Развитие института социального обслуживания семьи и детей в Азербайджанской Республике
Проблемы семьи и детства в нашей республике приобрели общегосударственные масштабы, имеют общенациональный характер, а также свидетельствуют о том, что сфера семьи и детства находится в кризисном состоянии. Автор Диссертант Института Философии, Социологии и Права НАН Азербайджана Малахат Гаджиева считает, что в последнее время общество и государство не используют все имеющиеся у них возможности для обеспечения должной заботы о своем будущем — детях.
Развитие института социального обслуживания семьи и детей в Азербайджанской Республике
Проблемы семьи и детства в нашей республике приобрели общегосударственные масштабы, имеют общенациональный характер, а также свидетельствуют о том, что сфера семьи и детства находится в кризисном состоянии. Автор Диссертант Института Философии, Социологии и Права НАН Азербайджана Малахат Гаджиева считает, что в последнее время общество и государство не используют все имеющиеся у них возможности для обеспечения должной заботы о своем будущем — детях.
Положение семьи и детства в Азербайджанской Республике — один из важных реформ проводимых в стране. Потому что в первых годах переходного периода росло число социальных сирот, преступность несовершеннолетних, пьянство, наркомания и другие формы нестандартного поведения, инфекции, снижение посещаемости школ. Одновременно число детей в домах интерната увеличилось. Но самое страшное в том, что эти явления происходят на фоне равнодушия, непрофессионализма, жестокости взрослых, неэффективности существующих институтов социальной защиты и реабилитации семьи и детства.
Существующий экономический кризис, существующий в первые годы независимости пагубно влиял прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно было из таких показателей, как увеличение число бедных семей в стране; увеличение числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; рост числа детей, оставшихся без родителей; рост числа несовершеннолетних убегающих из дома и др.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны государства. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На XX международном Конгрессе «Семья на пороге тысячелетия», в одном из выступлений было емко и точно сформулировано понятие взаимосвязей семьи и государственной семейной политики: «политика семьи — политика государства» (4, с. 124-142), т.е. подчеркнута неразделимость и взаимообусловленность политики государства в отношении семьи, и семьи — по отношению к государству.
Мировой исторический опыт свидетельствует, что семья в периоды любых потрясений и кризисов остается наиболее устойчивой социальной структурой.
Государство заинтересовано в нормальной, активно действующей семье, способной выработать новую жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание в условиях нестабильного трансформирующегося общества, но и успешно развиваться.
В переходный период, когда государство еще не выработало эффективных механизмов регулирования рыночной экономики, и только начался процесс формирования гражданского общества, возрастает роль семьи в развитии государства, становлении гражданского общества и патриотическом воспитании гражданина АР.
Как отмечает М.Д. Демирчиева, семья является бесспорной общечеловеческой ценностью, транслятором культурного наследия, национальных традиций и этических норм, значение которых сегодня возрастает не только для каждой отдельной личности, но и для страны в целом (4, с. 124-142).
К сожалению, в нашей республике не становится меньше детей, которым требуется особая защита и поддержка взрослых. Если в прошлые времена большую часть таких детей составляли дети-сироты, то в последнее время мы наблюдаем активный рост количества социальных сирот, детей, которые брошены родителями или отобраны у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию и содержанию.
В настоящее время необходимо создание социальных служб для таких детей. Службы будут разрабатывать индивидуальную программу социальной реабилитации каждого такого ребенка, включающую оценку состояния его здоровья, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры социальной реабилитации. В случае установления судом вины родителей или лиц, их заменяющих в нарушении прав детей, компенсация вреда, нанесенного детям, будет определяться судом с учетом проведения обязательных мер по социальной реабилитации и адаптации ребенка.
Значительное место в профилактике детского и семейного неблагополучия отводится системе социального обслуживания семьи и детей, формированию оптимальной сети учреждений социального обслуживание предоставляющих разнообразные услуги детям, семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В правовой литературе понятие социального обслуживания нередко отождествляется с оказанием государством различного рода услуг лишь лицам престарелого возраста и инвалидам (2, с. 158-162). Я. М. Фогель рассматривает социальное обслуживание как самостоятельную систему, предназначенную для удовлетворения разнообразными услугами специфических потребностей нетрудоспособных членов общества в целях восстановления и повышения их трудоспособности, сохранения и развития ими социально-общественных, трудовых, бытовых и других отношений и связей с обществом (9, с. 31).
Аналогичную позицию занимал и А. II. Егоров. По его мнению, социальное обслуживание престарелых и инвалидов есть не что иное, как их социально-трудовая реабилитация, под которой он понимал осуществление комплекса мероприятий, при котором возникают регулируемые как нормами права, так и нормами морали общественные отношения между инвалидами и престарелыми, с одной стороны, и компетентными государственными органами — с другой по восстановлению (или поддержанию на должном уровне) медицинского, профессионального, трудового и социального статуса, а также их трудовое устройство, порядок выплаты продолжающим заниматься общественно полезной трудовой деятельностью престарелым и инвалидам пенсий и пособий и, кроме того, оказание им другой помощи (5, с. 19).
М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова справедливо полагают, что социальное обслуживание нельзя сводить только к предоставлению социальных услуг престарелым и инвалидам, ибо это понятие более емкое, поскольку охватывает широкий круг лиц, предусмотренных в законе (6, с. 7).
Современный этап развития законодательства действительно существенно расширил как круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание, так и виды социальной помощи, предоставляемой им. Вот почему в науке права социального обеспечения используется как узкое, так и широкое понимание термина «социальное обслуживание».
