативных актов, регулирующих нормотворческую деятельность  органов исполнительной власти Азербайджанской Республики

(сравнительно-правовой анализ)

 

Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти входит в правотворческий процесс, а принцип на котором он основывается можно соотнести также к нормотворчеству органов исполнительной власти – считает Преподаватель кафедры юриспруденции Национальной Академии Авиации Азербайджанской Республики Ш. Шукюров.

 

Конституцией Азербайджанской Республики 12 ноября 1995 года и другими законами устанавливаются полномочия органов исполнительной власти принимать нормативно-правовые акты, а также пределы этих полномочий. Тем самым закрепляются правовые основы нормотворческой деятельности органов исполнительной власти.

 К нормативно-правовым актам органов исполнительной власти на основании ст. 149 Конституции АР, относятся Указы Президента, Постановления Кабинета Министров, акты центральных органов исполнительной власти.

Среди актов органов исполнительной власти входящих в систему законодательства АР на основании ст. 148 Конституции входят указы Президента, постановления Кабинета Министров, нормативные акты центральных органов исполнительной власти, постановления Кабинета Министров Нахичеванской Автоном. Республики, акты нормативного характера местных органов исполнительной власти (1).

Возложение конкретных актов по их изданию на определённые органы исполнительной власти создаёт границы полномочий между этими органами.

В отличии от некоторых стран в АР существует Закон « О нормативно-правовых актах » от 26 ноября 1999 г.

 Ст. 1 Закона о нормативно-правовых актах определяет цель Закона и устанавливает порядок последовательной нормотворческой деятельности, как органов законодательной и исполнительной власти, их взаимодействие в этой сфере деятельности, а также, как видно из содержания затрагивает нормотворчество органов местного самоуправления.

Вышеназванная статья закона подразделяет процесс нормотворчества на 3 основных этапа: порядок разработки, введение в действие, толкования нормативно-правового акта и постоянно взаимодействия с соответствующими государственными органами. Из содержания Закона истекает, что этапы также подразделяются и составляют звенья нормотворчества органов исполнительной власти. Порядок разработки, состоит из планирования, самой разработки и независимой научной экспертизы.

Введение в действие, составляет опубликование, распространение и действие. Толкование, составляет звено, как отдельной главы толкования.

 Этап систематизации и учёта, а также финансовые вопросы, связанные с разработкой включены каждая в отдельную главу.

На основании ст. 4 закона О нормативно-правовых актах устанавливали правовые основы органов, на которые возложены полномочия принимать нормативно-правовые акты. Эти полномочия, прежде всего закреплены в Конституции и в других Законах АР (2).

В отличии от закона О нормативно-правовых актах АР, закон О нормативно-правовых актах Республики Беларусь от 10 января 2000 года обладает некоторыми характерными особенностями.

В главе 1 Общих положений закона статьи 1 даётся широкий перечень основных терминов и понятий применяемых и используемых в нормотворческой деятельности. Кроме того в статье 2 показаны виды нормативно-правовых и подзаконных актов, даны их разъяснения, показаны субъекты нормотворчества. В статье 3 Закона разъяснены правовые акты, не являющиеся нормативными (3). Принципы нормотворческой деятельности также закрепляются в Законах «О нормативно-правовых актах» ряда стран.

В отличии от закона о нормативно-правовых актах АР в Законе о нормативно-правовых актах Туркменистана от 18 июня 1996 года включена статья 2 «Основные принципы нормотворческой деятельности» в ней сказано…Нормотворческая деятельность осуществляется на принципах конституционности, законности, приоритета общепризнанных норм международного права, защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости, гласности и учёта общественного мнения (4).

Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти входит в правотворческий процесс. Принцип на котором основывается правотворческий процесс, можно соотнести также к нормотворчеству органов исполнительной власти.

Правотворческий процесс держится на определённых принципах, к числу которых можно отнести следующее: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой; гуманизм.

Одним из нормативно-правовых актов регулирующих нормотворческую деятельность органов исполнительной власти является Государственные Программы. Государственные программы служат главной формой планирования нормотворчества. Благодаря длительному сроку действия государственных программ они предусматривают подготовку и применение значительных нормативно-правовых актов со стороны органов законодательной власти, а также органов исполнительной власти. Если даже в государственных программах планируется принятие законов, то это создаёт также обязательство планирования подзаконных актов со стороны органов исполнительной власти.

Важную и особенно своевременную роль в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти играют Указы Президента АР.

Президент АР в Указе от 6 марта 2000 года «Об осуществлении государственной женской политики в АР» высказался о необходимости прохождении актов экспертизы в области гендерной политики. «Принимаемые в республике на различных уровнях законодательные акты, решения и резолюции в частности решения, принимаемые в Кабинете Министров отдельных министерств и управления, зачастую не проходят экспертизу с точки зрения требования гендерной политики», указал Президент АР (5).

24 ноября 2003 года был принят Указ Президента Республики «О мерах по ускорению социально-экономического развития в АР». В этом Указе глава государства в целях укрепления и дальнейшего развития, наблюдающихся в экономике позитивных тенденций, ускорения решения имеющихся в социальной сфере проблем постановил ряд задач перед органами исполнительной власти АР. Из содержания Указа ясно видно, что решение этих проблем происходит благодаря и возможно лишь при помощи нормотворчества органов исполнительной власти (6).

Из содержания ряда законов также исходят положения нормотворческой деятельности органов исполнительной власти.

Наблюдая нормотворческие полномочия органов исполнительной власти в определённых сферах, указываются различные виды актов изданных со стороны органов исполнительной власти.

