Мероприятия по улучшению налогового и таможенного администрирования в нефтегазовой сфере, а также эффективность борьбы с теневым оборотом нефти и газа

 

20 октября 2017 года Комитетом государственных доходов МФ РК проведен форум в г. Актобе на тему: «Мероприятия по улучшению налогового и таможенного администрирования в нефтегазовой сфере, а также эффективность борьбы с теневым оборотом нефти и газа», сообщает департамент государственных доходов по Актюбинской области.

Проблемы теневого оборота энергоресурсов являются очень важными для экономики нашей страны, так как влияют на пополнение доходной части бюджета.

Согласно анализу правоохранительной практики в настоящее время существуют следующие направления приобретения и реализации незаконных объемов нефти:

1. Непосредственно добыча нефти без наличия приборов учета (на месторождениях, находящихся в пробной эксплуатации, неучтенные, законсервированные скважины);

2. Добыча нефти, минуя установленные приборы учета (различного рода незаконные врезки до установленного счетчика);

3. Списание нефти на собственные нужды;

4. Списание потерь нефти;

5. Легализация такой нефти путем ее транспортировки и сдачи в нефтеналивные терминалы и хранилища, с последующей ее реализацией под видом легальной нефтеперерабатывающим предприятиям;

6. Реализация нелегальной нефти с использованием фиктивных документов под видом нефтепродуктов;

Экспорт легально добытой нефти под видом продуктов ее переработки, с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей в бюджет.

Действенным методом борьбы с возникновением нелегальных объемов указанных категорий нефти является проведение оперативных мероприятий, направленных на выявление правонарушений и профилактику создания условий для их возникновения.

Одной из действенных мер противодействия незаконному обороту нефти могло бы послужить введение сопроводительных накладных на сырую нефть и сырые нефтепродукты по аналогии с отдельными видами нефтепродуктов - бензином (в том числе авиационным), дизелем и мазутом. Так, на сегодняшний день ни одна оптовая партия указанных нефтепродуктов не перемещается без сопроводительной накладной на нефтепродукты.

С помощью указанного документа можно легко проследить путь движения нефтепродуктов и выявить его нелегальное происхождение. На практике путем анализа сопроводительных накладных раскрыты и доведены до суда крупные схемы легализации дизельного топлива сомнительного происхождения.

В настоящее время КПУ установлены на всех 17 НПЗ, данные передаются в АО «НИТ» в режиме реального времени.

Одним из проблемных вопросов оборота нефти и нефтепродуктов является их незаконный вывоз из Казахстана в Кыргызстан.

Анализ данных, проведенный Комитетом, показал ежегодное снижение объема экспорта нефтепродуктов из Республики Казахстан с момента присоединения Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу.

Предполагаемые потери бюджета в 2016 году, в результате падения объемов экспорта нефтепродуктов, составили 25 млрд тенге.

В производстве Службы экономических расследований Комитета по факту транспортировки, реализации, хранения нефтепродуктов без документов, подтверждающих законность их происхождения (ст. 197 УК РК) за период с 2015 года по сентябрь 2017 года находилось 421 уголовное дело, из них в 2015 году - 155 уголовных дел, в 2016 году - 166, за 9 месяцев 2017 года - 100.

Сумма установленного ущерба за 9 месяцев т. г. составила 34,7 млн тенге (2016 г. - 74,9 млн тенге). Сумма арестованного имущества, подлежащего конфискации, составила 15,5 млн тенге.

Кроме того, СЭР в текущем году по иным преступлениям, связанным с недропользованием, зарегистрировано в ЕРДР 18 материалов.

Сумма выявленного ущерба по указанным уголовным делам составила 634,6 млн тенге, сумма возмещенного ущерба составляет - 155,8 млн тенге.

Из незаконного оборота изъято 1,3 млн тонн нефтепродуктов, стоимостью - 81,7 млн тенге.

Учитывая значительное влияние рынка энергоресурсов на экономику Казахстана, Комитет постоянно осуществляет контроль и анализ в данной сфере.

С учетом изложенных проблемных вопросов Комитетом предлагается:

1. Введение сопроводительных накладных на сырую нефть и сырые нефтепродукты по аналогии с отдельными видами нефтепродуктов - бензином (в том числе авиационным), дизелем и мазутом.

2. Определение уполномоченного органа по контролю за оборотом нефти (предлагается Министерство энергетики), который бы проводил внедрение сопроводительных накладных, учета и контроля за их движением.

3. Установка контрольных приборов учета субъектами в сфере добычи и оборота нефти.

4. Введение обязательного статистического декларирования при вывозе стратегически важных товаров - нефти, нефтепродуктов и газа из Республики Казахстан в государства-члены ЕАЭС.

5. Применение практических мер по недопущению несанкционированного вывоза товаров, облагаемых в Республике Казахстан экспортной таможенной пошлиной (подписание Соглашения с правительством Кыргызской Республики).

6. Для выявления и пресечения незаконного оборота нефти и нефтепродуктов совместно с правоохранительными органами России и Узбекистана проводить совместные операции в рамках имеющихся Соглашений. Обмениваться информациями о фактах и схемах незаконного вывоза энергоресурсов.

7. Введение кратности штрафов в ст. 197 УК РК в зависимости от суммы причинённого ущерба. К примеру, в размере 20 (ч. 1), 100 (ч. 2) 200-кратного размера от суммы причиненного ущерба (ч. 3).

24 октября 2017, 14:12
Источник, интернет-ресурс: ДГД по Актюбинской обл.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код