Лента новостей
0

Как развивается судебное образование в Казахстане

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 25.11.2016 22:35 Zakon.kz
Судебное образование должно быть основано на прививании профессиональных навыков, с более усовершенствованными способами и методиками обучения.
За годы государственной независимости в Казахстане осуществлена судебно-правовая реформа, главным завоеванием которой стало правосудие, отвечающее требованиям правового государства.

Главой нашего государства, Президентом Республики Казахстан Н..Назарбаевым на протяжении многих лет последовательно и успешно претворяются в жизнь реформы судебной системы, направленные на укрепление независимости судебной власти, повышению эффективности и качества правосудия, модернизацию судебного образования.

Определяющая роль права, правового закона в дальнейшем правовом развитии казахстанского общества обосновывает особую роль юристов, и судьи как венца юридической карьеры. В правовом государстве именно судья становится гарантом справедливости в обществе.
В этой связи в ряде важнейших государственных документах программного характера подчеркивается значение судебного образования.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года выделяется одним из важных условий обеспечения индустриально-инновационного развития страны, повышения ее интеллектуального потенциала - подготовка юридических кадров новой формации, патриотично настроенных и ориентированных на защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

Судебное образование должно быть основано на прививании профессиональных навыков, с более усовершенствованными способами и методиками обучения.

В проекте Стратегии судебного образования на 2017-2020 гг., разработанной Верховным судом и находящейся в настоящее время на обсуждении, особо подчеркивается о необходимости новых подходов к образованию в целом, и судебному образованию в частности. При этом отмечается, что одним из важных навыков судьи является применение методологии права при решении судебных дел, умение правильно и плодотворно строить коммуникативное взаимодействие с каждым участником процесса, разграничивать факты и мнения, давать верную интерпретацию фактам и способность уметь изложить их в письменной и устной форме посредством языка судопроизводства.

С принятием Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Н.Назарбаева в судебной системе, судебном образовании и в системе судопроизводства Республики Казахстан, осуществляется ряд мер, направленных на реализацию конкретных шагов, предусмотренных в разделе 2 «Обеспечение верховенства закона».

Так, согласно 18 шагу Академия правосудия была возвращена в структуру Верховного суда Республики Казахстан, которая с 2005 по 2016 гг. являлась частью Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

Основной целью данного шага является усиление связи между обучением и судебной практикой. Передача высшего учебного заведения, готовящего кадры для судебной системы, под эгиду Верховного суда Республики Казахстан, преследует цель усовершенствования учебного процесса с учетом специфики судебной деятельности. Реализуются меры, направленные на ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности, а также принятие Этического кодекса. Оптимизированы инстанции судебной системы, осуществлен переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой, расширяются области применения суда присяжных, судам поэтапно передаются полномочия по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, создано отдельное судопроизводство по инвестиционным спорам.

Судебное образование в республике осуществляется в трех направлениях: подготовка кадров для судебной системы; повышение квалификации действующих судей и сотрудников судебной системы; проведение научных исследований в сфере судебной деятельности.

Специализированным органом в области судебного образования является Академия правосудия, которая осуществляет свою образовательную деятельность по следующим направлениям: обучение и подготовка магистров по специальности «Юриспруденция» по двухгодичной программе с отрывом от производства; повышение квалификации судей и сотрудников судебной системы путем прохождения двухнедельных курсов; проведение научных исследований.

Наряду с Академией правосудия, повышение квалификации судей обеспечивается Учебными центрами областных и приравненных к ним судов в соответствии с планом обучения судей на календарный год и ведомственными актами по судебному образованию.

Сегодня судебное образование в основном опирается на Академию правосудия и частично на Учебные центры областных судов. Считаю, что более активное участие в судебном образовании должны принимать университеты, Верховный суд через свою образовательную деятельность и аналитическую работу, Союз судей, Высший судебный совет и международные организации. Установление более тесной связи с указанными субъектами, активное включение их в систему судебного образования, оптимальное распределение задач каждого из них, будет способствовать обмену между судебной практикой и академическими исследованиями, что должно принести положительные результаты.

Также важно упор делать на подготовку преподавателей из числа опытных практикующих юристов, прежде всего судей.
Одной из важных форм подготовки, переподготовки судей является прохождение стажировок судей в вышестоящих судах.

