⁠GPS против памяти: почему мы разучились думать маршрутами

использование навигатора, фото - Новости Zakon.kz от 11.07.2025 11:44 Фото: freepik
Откройте карту своего города. Нет, не в телефоне, в голове. Что вы там видите? Сетку улиц и знакомые переулки? Или белое пятно, по которому вы двигаетесь с голосовым помощником и синим курсором. Как развитие технологий влияет на наши когнитивные способности, в материале Zakon.kz.

Когда-то мы узнавали город шагами. Путь в школу, первое свидание в парке, маршрут к автобусной остановке. Мы ошибались, сворачивали не туда, искали дом по описанию: "Там, где аптека с красным крестом, и дальше через арку". Город был не просто фоном, он был живым пространством с поворотами, приметами и указателями.

Сейчас же мы мчимся по маршрутам, выстроенным не интуицией, не личным опытом, а логикой алгоритма. Он ведет нас быстро, эффективно, но бесчувственно. Мы не видим улиц, только путь между точками A и Б. Все остальное – лишнее, окружение исчезает. Удобно? Безусловно. А что, если такая цифровая опека меняет не только наше поведение, но и сам мозг?

Мы решили узнать у невролога, что происходит со способностью ориентироваться, когда вместо внутренней карты в голове у нас только экран смартфона. Заведующая кафедрой нервных болезней Казахского Национального медицинского университета им. Асфендиярова, главный невролог Министерства здравоохранения РК Сауле Туруспекова рассказала о последствиях.

"Постоянное использование навигаторов, конечно, влияет на мозг, особенно на те области, которые отвечают за пространственную ориентацию и память. В частности, это височная доля, а внутри нее – гиппокамп, известный как центр памяти. Снижение его активности может привести к уменьшению объема и даже атрофии", – рассказывает врач.

Гиппокамп – часть лимбической системы, которая также участвует в формировании маршрутов и навигации. Через нее нагрузка распределяется и на другие участки мозга, включая лобные доли, отвечающие за принятие решений и планирование.

"Поэтому в долгосрочной перспективе можно ожидать уменьшения активности и объема как височных, так и лобных отделов мозга. И, конечно, это может по-разному сказываться на тех, кто с детства полагается на навигаторы, и на тех, кто развивал пространственные навыки самостоятельно".Невролог Сауле Туруспекова

Навигатор знает лучше или…

Мы больше не спорим с машиной. Даже если чувствуем: "Там же был короткий путь через двор!" Мы идем по маршруту, предложенному бездушным алгоритмом. Перекладываем ответственность за принятие решений на цифрового помощника, чья логика чужда нашим городским привычкам.

"С точки зрения социологии, использование цифровых навигаторов и карт влияет не только на поведение людей в обществе, но и на их когнитивное восприятие окружающей среды. Когда человек, будь то в городе или в селе, ориентируется с помощью навигатора, он опирается на визуальный интерфейс приложения, а не на реальную городскую среду. В результате теряется ощущение живого города. Пространство перестает восприниматься напрямую, человек просто следует за стрелкой на экране", – объясняет социолог Талгат Килыбаев.

Мы живем в мире, где ошибаться неудобно, спрашивать дорогу неловко, а теряться почти стыдно. Кажется, что все должно быть под контролем: маршрут, локация, точка прибытия.

"У меня топографический кретинизм, признаю честно. Гораздо проще вбить адрес в навигатор, чем искать дорогу самой. Но недавно увидела Reels с Павлом Волей, в нем он говорит, что мы тревожное поколение, потому что не знаем улиц и не держим маршрут в голове. И меня зацепило. В своем районе я еще ориентируюсь, но стоит выйти за пределы, я теряюсь. Пытаюсь бороться: меньше навигатора, больше внимательности. Иногда хожу пешком без подсказок. Иногда теряюсь. Но, кажется, именно так и учусь быть в городе по-настоящему. Хотя, честно, вызвать такси до точки все еще слишком заманчиво".Магистрантка Аяулым Кошенова

Кажется, что навигатор просто подсказывает дорогу. Но на самом деле он влияет не только на маршрут, но и на стиль поведения в городе. Личный опыт отходит на второй план, и постепенно мы начинаем двигаться не туда, куда нам удобно, а туда, куда идут все.