Я бы хотел раскрыть вышеуказанное, анализируя содержание одного из законов и положений центральных органов исполнительной власти. На основании ст. 3 Закона АР «Об Антимонопольной деятельности от 10 октября 1997 г. на органы исполнительной власти возлагается государственная политика по предупреждению, ограничению и пресечению антимонопольной деятельности, координации деятельности в этой области других государственных органов, которая осуществляется в пределах своих полномочий.

Также соответствующий орган исполнительной власти в связи с нарушением требований этого Закона может давать обязательные для исполнения предписания и осуществлять другие установленные законодательством полномочия. То есть в праве претворять нормотворческую деятельность.

В законе показаны виды актов используемых между органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами, такие как «вертикальные соглашения», «горизонтальные соглашения».

Одним из форм и средств контроля, которой осуществляют органы исполнительной власти над соблюдением антимонопольного законодательства при создании реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов и их объединений осуществляется на основании разрешения соответствующего органа исполнительной власти. Также закон указывает на другие механизмы и виды актов органов исполнительной власти, такие как Ограничивая монополистическую деятельность на основании ст.4 Закона органы исполнительной власти могут вносить предложения. Со стороны органов исполнительной власти в случаях рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства разрабатываются правила (7). На основании Положения о Министерстве экономического развития АР утверждённого 11 июня 2001 года, которое является правовой основой деятельности этого центрального органа исполнительной власти, также возлагается право издание и подготовки ряда нормативных актов. Среди них мы наблюдаем государственные, экономические и целевые программы в области оказания помощи развития и предпринимательства, приватизации государственного имущества; проекты государственных нужд; правила регулирования списка продукции и услуг; амортизационные нормы. Кроме того готовит международные договоры в области транспорта; нормативно-правовые, методические и другие необходимые документы, регулирующие процесс приватизации государственного имущества; устанавливает правила распределения между предпринимателями.

11.1. Министерство в праве принимать в пределах своих полномочий решения, обязательные для исполнения центральными и местными органами исполнительной власти, муниципальными органами, физическими и юридическими лицами (8).

В АР конституционно закреплено права на получение информации. Из этого положения истекает, также право граждан о получении информации о нормотворческой деятельности органов исполнительной власти. Каждый гражданин, непосредственно в праве получить доступ к этой деятельности, активно учувствовать в этой деятельности на всех его стадиях, как в разработке, так и в реализации. Это право создает предпосылки развития гражданина-активиста в государственной деятельности. На современном этапе, механизм нормотворческой деятельности должен постепенно превращаться в приоритетную фазу так называемой деятельности.

Закон АР «Об Информации, информатизации и защиты информации» от 3 апреля 1998 года непосредственно оказывает влияние на нормотворческую деятельность органов исполнительной власти (9).

С 9 сентября 2005 года вступил в силу закон АР «О получении информации» (10).

Целью закона является определения основы обеспечения свободного и беспрепятственного получения информации, обусловленные принципами правового демократического государства закрепленные 50 ст. Конституции АР, а также создание условия для осуществления контроля гражданами над выполнением общественных обязанностей. Завершая статью хотели бы выдвинуть ряд предложений:

Было бы желательно чтобы основная тяжесть юридической силы возлагалась на законы, а для этого необходимы усовершенствованные, всесторонние развитые законы, что отдает им предпочтение. Развитие глубокого законотворчества, не создает разветвленного подзаконного нормотворчества. Принятый подробный закон не развивает необходимости широкой сети подзаконных актов.

Необходимо усовершенствование закона «О нормативно-правовых актах» АР, включая широкий перечень терминов и понятий используемых в нормотворчестве.

Актуально включение принципов как общих, конституционных так и специальных в области нормотворчества в закон «О нормативно-правовых актах». Необходимо совокупление всех видов подзаконных актов органов исполнительной власти в единый нормативно-правовой акт, то есть в закон «О нормативно - правовых актах» с их разъяснением, каждого в отдельности. Важно постоянное изучение и обращение к законам стран Европейского Союза в области нормотворчества, учитывание положительных сторон законодательств этих стран в законотворчестве, а в дальнейшем соблюдение этих аспектов и отражение их в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти.

 

Литература

 

1. Конституция Азербайджанской Республики от 12.11.1995 г.

2. Закон О нормативно-правовых актах АР от 26 ноября 1999 г.

3. Закон О нормативно-правовых актах Беларусь от 10 января 2000 г.

4. Закон О нормативно-правовых актах Туркменистана от 18 июня 1996 г.

5. Указ Президента от 6 марта 2000 г. « Об осуществлении государственной женской политики в АР».

6. Указ Президента от 24 ноября 2003 г. «О мерах по ускорению социально-экономического развития в АР».

7. Закона АР « Об Антимонопольной деятельности от 10 октября 1997 г.

8. Положение о Министерстве экономического развития АР утверждённого Указом Президента АР от 11 июня 2001 г.

9. Закон АР «Об Информации, информатизации и защиты информации» от 3 апреля 1998 г.

10.Закон АР «О получении информации» от 9 сентября 2005 г.

 

 Резюме

 Было бы предпочтительно важно включение конституционных основ нормотворческой деятельности органов исполнительной власти, как отдельной главы в закон «О нормативно-правовых актах» АР. Что лишний раз закрепило бы конституционные положения нормотворчества, кроме основного закона.

 

Научный руководитель д.ю.н., проф. И.О. Кулиев

 

 

 

 

Summary

This article highlights the features of some normative acts of the Republic of Azerbaijan.

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: