Лента новостей
0

Какие изменения ожидают казахстанцев в таможенной и налоговой сферах

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 27.11.2017 10:38 Zakon.kz
Ожидается, что реализованная к началу 2019 г. автоматизация процесса выдачи разрешительных документов сократит издержки участников ВЭД.
В Плане нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ» в рамках 3 направления «Индустриализация и экономический рост» предусмотрена реализация 8 шагов. На данный момент полностью исполнено 3 шага, 5 шагов – на стадии исполнения, сообщает Zakon.kz со ссылкой на Министерство финансов РК.

В частности, исполнены:

Шаг 41 «Упрощение процедуры легализации имущества и денежных средств. Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство».
Шаг 56,3 «Совершенствование процедур государственных закупок».
Шаг 56,4 «Совершенствование процедур реабилитации и банкротства».

На стадии исполнения находятся 5 шагов. Остановимся подробнее на том, как происходит их реализация и на каком этапе они находятся.

Шаг 38. «Введение принципа «Единого окна» при прохождении таможенных процедур экспортерами и импортерами. Развитие системы электронного декларирования (внедрение автоматизированной системы таможенной очистки товаров). Сокращение количества документов для экспорта и импорта и времени их обработки».

Для реализации шага внедрена новая система электронного декларирования товаров АСТАНА-1.

Основные модули системы: саморегистрация пользователей, предварительное информирование, процедура таможенного транзита, таможенная очистка товаров, система управления рисками, лицевые счета.
ИС «АСТАНА-1» разрабатывалась с учетом положений нового Таможенного кодекса ЕАЭС, который вступит в силу с 1 января 2018 года.
Также в целях реализации данного шага в декабре 2016 года заключено Соглашение о сотрудничестве с ЮНКТАД ООН на 2016-2018 годы по реализации «Единого окна Республики Казахстан для экспортно-импортных операций» путем внедрения компонентов «Единого окна», совместимых с таможенными информационными системами, используя программный продукт ASYCER, разработанный ЮНКТАД при содействии Министерства экономики Королевства Нидерландов.

В рамках проведения работы по внедрению механизма «Единого окна» подготовлен проект Дорожной карты, который проходит процедуру согласования с государственными органами.
Совместно с МИК и АО «НИТ» прорабатывается техническая документация по интеграции ГБД «Е-лицензирование» с ИС «АСТАНА-1».

В настоящее время ЮНКТАД ООН завершает работу по подготовке непосредственно портала «Единого окна». Наряду с этим, к концу текущего завершится разработка базовых модулей на платформе ASYCER по выдаче «разрешений» для органов по подтверждению соответствия, ведомств МСХ и МЗ, а до конца 2018 года будут внедрены базовые модули на платформе ASYCER по остальным «разрешениям», выдаваемым государственными органами.

В результате ожидается, что реализованная к началу 2019 года автоматизация процесса выдачи разрешительных документов сократит издержки участников внешнеэкономической деятельности (УВЭД), в т.ч. временные:

- в уполномоченных госорганах ликвидируются ненужные дублирующие функции (например: по проверке реквизитов УВЭД и т.д.). За счет этого сократится время выдачи разрешительного документа;
- у УВЭД упростится процедура подтверждения наличия документа – все разрешения будут в одной информационной системе, к которой имеется доступ у должностного лица таможенного органа. В данном случае разрешительный документ уже не нужно будет представлять в таможенный орган.

Механизм «Единого окна по экспортно-импортным операциям» будет предоставлять заинтересованным лицам широкий спектр услуг на всех этапах цепи поставки товаров с момента регистрации заинтересованных лиц до выпуска товаров и последующего аудита их деятельности.

Внедрение механизма «Единое окно» при экспортно-импортных операциях на одной транспортной среде значительно облегчит УВЭД условия как получения необходимых «разрешений» и лицензий, так и представления сведений о них для таможенной очистки товаров, поскольку все данные действия будут производиться только через одну информационную систему. А основным положительным моментом для уполномоченных госорганов является возможность актуального мониторинга за выданными документами.

«Единое окно» позволит государственным органам информационно взаимодействовать и обмениваться документами с УВЭД и между собой.

Шаг 39. «Интеграция таможенной и налоговой систем». Импортер будет отслеживаться в целях налогообложения от момента ввоза товаров на территорию Казахстана до его реализации».

Законом от 17 ноября 2016 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» по вопросам налогообложения и таможенного администрирования предусмотрен поэтапный переход на обязательную выписку счет фактур в электронной форме:

- с 1 января 2017 года - уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов в соответствии с законодательством республики о таможенном деле, а также налогоплательщики в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в реализацию международных договоров, ратифицированных РК;
- с 1 января 2018 года – крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу;
- с 1 января 2019 года – плательщики НДС

С октября текущего года введен в эксплуатацию базовый функционал модуля «Виртуальный склад» информационной системы «Электронные счета-фактуры», который позволяет осуществлять контроль движения товаров изъятия в рамках ВТО с момента ввоза в страну до его конечной реализации, путем интеграции таможенной информационной системой с информационной системой «Электронные счета-фактуры».