"Цифровые навигаторы подменяют личный маршрут массовым. Вместо того чтобы ориентироваться на собственный опыт: идти через двор, срезать тропинкой, вспомнить короткий путь, человек следует заранее проложенному цифровому маршруту. Это не только ослабляет топографическую память, но и формирует поведение по принципу "как все". Навигатор предлагает путь, по которому уже движется большинство, и человек автоматически становится частью потока. В городской среде это превращает навигацию в форму социального подчинения, следованию за толпой, даже если путь не самый рациональный", – поясняет социолог Талгат Килыбаев.

География как утерянный язык

Мы живем в городе и, к сожалению, все меньше его знаем. Казалось бы, абсурд: технологии дают доступ ко всей информации, карты в кармане, GPS работает с точностью до метра. Но реальность парадоксальна. Чем больше инструментов, тем слабее наше собственное ориентирование.

Как называется эта улица? Можно ли дойти туда пешком, не включая навигатор? Все это больше не "знание", а "доступ". Мы не помним, мы просто знаем, где посмотреть. Мы не держим карту в голове, а просто доверяем экрану.

Это особенно заметно у детей и подростков. Школьники все чаще не могут объяснить, где север и юг, и путают правую и левую сторону, ведь их маршрут строится не в голове, а на экране. И в этом есть тревожный сигнал. Без практики исчезает способность самостоятельно ориентироваться в пространстве. А вместе с ней уверенность, независимость, способность адаптироваться, повышается чувство тревожности.

"Если дети с раннего возраста постоянно пользуются цифровыми навигаторами и подобными устройствами, у них практически не формируется пространственная память. Это снижает внимательность, способность к запоминанию и мешает ориентироваться в реальном мире, где нет виртуальных подсказок. В Великобритании в середине 2010-х проводилось исследование, показавшее, что 75% детей проводят на улице меньше времени, чем заключенные. В числе причин не только гиперопека родителей и небезопасная городская среда, но и цифровые технологии, вытесняющие живое общение и подвижные игры", – рассказывает невролог Сауле Туруспекова.

У нашего мозга есть не только пространственная, но и временная память. Мы легче вспоминаем информацию, если она связана с конкретным местом или эмоцией, – это активирует когнитивные процессы, помогает размышлять, анализировать, находить решения. Но когда за нас все делает навигатор, внешние стимулы исчезают. Пространственное мышление не тренируется, гиппокамп не получает нагрузки, и со временем его функции начинают угасать.

"Атрофия гиппокампа напрямую связана с рисками развития нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви, болезнь Пика. Снижается так называемый когнитивный резерв, и мозг быстрее стареет. Если мы перестаем использовать свои способности ориентироваться и запоминать, мозг просто адаптируется и начинает уменьшаться. Мы фактически становимся беззащитными и создаем все условия для ускоренного старения мозга, что стремительно приближает нас к проблеме деменции. Эта проблема и без того уже приобрела масштаб глобальной катастрофы, хотя традиционно считается болезнью пожилого возраста. Однако при таком развитии событий деменция может значительно "помолодеть", – резюмирует невролог Сауле Туруспекова.

Может, стоит иногда идти наугад. Не доставать телефон, не смотреть на карту, не позволять навигатору нашептывать в ухо. А просто идти. Запомнить путь глазами, а не пикселями. Слушать и замечать. Ведь настоящий контакт с городом начинается, когда становишься его частью.

Конечно, такси до точки – это удобно. Но иногда самое главное место, куда тебе нужно, находится чуть дальше поворота, в который случайно, по ошибке, свернул.

Поделитесь новостью
Поделитесь новостью:
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: