При этом злоумышленники продолжают менять тактику и теперь все чаще маскируются под доверенные источники и уходят в мессенджеры.
Телефонные мошенники становятся все изощреннее: они уже вышли за рамки старых схем с "банками" и "госорганами", теперь маскируются под сотрудников почтовых, коммунальных и медицинских служб, чтобы выманить личные данные и деньги. Злоумышленники быстро адаптируются к местной специфике: уже зафиксированы случаи, когда они начинают разговор на казахском языке и на этом, очевидно, не собираются останавливаться. В Kcell борьба с такими схемами обмана через доверие стала одним из ключевых направлений работы. Для защиты абонентов в компании построена разветвленная система цифровых фильтров и аналитики, которая круглосуточно отслеживает подозрительную активность на сети и блокирует опасные вызовы еще до того, как они дойдут до клиента.
Среди ключевых направлений борьба с подменой номера, когда мошенник маскируется под казахстанскую нумерацию. Сегодня такие попытки блокируются уже на уровне сети. Однако злоумышленники все равно ищут обходные пути, например, подбирая международные номера, визуально похожие на казахстанские.
"Мы замечаем, что по мере внедрения специальных ограничений злоумышленники постоянно меняют свои подходы. Команда реагирует на это оперативно: разрабатываются новые алгоритмы и механизмы защиты. Несмотря на то, что подмена на казахстанский номер стала невозможной, мошенники все чаще используют схожие международные префиксы, чтобы создать иллюзию "домашнего" вызова. Более того, по нашим данным, они уже начали здороваться по-казахски, и это подтверждает высокий уровень организации и адаптивности таких группировок. Мы продолжаем блокировать миллионы таких попыток каждый месяц, чтобы предотвратить возможный ущерб для абонентов Kcell и Activ".Руководитель отдела управления фродом АО "Kcell" Елена Соколова
Фото: АО "Kcell"
Kcell также активно взаимодействует с банками для усиления совместной работы антифрод-служб. Это сотрудничество помогает быстрее выявлять мошеннические схемы и снижать число реализованных атак. Кроме того, в разработке – новые инструменты и решения, позволяющие оперативно отвечать на актуальные угрозы в цифровом пространстве.
Важным фронтом борьбы остаются Sim-box-устройства – это нелегальные технические средства, которые позволяют массово пропускать международные звонки от колл-центров, маскируя их под обычные местные номера. Именно такие каналы используются для фальшивых звонков. За последние полгода в рамках меморандума с прокуратурой и МВД РК Kcell помог провести 22 задержания, в ходе которых было изъято 37 таких устройств в 13 городах Казахстана.
Также компания ежедневно отслеживает поведение абонентской базы и при выявлении подозрительной активности, такой как частые короткие вызовы или массовый обзвон, номера автоматически блокируются. За прошедший год Kcell ограничил деятельность более 110 тыс. таких абонентов.
Технологическая защита строится на нескольких уровнях. В ее основе – анализ жалоб от самих клиентов, машинное обучение, которое выявляет аномальные шаблоны в трафике (например, перебор номеров или резкие всплески вызовов), и система сверки каждого входящего вызова с легитимными данными, чтобы не допустить подмену номера. Все это часть антифрод-платформы Kcell, то есть комплекса решений, направленных на борьбу с мошенничеством и защиту клиентов в режиме реального времени.
Однако, как подчеркивают в компании, мошенничество стало более гибким и переместилось в цифровые мессенджеры. Особенно активно злоумышленники используют WhatsApp, где номер телефона является лишь логином, а для звонков могут использоваться сторонние провайдеры.
По данным Kcell, подавляющее большинство мошеннических звонков сейчас поступает с международных номеров. Именно поэтому важно запомнить: ни один представитель казахстанского банка, полиции или госоргана не будет звонить из Великобритании, России, Алжира или через WhatsApp.
Компания также рекомендует пользователям активировать встроенные в мессенджеры функции безопасности: в частности, запрет на входящие звонки от незнакомых контактов в WhatsApp и Telegram, а также защитить свои аккаунты, включив двухфакторную аутентификацию. Это простой шаг, который поможет избежать ненужного риска и сохранить ваши данные в безопасности.