Существующая трехзвенная судебная система позволяет судьям, работающим в нижестоящих судах, пройти стажировку и обменяться опытом работы в вышестоящих судах. Судьи районного звена имеют возможность изучить работу судей областных судов, те, в свою очередь, также как и судьи районных судов, изучить работу судей Верховного суда РК, посмотреть, как организована работа, побывать на заседаниях судебных коллегий, рассматривающих дела в кассационном порядке. Они могут вместе с судьями Верховного суда подготовить и обсудить проекты судебных документов, проанализировать аналитическую работу коллегий, обзоры судебной практики, которые составляются как в областных судах, так и Верховном суде. Систематизация этих знаний и обмен ими для каждого судьи очень важны. Именно это является главной составляющей единой судебной практики при рассмотрении судебных дел на территории Республики.

Кроме того, при прохождении стажировки судьи изучают нормативные постановления Верховного суда Республики Казахстан, анализируют материалы по отдельным направлениям судебной практики, обобщают конкретные судебные дела. Следует отметить, что судебная практика, которая аккумулируется в Верховном суде, чрезвычайно важна для работы нижестоящих судов.

Поэтому практические работники, судьи Верховного Суда, судьи в отставке, имеющие многолетний опыт практической работы, являются преподавателями в Академии правосудия и это очень важно. Действующие практикующие судьи имеют возможность судебную практику, которая наработана в Верховном суде, довести до слушателей, до судей, которые приезжают повышать квалификацию в Академию правосудия, и непосредственно в Верховный суд, и которые порой испытывают затруднения в разрешении тех или иных вопросов. Это как раз наиболее удачная форма общения с судьями нижестоящих судов и удачное сочетание осуществления практической работы с обучением судей и анализа вместе с ними судебной практики.

В учебных программах Академии правосудия предусмотрено прохождение магистрантами производственной практики в судах города Астаны по всем направлениям специализации судов.

Еще одной важной и значимой формой обучения является проведение семинаров, круглых столов, конференций, симпозиумов, то есть мероприятий научно-практического плана, в том числе с участием международных организаций, которые принимают непосредственное участие и оказывают большую помощь, что дает свои положительные результаты. Перед судьями достаточно часто выступают эксперты-судьи из различных стран, судьи нашей республики зачастую выезжают в страны дальнего и ближнего зарубежья для обмена опытом.

В настоящее время имеется предложение сочетать в Академии правосудия программы обучения действующих судей и магистрантов. На занятия, которые проводятся для слушателей курсов повышения квалификации, можно приглашать и слушателей магистратуры. Считаю, что у будущих судей появится возможность участия в обсуждении проблемных вопросов судебной практики вместе с действующими судьями, что, несомненно, пойдет им на пользу.

В Верховном суде проводятся учебные занятия в онлайн-режиме, учебные материалы размещаются на внутреннем портале для обсуждения их всеми пользователями системы «Торелик», а также направляются в Учебные центры областных судов для использования в работе.

Представляется, что имеется потребность в дальнейшем расширении возможностей дистанционного обучения. Например, для какой-то части обучающихся курсы повышения квалификации могли бы проходить дистанционно. Для этого требуется разработка программ обучения, например, в форме кейсов. Сейчас каждый судья не реже одного раза в пять лет обучается на курсах повышения квалификации в Академии правосудия, поэтому при условии расширения дистанционного обучения, у судей появится возможность заниматься самообразованием. Также считаю, что самообразование должно стать основным звеном в учебных программах судебного образования. Это позволит осуществить экономию денежных средств, а также даст возможность судьям повышать свою квалификацию непосредственно у себя в суде, на рабочем месте.

Расширение возможностей дистанционного обучения позволит снизить затраты на проведение обучения, проводить обучение большего количества человек, повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек, создать единую образовательную среду.

В современном мире роль судей меняется, и темп этих перемен высок. Для того чтобы быть на высоте поставленных задач, необходимо вовремя на них реагировать с тем, чтобы эффективно повышать профессиональную подготовку и переподготовку судей через существующие системы обучения. Это задачи, которые сегодня стоят перед судебным образованием и я хотела бы пожелать успехов в деле дальнейшего повышения квалификации судей.

Газиза Мусабекова, судья Верховного суда РК


Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: