Лента новостей
0

Развитие института социального обслуживания семьи и детей в Азербайджанской Республике

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 05.11.2010 22:09 Фото: zakon.kz

Проблемы семьи и детства в нашей республике приобрели общегосударст­венные масштабы, имеют общенациональный характер, а также свиде­тельствуют о том, что сфера семьи и детства находится в кри­зисном состоянии. Автор Диссертант Института Философии, Социологии и Права НАН Азербайджана Малахат Гаджиева считает, что в последнее время общество и государство не используют все имеющиеся у них возможности для обеспечения должной заботы о своем буду­щем — детях.

Развитие института социального обслуживания семьи и детей в Азербайджанской Республике

 

Проблемы семьи и детства в нашей республике приобрели общегосударст­венные масштабы, имеют общенациональный характер, а также свиде­тельствуют о том, что сфера семьи и детства находится в кри­зисном состоянии. Автор Диссертант Института Философии, Социологии и Права НАН Азербайджана Малахат Гаджиева считает, что в последнее время общество и государство не используют все имеющиеся у них возможности для обеспечения должной заботы о своем буду­щем — детях.

  

Положение семьи и детства в Азербайджанской Республике — один из важных реформ проводимых в стране. Потому что в первых годах переходного периода росло число социальных сирот, преступность несовершеннолетних, пьянст­во, наркомания и другие формы нестандартного поведения, инфекции, снижение посещаемости школ. Одновременно число детей в домах интерната увеличилось. Но самое страшное в том, что эти явления происходят на фоне равнодушия, непро­фессионализма, жестокости взрослых, неэффективности существующих институтов социальной защиты и реабилитации семьи и детства.

Существующий экономический кризис, существующий в первые годы независимости пагубно влиял прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно было из таких показателей, как увеличение число бедных семей в стране; увеличение числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолет­ними; рост числа детей, оставшихся без родителей; рост числа несовер­шеннолетних убегающих из дома и др.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны государства. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует защиту прав детей, находящихся в труд­ной жизненной ситуации.

На XX международном Конгрессе «Семья на пороге тысячелетия», в одном из выступлений было емко и точно сфор­мулировано понятие взаимосвязей семьи и государственной семейной по­литики: «политика семьи — политика государства» (4, с. 124-142), т.е. подчеркнута неразделимость и взаимообусловленность политики государства в отноше­нии семьи, и семьи — по отношению к государству.

Мировой исторический опыт свидетельствует, что семья в периоды любых потрясений и кризисов остается наиболее устойчивой социальной структурой.

Государство заинтересовано в нормальной, активно действующей се­мье, способной выработать новую жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание в условиях нестабильного трансформирующегося общества, но и успешно развиваться.

В переходный период, когда государство еще не выработало эффек­тивных механизмов регулирования рыночной экономики, и только начал­ся процесс формирования гражданского общества, возрастает роль семьи в развитии государства, становлении гражданского общества и патриоти­ческом воспитании гражданина АР.

Как отмечает М.Д. Демирчиева, семья является бесспор­ной общечеловеческой ценностью, транслятором культурного наследия, национальных традиций и этических норм, значение которых сегодня возрастает не только для каждой отдельной личности, но и для страны в целом (4, с. 124-142).

К сожалению, в нашей республике не становится меньше детей, которым требу­ется особая защита и поддержка взрослых. Если в прошлые времена боль­шую часть таких детей составляли дети-сироты, то в последнее время мы наблюдаем активный рост количества социальных сирот, детей, которые брошены родителями или отобраны у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию и содержанию.

В настоящее время необходимо создание социальных служб для таких детей. Службы будут разрабатывать индивидуальную программу социаль­ной реабилитации каждого такого ребенка, включающую оценку состоя­ния его здоровья, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры социальной реабилитации. В случае установления су­дом вины родителей или лиц, их заменяющих в нарушении прав детей, компенсация вреда, нанесенного детям, будет определяться судом с уче­том проведения обязательных мер по социальной реабилитации и адапта­ции ребенка.

Значительное место в профилактике детского и семейного неблагополучия отводится системе социального обслуживания семьи и детей, формированию оптимальной сети учреждений социального обслуживание предоставляющих разнообразные услуги детям, семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В правовой литературе понятие социального обслуживания не­редко отождествляется с оказанием государством различного рода услуг лишь лицам престарелого возраста и инвалидам (2, с. 158-162). Я. М. Фогель рассматривает социальное обслуживание как са­мостоятельную систему, предназначенную для удовлетворения разнообразными услугами специфических потребностей нетрудо­способных членов общества в целях восстановления и повышения их трудоспособности, сохранения и развития ими социально-обще­ственных, трудовых, бытовых и других отношений и связей с об­ществом (9, с. 31).

Аналогичную позицию занимал и А. II. Егоров. По его мнению, социальное обслуживание престарелых и инвалидов есть не что иное, как их социально-трудовая реабилитация, под которой он по­нимал осуществление комплекса мероприятий, при котором возни­кают регулируемые как нормами права, так и нормами морали об­щественные отношения между инвалидами и престарелыми, с одной стороны, и компетентными государственными органами — с другой по восстановлению (или поддержанию на должном уровне) меди­цинского, профессионального, трудового и социального статуса, а также их трудовое устройство, порядок выплаты продолжающим за­ниматься общественно полезной трудовой деятельностью престаре­лым и инвалидам пенсий и пособий и, кроме того, оказание им дру­гой помощи (5, с. 19).

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова справедливо полагают, что соци­альное обслуживание нельзя сводить только к предоставлению со­циальных услуг престарелым и инвалидам, ибо это понятие более емкое, поскольку охватывает широкий круг лиц, предусмотренных в законе (6, с. 7).

Современный этап развития законодательства дей­ствительно существенно расширил как круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание, так и виды социальной помощи, предос­тавляемой им. Вот почему в науке права социального обеспечения используется как узкое, так и широкое понимание термина «соци­альное обслуживание».

В узком смысле слова под социальным обслуживанием часто по­нимают предоставление социально-бытовых услуг определенным категориям граждан, указанным в законе: помощь в ведении хозяй­ства, предоставление бесплатного питания, помещение в учрежде­ния социальной защиты и др. В широком смысле социальное обслу­живание включает в себя все иные, помимо денежных выплат, виды социального обеспечения (7, с. 490-494). В этом смысле социальное обслужива­ние предполагает: охрану детства; охрану материнства; охрану по­жилых; охрану инвалидов; вопросы воспитания; консультации.

Опираясь на изученные материалы, следует гово­рить о многогранности подхода к самому понятию социального об­служивания. Правоведы считают, что цель социального обслужива­ния заключается в охране права на достойную жизнь. Политики часто используют понятие социального обслуживания в качестве политического лозунга. Экономисты понимают социальное обслу­живание как перераспределение доходов.

Закон АР от 22 июня 2001 г. «О социаль­ном обслуживании престарелых» определяет социальное обслуживание как деятельность совокупности уход на дому, организация медицинских, психологических, юридических и других помощь направленных на удовлетворение потребностей престарелых со стороны организации по социальному обслуживанию независимо от их формы собственности.

А закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определя­ет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социаль­но-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуа­ции» (3, с. 123).

Учитывая изложенное, понятие социального обслуживания сле­довало бы толковать в обоих указанных смыслах, ибо именно в та­ком толковании наглядно и полно прослеживается взаимосвязь со­циального обеспечения как целого и социального обслуживания как части этого целого. Сказанное вполне применимо к характеристике социального обеспечения и социального обслуживания с позиций не только семантического, но и правового содержания (как отрасли права и ее института).

В связи с этим под социальным обслуживанием, по нашему мнению, следует понимать один из видов социального обеспечения, направленный на предоставление специальными органами государ­ства (либо иными по его уполномочию органами) гражданам, попавшие трудное жизненное условию, раз­личных материальных услуг бесплатно или на условиях частичной оплаты с целью предотвращения наступления либо снижения нега­тивных последствий наступивших социальных рисков с целью уси­ления их социальной защиты.

В современной нашей республике много жителей вытеснены из гражданского состояния, пребывают в социальной изоляции и нищете, обделены в элементарных правах на нормальные условия существования и отчуждены от социума.

Решать проблемы этих людей способно только государство при уча­стии гражданского общества. Люди, не имеющие определенного места жительства или работы, средств к существованию, потерявшие себя среди людей в государстве, относящем себя к социальному, должны быть соци­ально устроены в интернатах или центрах социальной реабилитации для адаптации, оказания им необходимой помощи и возвращения к граждан­ской жизни.

Пока же в стране не хватает на всех отверженных ни мест в интернатах, ни средств, ни внимания и заботы.

Столь же виртуальным в современных условиях является и «право на достойную жизнь».

М.Н. Алиев отмечает что, конституционно-правовая категория «дос­тойная жизнь человека» относится к числу развивающихся в российском праве, и поэтому критерии «достойная жизнь», «нужда», «уровень жизни» и т. д. Законодательно еще не определены. Практика пока пользуется ус­тановленным минимальным уровнем оплаты труда, доход ниже которого считается недопустимым» (1, с. 59). Но в том-то и содержится вся горечь положе­ния, что минимальная оплата труда столь ничтожна, что не может обеспе­чить «достойную жизнь», обрекая людей на недостойную жизнь. В таком же положении находятся семья и детство.

Социальное обслуживание детей — самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенно­стями контингента.

В Государственном Программе охватывающий 2006-2015 годов «Передаче детей к семям в государственных детских учреждениях (Де-институсионализация) и альтернативная забота Утвержденная Распоряжением Президента АР от 29 марта 2006 года указано о 21 000 детей в указанных учреждениях. Но независимые исследователи считают, что их число превышает 26 000 (8, с. 5). Наиболее распро­страненными являются социальные приюты для детей и подростков. Считаем целесообразным создание территори­альных центров социальной помощи семье и детям, отделения по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, реаби­литационные центры для детей с ограниченными возможностями и др. А также приоритетное развитие должен получить социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

В качестве других структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания семьи и детей должен функционировать: стационарные отделения для несовершеннолетних, отделения реабилитации для детей-инвалидов, отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

 

Литература

 

1. Алиев М.Н. Право на достойный уровень жизни - одно из основных прав граждан (на основе законодательства АР) // Вопросы трудового права, М., 2007, № 1

2. Алиев М.Н. Понятие и принципы социального обслуживания / Актуальные проблемы государственного и правового строительства в АР. Сборник научных статей. Выпуск 12. Баку, 2005 (на азербайджанском языке)

 3. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратева З.А.. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2008

4. Демирчиева М.Д. Влияние государства и его экономики на семью / Актуальные проблемы государства и права в АР. Сборник научных трудов. Баку: Адилоглы, 2007

5. Егоров А. Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престаре­лых (правовой аспект). М., 1985

6. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М., 1987

7. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2005

8. Исследование «Причины передачи детей в дома интернатов» проведенный организаций совместной помощи Азербайджана. Баку, 2004

9. Фогель Я. М. Социальное обслуживание инвалидов и лиц пенсионного воз­раста. М., 1980

 

Резюме

За последние годы государственная социальная политика в интересах детей, реализуемые целе­вые программы, прежде всего в области образования, воспитания, здраво­охранения, организации детского отдыха создали реальные предпосылки для положительной динамики охраны прав и законных интересов детей.

Однако принимаемые усилия оказались недостаточными для преодо­ления существующих трудностей, прежде всего, таких как увеличение ко­личества бедных семей, низкого уровня социальных выплат и льгот, адре­сованных детям, рост числа социально обусловленных заболеваний, сни­жения общедоступности качественного образования, предоставления медицинских и других услуг, предоставляемых детскому населению и семьям, имеющим детей.

д.ю.н. М.Н. Алиев

 

 Summary

This article highlights the development of the social service institution of family and the children in the Republic of Azerbaijan.

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: