Законодательное регулирование аудиторской деятельности глазами специалиста

Данной теме на сайте zakon.kz посвящен цикл материалов.

Сегодня мы продолжаем разговор с советником председателя Совета ПАО "Палата аудиторов Республики Казахстан" Александром Карпичем о совершенствовании законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, сообщает zakon.kz.

Также читайте - Почему было много негативных отзывов по законопроекту об аудиторской деятельности - эксперт

– Александр Николаевич, в своем обзоре мы плавно перешли к компетенции Правления. Поговорим о них?

– Согласно закону, исключительные компетенции Правления перечислены в 13 подпунктах. Все компетенции рассматривать не имеет смысла, скучно, т.к. они относятся к вполне обыденным вещам: назначение исполнителей и виновных, контроль за тем и этим, определение направления движения к светлому будущему и прочий стандартный руководящий и направляющий набор. Но среди этой обыденности есть и компетенции, которые стоит рассмотреть внимательно.

Предлагаю начать с шестой компетенции, согласно которой Правление утверждает требования к объектам внешнего контроля качества профессионального совета.

– Другими словами, не имеющая членства некоммерческая организация утверждает требования, которым должны соответствовать юридические лица, не имеющие к ней абсолютно никакого отношения, они ее не учреждали, не вступали в ее члены, они ей ничего не делегировали?

– Все верно, так и есть, не имеющая членства некоммерческая организация устанавливает для юридических лиц определенные стандарты, несоответствие которым полностью лишает эти юридически лица доступа к значительному сегменту рынка аудиторских услуг. Этим документом будет установлено правило поведения постоянного характера, рассчитанное на многократное применение, распространяющееся на индивидуально неопределенный круг лиц. Если закончить высказанную фразу словами "в рамках регулируемых общественных отношений", то получим определение понятия "норма права" так, как оно приводится в Законе "О правовых актах".

Таким образом, совершенно без натяжек следует констатировать, что за профессиональным советом в лице его Правления закреплена компетенция по утверждению нормативного правового акта, что является исключительным правом государственных органов и должностных лиц Республики Казахстан, по крайней мере, так об этом написано в Законе "О правовых актах".

Немного отвлечемся от правления и восстановим в памяти компетенции уполномоченного государственного органа. Одной из его компетенций является разработка и утверждение по согласованию с уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций минимальных требований к аудиторским организациям, которые проводят обязательный аудит. Такие требования разработаны и утверждены 30 марта 2015 года приказом Министра финансов № 231.

– Это в дополнение к требованиям, которые утверждены министром финансов, должны быть утверждены еще одни требования, но теперь не министром финансов, а правлением профессионального совета?

– Совершенно верно, высшим органом управления не имеющей членства некоммерческой организации.

Итак, должно быть два документа, устанавливающих требования к аудиторским организациям, которые проводят аудит финансовой отчетности практически одного и тот же круга юридических лиц: финансовые организации, акционерные общества, национальные управляющие и просто национальные холдинги, национальные компании, недропользователи.

Очень интересно, чем требования к аудиторским организациям – объектам внешнего контроля качества профессионального совета будут отличаться от минимальных требований к аудиторским организациям, которые проводят обязательный аудит. Полагаю, что поиск различий не приведет к положительному результату, все будет "одно, да потому".

Обращаю внимание, что утверждение требований правлением значительно облегчает технические моменты согласования и утверждения требование: приказ министра финансов необходимо было бы прежде согласовать с уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а документ правления профессионального совета ни с кем согласовывать не надо. Понятно, что внутри правления будет согласование позиций, но зато ни на какие согласования, которые предусмотрены в Законе "О правовых актах", нервы и время тратить не надо.

Забегая вперед скажу, что Комитет по контролю качества будет осуществлять проверки на соответствие требованиям, т.е. внешнего контроля качества недостаточно, нужно еще отдельно контролировать и соответствие требованиям. Но разговор об этом впереди.

Теперь перейдем к восьмой компетенции, согласно которой правление по ходатайствам, представленным Комитетом по контролю качества, рассматривает и выдает рекомендации об исключении аудиторской организации из членства в профессиональной организации.

– Я правильно понимаю, правление рассматривает и выдает рекомендации об исключении аудиторских организаций из членства в профессиональной организации?

– Именно так и инициатором этого действа выступает Комитет по контролю качества.

– Но при чем здесь правление и комитет контроля?

– Вот и я о том же.

Если комитет контроля и правление так неравнодушны к чистоте рядов членов ПАО, то хотя бы для приличия должны быть разработаны и озвучены какие-нибудь критерии, по которым можно было бы определить глубину падения аудиторской организации, и во мраке которой она и должна пребывать до скончания времен, а не позорить своим присутствием достойных членов достойных ПАО.

В законе не указывается орган профессионального совета, который имеет полномочия на разработку и утверждение таких критериев, впрочем и критерии не упоминаются. В случае обнаружения нарушений со стороны аудиторской организации законодательства Республики Казахстан, такие факты должны быть представлены в уполномоченный государственный орган, который и должен принимать решения в соответствие с законодательством, а не пытаться из них сделать изгоев, которых за невступление в профессиональную аудиторскую организацию ожидают штраф и лишение лицензии.

Если бы не вполне реальная перспектива превратить в изгоя, то все это можно было бы принять за безобидный одесский юмор: бабушка Рива сказала дяде Бене, чтобы тот передал тете Доре, чтобы ее Яша больше никогда не водился с Фимой, потому что его брат Изя занял у дедушки Сруля три рубля и уже второй год не навещает Сонечку, от чего у ней болит голова и поэтому почтенный Борух Ааронович так страдает от какого-то сложного токсикоза.

Перейдем к рассмотрению десятой компетенции, которая дает правлению право рассматривать обращения в отношении профессиональных организаций, аудиторских организаций и аудиторов. Возникает, как минимум, два вопроса.

Первое: имеется неопределенность касательно юридического статуса решений, которые будут приняты правлением по итогам рассмотрения обращений. В законе не указывается, что принятые решения имеют обязательную силу для профессиональных и аудиторских организаций, а также для аудиторов. Не определены санкции, которые могут быть наложены за невыполнение принятых правлением решений.

Второе: имеется неопределенность по кругу вопросов, которые уполномочено рассматривать правление.

Просто напомню, что ПАО имеют право рассматривать споры аудиторов, аудиторских организаций, являющихся их участниками, связанные с осуществлением аудиторской деятельности.

Помимо этого имеется и государственный контроль. Проверка осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом, в котором указываются основания, в том числе и обращения физических и юридических лиц.

Очевидно, что рассмотреть вопросы, возникающие в процессе осуществления аудиторской деятельность, есть кому. Зачем же еще "плодить сущности", полномочия которых не установлены? Грубо говоря, сказали "А", но сказать "Б" забыли. В итоге имеем незавершенность мысли, неопределенность в возможных или необходимых действиях со смутными и неоднозначными итогами.

Обращаю внимание, что такая неопределенность, к сожалению, не является единичным случаем, в законе мы их еще не однажды встретим и в обязательном порядке рассмотрим эти незавершенные мысли.

Переходим к следующей двенадцатой компетенции: утверждение правил осуществления деятельности апелляционной комиссии.

(продолжение следует)

Торгын Нурсеитова

Следите за новостями zakon.kz в: