Коронавирус щадит большинство детей. Почему это происходит?
Эксперты оценивают биологические причины, по которым дети могут быть лучше защищены от тяжелых случаев заболевания COVID-19, передает zakon.kz со ссылкой на Nationalgeographic.kz.
Новый коронавирус – это инфекционное заболевание, которое не проводит различия между географическими регионами, профессиями и половой принадлежностью. COVID-19, по всей видимости, поражает всех, включая детей, которые, несмотря на ранние обнадеживающие отчеты, не кажутся более защищенными от вируса. Последние цифры из Китая, где вспышка началась в прошлом году, свидетельствуют о том, что те, кто моложе 18 лет, могут заразиться патогенным микроорганизмом в сопоставимых показателях со взрослыми.
Но остается таинственное подобие милосердия: после инфицирования дети с меньшей вероятностью могут серьезно заболеть, более чем 90 процентов случаев среди детей представлены с умеренными, слабо выраженными симптомами или совсем без симптомов. Такая устойчивость среди молодых наблюдалась и ранее при инфекционных заболеваниях, таких как ветряная оспа.
На данный момент люди с заметными симптомами составляют основную часть тех, кто проходит скрининг на SARS-CoV-2, вирус, стоящий за пандемией. Многие люди со слабо выраженными симптомами или без симптомов, вероятно, остались незамеченными, но по мере того, как растут глобальные усилия по тестированию, зарегистрированные показатели тяжелого течения заболевания у детей все еще могут измениться.
24 марта представители органов здравоохранения округа Лос-Анджелес сообщили о смерти подростка, которая считается первой смертью несовершеннолетнего в США от коронавируса. Все же, ранние результаты тестирования говорят нам о том, что "вполне вероятно дети подвержены негативному воздействию меньше", - сообщает Эрик Рубин, исследователь инфекционных заболеваний и врач-инфекционист Гарвардской школы общественного здравоохранения и главный редактор журнала "New England Journal of Medicine".
Аналогичная картина возникала во время вспышек тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) и ближневосточного респираторного синдрома (MERS): данные тяжелые респираторные заболевания, также вызванные коронавирусами, похоже, в значительной степени пощадили детей. Ученым и врачам еще многое нужно узнать о новом вирусе и механизме защиты иммунной системы от него, но понимание того, почему SARS-CoV-2 легче протекает у детей, может помочь экспертам найти новые способы борьбы с распространением заболевания.
Чтобы победить данный вирус, необходимо по-настоящему понять биологию и то, как мы реагируем на вирус. Тогда мы сможем разобраться с ним на всех уровнях, - говорит Гэри Винг Кин Вонг, детский пульмонолог из Китайского университета Гонконга и автор недавнего исследования о распространенности COVID-19 среди детей.
Хрупкий баланс иммунной системы
Все инфекционные заболевания вызывают биологическую войну в организме между болезнетворными микробами и мощной армией иммунных молекул. В идеальных условиях иммунная система очищает организм от патогенных микроорганизмов, не причиняя слишком большого побочного вреда здоровым клеткам человека. Но много разных факторов могут нарушить данный хрупкий баланс. Ослабленная или истощенная иммунная система может быть неспособна на достаточно сильный ответ, что позволяет вторгающимся микробам причинить вред. В иных случаях чрезмерно усердная иммунная реакция иногда может принести больше вреда, чем сами патогенные микроорганизмы.
По словам Рубина, взрослые могут ощущать действие COVID-19 сильнее, чем дети, потому что их иммунная система не находит золотую середину между недостаточной и чрезмерной реакцией.
Люди преклонного возраста, на которых до сих пор приходится большинство смертей от COVID-19, могут быть в худшем положении, потому что их иммунная система начала ослабевать. В отличие от детей, взрослые также обычно страдают от первопричинных заболеваний, таких как диабет или сердечные заболевания, которые могут ослабить способности их организма бороться с болезнями.
Стареющее тело очень похоже на "автомобиль, который эксплуатируется 15 лет - не в хорошей форме, - говорит Вонг, - когда приходит возбудитель болезни, он может вызвать разрушение быстрее.
Очень незрелая иммунная система также может подвергаться риску, поскольку она не успела развить реакции на широкий спектр патогенных микроорганизмов. Хотя случаи COVID-19 среди младенцев все еще редки, исследование 2143 детей в Китае (в возрасте до 18 лет) с этим диагнозом показало, что большинство тяжелых или критических случаев составляют дети в возрасте до 5 лет.
Однако после нескольких лет взросления иммунная система детей может достичь своего рода правильного состояния, становясь достаточно сильной, чтобы держать инфекцию под контролем без чрезмерной реакции. Многие из худших случаев COVID-19 у взрослых, по-видимому, являются результатом гиперактивных иммунных реакций, которые в конечном итоге разрушают здоровые клетки наряду с инфицированными, что может быть менее распространенным у детей.
Вонг сравнивает эти нерегулируемые атаки с отправкой целого батальона танков для борьбы с двумя грабителями, грабящими дом:
В итоге вы уничтожаете всю деревню.
Когда предыдущее воздействие помогает или причиняет боль
SARS-CoV-2 является одним из 7 коронавирусов, которые, как известно, заражают людей. Два других, которые отвечают за SARS и MERS, также могут быть смертельными; остальные относительно доброкачественные, вызывают только простуду в подавляющем большинстве случаев.
