Самолет для Красной армии, мировая известность и смерть в забвении: история легендарного Кажымукана

Фото: Zakon.kz
Легендарному Кажымукану Мунайтпасову сегодня исполнилось бы 154 года, и биография этого казахского палуана достойна экранизации, что, впрочем, сделано было не раз, сообщает корреспондент Zakon.kz.

Богатырем он был с рождения. И звали его от рождения просто Мукан. Родился Мукан Мунайтпасулы в семье из рода кипчак 7 апреля 1871 года в ауле Караоткель Акмолинской области.

Уже рождение этого мальчика было окутано легендой. Дело в том, что до Мукана в семье Мунайтпаса и Сары была пара близнецов – Асан и Усен. Но эти дети умерли в младенчестве. И потом долго оглушенная таким горем Сара не могла понести. А тут свекрови этой женщины приснился сон, в котором голос велел ей найти в степи некую травку и отваром напоить невестку.

Бабушка так и сделала, и невестка действительно забеременела, начав принимать отвар. Но сразу после рождения крупного сильного мальчика Сара умерла, и именно бабушка стала ухаживать за малышом Муканом.

Мальчик рос настоящим богатырем, впрочем, как и его отец. Мунайтпас не раз побеждал в борцовских турнирах с казахскими силачами, а его сын стал знаменитостью еще в подростковом возрасте.

"Повествуя школьникам о наших казахских знаменитостях, я часто рассказываю такую историю, – говорит педагог из Талдыкоргана Екатерина Шацкая. – Нанялся Мукан как-то батраком к сельскому баю, семья парня жила нелегко, и работать ему, конечно, пришлось. В зимнюю акмолинскую стужу видит однажды Мукан, как несколько человек недалеко из его аула пытаются вытащить изо льда и снега вмерзшую в них бочку с маслом. Но не получается это у них. Тогда подросток подошел к бочке, расшатал ее и не без труда, но вынул. И люди были очень удивлены. А еще бытует в народе история, как юный Мукан вез из степи сено в аул, и лошадь, впряженная в телегу, упала, выбилась из сил. Тогда юноша распряг лошадь, закинул ее на сено в телегу, впрягся в телегу сам и отволок ее в аул".

Как бы то ни было, но именно работодатель подростка Мукана, тот самый бай, имя которого кануло в Лету, сообразил, сколько преимуществ дает ему сила этого парня. И стал вывозить его на борцовские поединки между палуанами, которые устраивались во время людных тоев и ярмарок. Мукан повсюду одерживал победы, да так, что зрители даже стали говорить, мол, неинтересно, когда этот джигит участвует в схватках, итог состязаний-то тогда предрешен.

И самому Мукану все это вскоре надоело.

"Он же мечтал увидеть мир, прославиться по-настоящему, не на тоях в родных краях, а на весь мир, – рассказывает журналист и краевед Абай Суракбаев. – И случай помог ему, что говорится, "взять старт". До парня дошли слухи, что в Омске открылся цирк, а цирк, как известно, славился в те времена, прежде всего, выступавшими на арене силачами. Он добрался до Омска и попал на представление, и когда зазывала стал приглашать мужчин из публики помериться силами с главным силачом труппы, Мукан гордо вышел на арену. И победил. Директор цирка, пораженный этой победой, берет его в Санкт-Петербург, где пристраивает в борцовскую школу "Дядя Ваня". Ваня, кстати, это один из самых известных атлетов того времени Иван Лебедев".

В школе дяди Вани Мукан встретил человека, которого называл своим братом после близкого знакомства и тесного общения, – легенду русского борцовского спорта Ивана Поддубного. Дружили эти великие люди много лет.

С цирка и борцовской школы началась мировая карьера Мукана Мунайтпасова, начавшего много гастролировать. Он выступал под именами и прозвищами Қара Мұстафа, Черный Иван – это когда выходил на ковер в составе четырех Иванов – вместе с Поддубным, Заикиным и Шемякиным. Выходил на ковер под псевдонимом Ямагата Муханура, был в истории такой самурай и телохранитель японского императора.

"И интересно то, как Мукан стал Кажымуканом, – рассказывает Екатерина Шацкая. – В Турции он победил самого известного в той стране силача Нуруллаха. И правитель Стамбула Шакир-паша тогда казахского богатыря Мукана пригласил с собой в путешествие, а путешествие было в Мекку. После хаджа и стал Мукан Кажымуканом Мунайтпасовым".

Больше этот сильный телом и духом человек имен и псевдонимов не брал, на всю жизнь он так и остался великим Кажымуканом. Его приглашали жить и выступать, стать наставником борцов правители нескольких стран, но он любил родную казахскую землю, стихи Абая, кюи и звуки домбры. Он был казахским палуаном, и именно это было самой большой гордостью Кажымукана.

Известный на весь мир борец Николай Турбас писал о нашем герое:

"Спортивную карьеру Кажымукан начал в 1905 году и за последующие 10 лет объездил десятки государств, выступал в Америке, Китае, Аргентине и прочих странах. Он имел широчайшие плечи, колоссальную силу, длинные руки, что имело большое значение в борьбе. Многие борцы боялись его и неохотно вступали с ним в борьбу".

Жену свою Кажымукан встретил в цирке, она была гимнасткой, выступала на лошади. Влюбившийся сразу и бесповоротно, Кажымукан сделал предложение Надежде Череповской, которое она приняла, и пара заключила мусульманский брак. Женщина тогда приняла имя Фатима.

После возвращения из многочисленных турне Кажымукан долгие годы жил в Омске, а в тридцатые годы, попав под молох репрессий, оказался в тюрьме. И только всемирная слава помогла ему не сгинуть по расстрельной статье. Он не был даже сослан, но стал "неблагонадежным". И все еще был звездой.

"Это, наверное, будет интересно читателю, – рассказывает пенсионерка, ветеран сферы культуры из Кызылорды Хабиба Омарова. – В 1926 году Кажымукана пригласили на открытие в Кызылорде первого казахского профессионального театра, а именно в этом театре начинали свои творческие пути Амре Кашаубаев, Калибек Куанышпаев, Иса Байзаков. И именно в это время Кажымукан стал организовывать соревнования по борьбе по всему Казахстану".

В годы Великой Отечественной войны борец, которому уже исполнилось 70, конечно, не попал на фронт, хотя очень хотел и просился, но он собрал труппу силачей, актеров, музыкантов – буквально передвижной театр и, выступая в разных городах, собрал деньги на самолет У-2. За что получил благодарность от самого Иосифа Сталина, назвавшего его в своем письме "товарищем Кажымуканом".

"Кстати, за штурвал самолета, собранного на деньги труппы Кажымукана, сел летчик-казах", – рассказывает Абай Суракбаев. – В истории осталось его имя – Кажетай Шалбаев. И на самолете была надпись, самолет Кажымукан назвал "Амангельды Иманов".

А умер великий борец в бедности и забвении. Ибо за свою жизнь не сколотил состояния, больше помогая другим, чем отдавая семье. В июне 1946 года его семья приехала жить в колхоз "Ленинское знамя" Темирлановского сельсовета Арысского района. И не было у Кажымукана и его близких там даже дома, до самой смерти 12 августа 1948 года жил борец с семьей в хлеву.

У борца было четыре сына и три дочери, жили они в Казахстане. И некоторые потомки борца даже пошли по его стопам. Со временем заслуги Кажымукана были признаны официально, о нем написано несколько книг и сняты фильмы, в Казахстане его имя носят спортивные школы, улицы, стадионы, Дворцы единоборств. И память в народе о нем – только светлая, ведь это был широченной души человек, не восхищаться которым было невозможно.

Интересные факты
Казахстан
Хорошие новости
Национальные виды спорта
Спортсмены
История
2025 год

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Посольство США призывает казахстанцев отправить свое имя в космос

Зарплата в 131,5 млн тенге руководителя ТОО в Алматы заинтересовала Минфин

На обратной стороне Луны нашли материал будущего, которого нет в природе

После увольнения бортпроводник переделал служебный документ и бесплатно летал по миру

"Никто никого не бил": появились новые детали о конфликте Сапиева и его заместителя