В узком смысле слова под социальным обслуживанием часто понимают предоставление социально-бытовых услуг определенным категориям граждан, указанным в законе: помощь в ведении хозяйства, предоставление бесплатного питания, помещение в учреждения социальной защиты и др. В широком смысле социальное обслуживание включает в себя все иные, помимо денежных выплат, виды социального обеспечения (7, с. 490-494). В этом смысле социальное обслуживание предполагает: охрану детства; охрану материнства; охрану пожилых; охрану инвалидов; вопросы воспитания; консультации.
Опираясь на изученные материалы, следует говорить о многогранности подхода к самому понятию социального обслуживания. Правоведы считают, что цель социального обслуживания заключается в охране права на достойную жизнь. Политики часто используют понятие социального обслуживания в качестве политического лозунга. Экономисты понимают социальное обслуживание как перераспределение доходов.
Закон АР от 22 июня 2001 г. «О социальном обслуживании престарелых» определяет социальное обслуживание как деятельность совокупности уход на дому, организация медицинских, психологических, юридических и других помощь направленных на удовлетворение потребностей престарелых со стороны организации по социальному обслуживанию независимо от их формы собственности.
А закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (3, с. 123).
Учитывая изложенное, понятие социального обслуживания следовало бы толковать в обоих указанных смыслах, ибо именно в таком толковании наглядно и полно прослеживается взаимосвязь социального обеспечения как целого и социального обслуживания как части этого целого. Сказанное вполне применимо к характеристике социального обеспечения и социального обслуживания с позиций не только семантического, но и правового содержания (как отрасли права и ее института).
В связи с этим под социальным обслуживанием, по нашему мнению, следует понимать один из видов социального обеспечения, направленный на предоставление специальными органами государства (либо иными по его уполномочию органами) гражданам, попавшие трудное жизненное условию, различных материальных услуг бесплатно или на условиях частичной оплаты с целью предотвращения наступления либо снижения негативных последствий наступивших социальных рисков с целью усиления их социальной защиты.
В современной нашей республике много жителей вытеснены из гражданского состояния, пребывают в социальной изоляции и нищете, обделены в элементарных правах на нормальные условия существования и отчуждены от социума.
Решать проблемы этих людей способно только государство при участии гражданского общества. Люди, не имеющие определенного места жительства или работы, средств к существованию, потерявшие себя среди людей в государстве, относящем себя к социальному, должны быть социально устроены в интернатах или центрах социальной реабилитации для адаптации, оказания им необходимой помощи и возвращения к гражданской жизни.
Пока же в стране не хватает на всех отверженных ни мест в интернатах, ни средств, ни внимания и заботы.
Столь же виртуальным в современных условиях является и «право на достойную жизнь».
М.Н. Алиев отмечает что, конституционно-правовая категория «достойная жизнь человека» относится к числу развивающихся в российском праве, и поэтому критерии «достойная жизнь», «нужда», «уровень жизни» и т. д. Законодательно еще не определены. Практика пока пользуется установленным минимальным уровнем оплаты труда, доход ниже которого считается недопустимым» (1, с. 59). Но в том-то и содержится вся горечь положения, что минимальная оплата труда столь ничтожна, что не может обеспечить «достойную жизнь», обрекая людей на недостойную жизнь. В таком же положении находятся семья и детство.
Социальное обслуживание детей — самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенностями контингента.
В Государственном Программе охватывающий 2006-2015 годов «Передаче детей к семям в государственных детских учреждениях (Де-институсионализация) и альтернативная забота Утвержденная Распоряжением Президента АР от 29 марта 2006 года указано о 21 000 детей в указанных учреждениях. Но независимые исследователи считают, что их число превышает 26 000 (8, с. 5). Наиболее распространенными являются социальные приюты для детей и подростков. Считаем целесообразным создание территориальных центров социальной помощи семье и детям, отделения по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями и др. А также приоритетное развитие должен получить социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
В качестве других структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания семьи и детей должен функционировать: стационарные отделения для несовершеннолетних, отделения реабилитации для детей-инвалидов, отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Литература
1. Алиев М.Н. Право на достойный уровень жизни - одно из основных прав граждан (на основе законодательства АР) // Вопросы трудового права, М., 2007, № 1
2. Алиев М.Н. Понятие и принципы социального обслуживания / Актуальные проблемы государственного и правового строительства в АР. Сборник научных статей. Выпуск 12. Баку, 2005 (на азербайджанском языке)
3. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратева З.А.. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2008
4. Демирчиева М.Д. Влияние государства и его экономики на семью / Актуальные проблемы государства и права в АР. Сборник научных трудов. Баку: Адилоглы, 2007
5. Егоров А. Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых (правовой аспект). М., 1985
6. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М., 1987
7. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2005
8. Исследование «Причины передачи детей в дома интернатов» проведенный организаций совместной помощи Азербайджана. Баку, 2004
9. Фогель Я. М. Социальное обслуживание инвалидов и лиц пенсионного возраста. М., 1980
Резюме
За последние годы государственная социальная политика в интересах детей, реализуемые целевые программы, прежде всего в области образования, воспитания, здравоохранения, организации детского отдыха создали реальные предпосылки для положительной динамики охраны прав и законных интересов детей.
Однако принимаемые усилия оказались недостаточными для преодоления существующих трудностей, прежде всего, таких как увеличение количества бедных семей, низкого уровня социальных выплат и льгот, адресованных детям, рост числа социально обусловленных заболеваний, снижения общедоступности качественного образования, предоставления медицинских и других услуг, предоставляемых детскому населению и семьям, имеющим детей.
д.ю.н. М.Н. Алиев
Summary
This article highlights the development of the social service institution of family and the children in the Republic of Azerbaijan.