Канта Суббарао, вирусолог и детский врач-инфекционист Института инфекции и иммунитета имени Питера Доэрти в Мельбурне, подозревает, что предшествующее воздействие более легких коронавирусов может играть роль в сравнительном преимуществе детей над взрослыми в COVID-19. Погруженные в школьную среду, дети могут постоянно генерировать антитела к этим мелким патогенным микроорганизмам, и такие антитела могут быть достаточно универсальными, чтобы бороться и с новым коронавирусом.
Однако предыдущий опыт борьбы с коронавирусом не всегда может быть хорошим фактором. Когда патогенный микроорганизм проникает в организм, антитела распознают уникальные свойства данного конкретного микроба, фиксируются на его поверхности и обезвреживают перед подачей в лейкоцит, который разрушает его.
Стратегия очень эффективна, когда антитела идеально подходят для вируса. Но когда те же самые антитела лишь частично распознают патогенный микроорганизм, они могут не полностью обезвредить его. Затем вирус может заразить лейкоцит, который его потребляет, способствуя распространению заболевания.
Данный феномен, подобный троянскому коню, при котором иммунная система непреднамеренно помогает вирусу инфицировать здоровые клетки, называется антитело-зависимым усилением (ADE). Как было установлено, данный процесс происходит с вирусом денге и вирусом Зика, и несколько ранних исследований свидетельствуют о том, что коронавирусы также могут использовать его.
Если это так, то ADE может помочь объяснить, почему новый коронавирус смертельнее для взрослых, чья иммунная система сильнее реагирует на инфекцию. Но, по мнению экспертов, свидетельство этого процесса не является окончательным. По словам Рубина, у SARS-CoV-2 также нет особой предрасположенности к заражению лейкоцитов, основной подгруппе, на которую обычно нацелены вирусы, использующие данную тактику.
Ключевой белок в распространении COVID-19
Однако, сконцентрировавшись на клетках, на которые действительно нацелен новый коронавирус, ученые разработали другую теорию о том, почему болезнь может острее воздействовать на взрослых. Как и родственный ему SARS-CoV-1 (который вызывает SARS), SARS-CoV-2 запускает инфекцию, улавливая белок, называемый ACE2. Данный белок находится на поверхности клеток по всему телу, но особенно в определенных частях легких и тонкой кишки.
Некоторые исследователи выдвинули гипотезу о том, что клетки легких у детей могут вырабатывать белки ACE2 в меньшем количестве или, возможно, даже иной формы. Если это правда, то данная особенность развития у детей может легко ослабить вирус, когда он пытается заразить клетки и распространиться.
Но Рейчел Грэм, эпидемиолог и вирусолог, специализирующаяся на коронавирусах в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл, отмечает, что коронавирусам не нужно много ACE2 для инфильтрации клеток, и меньшее количество белка не всегда лучше. Как ни странно, одна из многих функций ACE2 заключается в усилении нашей защиты от вирусов, которые атакуют дыхательные пути через отключение фермента, который способствует разрушению тканей. Исследования на грызунах также показывают, что уровень ACE2 снижается с возрастом, что может способствовать ослаблению способности людей преклонного возраста бороться с респираторными заболеваниями.
Начальный период
Исследователи пока не имеют четкого представления о том, какие из этих теорий, если таковые имеются, могут объяснить явную устойчивость детей к COVID-19.
Я думаю, что это открытое игровое поле, - говорит Рубин, - мы просто не знаем.
Целый ряд переменных, не связанных с возрастом, еще более усложняет ситуацию, таких как генетика человека, местная среда, лекарства и многое другое.
Каждый из этих факторов, вероятно, частично отвечает за конечный результат, - говорит Вонг, - выяснение биологической системы займет время.
Но это будет иметь решающее значение для остановки пандемии, и, возможно, грядущих вспышек.
Это третий пример коронавируса животных, который вызвал тяжелое заболевание у людей, - говорит Суббарао. - Очень важно, чтобы мы поняли это, чтобы лучше подготовиться к будущему.
На данный момент, добавляет она, мы можем получить некоторое утешение от данных о том, что дети не [часто] заболевают серьезно. Это должно успокоить родителей.
Тем не менее, Суббарао и другие эксперты предупреждают, что люди со слабо выраженными симптомами или без симптомов могут по-прежнему распространять новый вирус среди других. По словам Вонга, сами дети могут быть не особенно подвержены риску тяжело заболеть, но "они могут быть важным фактором, способствующим распространению пандемии".
Грэм говорит, что родители должны информировать своих детей и призывать их соблюдать правила гигиены. По мере того, как закрываются школы и детские сады, дети сокращают контакты друг с другом, но, возможно, еще более важным является ограничение взаимодействия детей с уязвимыми близкими людьми, такими как бабушка и дедушка.
Хотя эти изменения в поведении не легки, дети могут быть мотивированы к их исполнению. У детей "есть врожденный инстинкт к состраданию. Существует миф, что бедствия выявляют худшее в людях. Но мы снова и снова видим… детей, желающих [предложить] поддержать и помочь. Это то, за что нам нужно держаться сейчас более чем когда-либо, - говорит Марьям Абдулла, психолог по развитию и директор программы по воспитанию детей в Калифорнийском Университете, Беркли, центр "Greater Good Science Center".
Автор - KATHERINE J.W