С 1 января 2019 года в результате комплексной доработки информационной системы «Электронные счета-фактуры» будет введен в эксплуатацию целостный механизм прослеживаемости, включающий в себя реализацию функционала движения товаров на основе электронных счетов-фактур, возможности проведения анализа жизненного цикла движения товара и т.д.

Шаг 40. «Введение режима таможенной очистки «Постфактум». Предоставление отдельным категориям участников ВЭД возможности выпуска товара до подачи декларации на товары».

Одновременно с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (1 января 2018 года).

В рамках указанного шага предполагалось расширить перечень товаров, а также перечень категорий участников внешнеэкономической деятельности в части возможности выпуска товаров до подачи таможенной декларации в отношении:
- товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада, свободной таможенной зоны;
- товаров, по которым предусмотрены инвестиционные преференции;
- перечня участников внешнеэкономической деятельности в статусе уполномоченных экономических операторов.

В связи с чем соответствующие поправки нашли отражение в Таможенном кодексе ЕАЭС. В настоящее время в государствах – членах Евразийского экономического союза начата процедура ратификации данного документа.
В результате расширение перечня товаров и предоставление отдельным категориям УВЭД возможности выпуска товара до подачи таможенной декларации упростит процедуру таможенной очистки, что в свою очередь положительно повлияет на позицию Казахстана в международных рейтингах.

Шаг 42. «Внедрение всеобщего налогового декларирования доходов и расходов с 1 января 2017 года для государственных служащих с последующим переходом для всех граждан».

Для постепенного вхождения в систему декларирования законом от 18 ноября 2015 года было предусмотрено поэтапное представление деклараций физическими лицами, начиная с 2017 года.
Однако в ходе проведения в текущем году подготовительных работ по переходу к всеобщему декларированию был выявлен ряд проблем: неактуальность сведений в базах данных государственных органов, неполное покрытие сетью Интернет сельской местности; отсутствие достаточного количества мобильных Центров обслуживания населения.
В связи с чем срок введения всеобщего декларирования перенесен на 2020 год.

В рамках подготовки ко всеобщему декларированию определен перечень и количество физических лиц, подлежащих декларированию в 2020 году, разработана форма декларации об активах и обязательствах (форма 250.00).

Под председательством МИК РК создана межведомственная рабочая группа, в рамках которой проводится работа по актуализации сведений в базах государственных органов.
В настоящее время завершен пилот по актуализации сведений уполномоченных органов на базе Целиноградского района Акмолинской области.
По итогам проведенного пилота определен механизм актуализации, на сегодняшний день совместно с госорганами ведется работа по актуализации баз данных во всех регионах.

В данное время ведется работа по оптимизации формы декларации об активах и обязательствах с целью ее упрощения и удобства заполнения.

Реализация данного шага направлена на обеспечение контроля доходов и расходов физических лиц, сокращение теневой экономики, снижение уровня коррупции (срок реализации – 2020 год).

Шаг 43. «Создание сети центров для приема и обработки налоговых деклараций. Центры получат доступ к единому архиву электронных документов налогоплательщиков. Внедрение системы управления рисками. Декларанты будут ранжироваться по категориям риска для принятия решения о налоговом контроле. После первой сдачи декларации физические лица не будут подлежать повторной проверке в течение трех лет».

Национальной комиссией по модернизации 7 июля 2015 года одобрено предложение о целесообразности рассмотрения вопроса создания центров для приема и обработки налоговых деклараций в рамках реализации 100-го шага «Создание государственной корпорации «Правительство для граждан».

В рамках «Правительство для граждан» налогоплательщикам представлено право выбора получения 26 из 48 государственных услуг либо в режиме «онлайн», либо через Центры обработки налоговой отчетности.

Полная готовность Госкорпорации и органов государственных доходов к приему и обработке налоговых деклараций физических лиц в период всеобщего декларирования - в один этап с 1 января 2020 года.

Госкорпорация осуществляет прием налоговой отчетности следующими способами:

на бумажном носителе (работник Госкорпорации принимает налоговую отчетность, затем передает ее работникам органов государственных доходов);
в электронном виде (с помощью терминала самообслуживания «Connection point»).

Определен Перечень совместных мероприятий МФ РК (КГД) и МИК РК по реализации 43 шага Плана нации «100 конкретных шагов», в рамках всеобщего декларирования на период 2017-2020 годы. В данный перечень входят следующие основные мероприятия:

1) внедрение логин-пароля для сдачи налоговой отчетности;
2) обучение работников Госкорпорации;
3) проведение рекламной кампании среди населения;
4) подготовка Базы знаний для Единого контакт центра «1414»;
5) увеличение количества мобильных ЦОН в отдаленных населенных пунктах и организация их работы;
6) увеличение количества терминалов самооблуживания «Connection point» в Госкорпорации, уголков и шоурумов электронного правительства и т.д., их развитие;
7) увеличение штатной численности работников Госкорпорации в целях готовности к массовому приему населения в период всеобщего декларирования с 1 января 2020 года.

Этот шаг будет считаться выполненным тогда, когда будет достигнут конечный целевой показатель - реализация в рамках 100 шага процесса приема и обработки налоговых деклараций в период всеобщего декларирования. Срок исполнения - 2020 год, ожидаемое количество декларантов - 11,9 млн человек.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: