Почему Томас Мюллер так и не забил на Евро
Zakon.kz
Все вокруг взялись критиковать Томаса Мюллера после Евро, хотя он всего лишь продолжил делать в сборной Германии то, что делал в «Баварии».
Пляска на костях Томаса Мюллера – любимое занятие критиков и ненавистников сборной Германии после её вылета на Евро. Ещё бы – имея репутацию человека, который всегда хорош в важных матчах, он приехал на крупный турнир и не забил ни одного мяча, а тут ещё и команда вылетела в полуфинале турнира. Журналисты по всему миру думают, что этого достаточно, чтобы костерить Мюллера – именно поэтому, например, в символической сборной неудачников Евро, составленной испанской газетой Marca, нашлось место Роберту Левандовскому, сыгравшему максимально полезно, пишет championat.com.
Однако выходит, что, по мнению журналистов, стоит критиковать Мюллера за партнёров, которые не до конца понимают суть его передвижений, за Марио Гомеса, который травмировался в четвертьфинале и чья потеря больно ударила по немецким шансам, и за то, что он не смог адаптироваться на позиции, на которой с каждым годом играет всё реже. Странная точка зрения, правда? Хотя Томас играл в сборной Германии примерно так же, как и в клубе.
В «Баварии» у Томаса Мюллера амплуа, придуманное Томасом Мюллером – «раумдойтер», искатель пространства. Это выражается не только в нахождении свободных зон, но и в их создании для партнёров по команде – например, стягиваясь на правый край, Мюллер часто открывает фланг Филиппу Ламу, у которого есть широкий свободный квадрат впереди. Свободу для Томаса организуют всей командой – вот момент из стандартного матча «Баварии» в Бундеслиге, где двое игроков «Дармштадта» висят гирями на ногах Арьена Роббена, один опекает Дугласа Косту, один – Роберта Левандовского, а Мюллер в это время оказывается на широком свободном квадрате. Да, в этой атаке Томас забьёт.
Специфика Мюллера не подразумевает работы в статике или прямолинейности – именно поэтому сила игры Томаса в качестве наконечника слегка переоценена (в «Баварии» при тактике 3-5-2 Мюллер выходил в паре с Левандовским, но это другой коленкор – в такой схеме лучшие качества баварца как раз удаётся раскрыть). Оказываясь на острие атаки, Мюллер не перестаёт делать то, что делает в обычных случаях – смещается на фланги, резко открывается из глубины, ждёт удобных отскоков мяча. Но его эффективность в игровых эпизодах падает. В 7 матчах сезона-2015/16, когда Томас играл в «Баварии» на острие, он забил 6 мячей, но все голы, кроме одного («Вердеру») были забиты с добиваний, стандартов и пенальти.
В позиционной атаке Мюллер полезнее именно как «раумдойтер», если же он выходит на острие, полузащита должна обозначать постоянную поддержку Томасу из глубины. «Бавария» Гвардиолы в этом плане идеально использовала Мюллера – при надобности его позицию занимали Коста, Коман, Гётце, тогда как Томас продолжал заниматься своим любимым делом (искать пространство) и перемещаться вокруг да около штрафной, а не внутри.
В этом и есть вся разница между Мюллером в «Баварии» и нынешней сборной Германии. Подчёркиваю – именно нынешней: два года назад его движение Йоахим Лёв обратил в плюс.
Анализ цифр и игровых действий Томаса Мюллера покажет – в сущности, он играл за сборную Германии примерно на том же уровне, что и за «Баварию». Количество ударов у Мюллера даже возросло – если в Бундеслиге он бил в среднем 3 раза за игру, то на чемпионате Европы эта цифра выросла до 3,33 удара. Количество острых передач снизилось – 1,66 против 1,93 в Бундеслиге, но их эффективность осталась примерно на одном уровне (в сборной Германии голевой стала одна из 10 острых передач Мюллера, в «Баварии» – одна из 12). Томас так же себя вёл – подбадривал и хлопал партнёрам, даже когда вместо читаемого паса на него шла передача на фланг, не в обострение атаки. Томас так же открывался между линиями защиты и полузащиты, дожидаясь разрезной передачи из глубины. Он так же мощно прессинговал – во многом именно за счёт давления Мюллера Италии стало сложнее дышать по ходу матча (Томас не атаковал центральных защитников, а накрывал Джаккерини, мешая ему начинать атаки из глубины).
Так что причины засухи Томаса – не в цифрах и не в поведении. Их четыре.
1. Позиция. Свои лучшие матчи на турнире Томас Мюллер провёл, действуя в связке с Марио Гомесом. С бывшим товарищем по «Баварии» Мюллер не взаимодействует так, как с Левандовским (они одновременно открываются и отрываются от защитников, стягивают игроков на себя, чтобы дать свободу партнёру), но кое-какая «химия» с «Баварии» у них ещё осталась. Как минимум два момента Мюллера на этом Евро начинались с того, что Гомес принимал заброс из глубины, стягивал на себя защитников, а потом скидывал мяч 13-му номеру «бундесманншафт».
В том же матче с Италией Марио Гомес травмировался и вылетел из строя, на позицию нападающего вышел Юлиан Дракслер, временами менявшийся местами с Мюллером, и уже тогда эта перестановка выглядела печально – за 48 минут на поле в связке Дракслер и Мюллер нанесли всего три удара по воротам. Это проблема в первую очередь немецкой футбольной школы – воспитывая способных атакующих полузащитников, ставя их на конвейер, она забывает про необходимость нападающих старой закваски, эффективность которых сильно возрастает в современном футболе. Об этой тенденции не так давно писал Арсен Венгер – по мнению француза, тенденция к воспитанию атакующих полузащитников с богатым объёмом функций присуща всей Европе и становится даже губительной.
2. Отсутствие свободы. Если оставить за скобками матч с Северной Ирландией, которая давала немцам бить со стаканом пива в руке, то Мюллеру практически не давали бить из штрафной площадки. Из оставшихся 14 ударов на турнире всего 6 было нанесено из прямоугольника, 6 – из-за него, ещё 2 раза Мюллер пробил с его границы. Суть заключалась в том, чтобы выдавить Томаса из штрафной площадки, где он максимально эффективен (не забывайте – благодаря «Баварии» Мюллер уже стал чемпионом мира по голам с добивания). До конца план не сработал ни у одного из соперников – в ключевых матчах против Италии и Франции Мюллер как раз пробил из штрафной по два раза.
3. Снижение эффективности ударов. Пункт, вытекающий из предыдущего – ему не давали наносить толковых ударов, выдавливая из штрафной площадки, поэтому Мюллеру пришлось пристреливаться издали. В результате пострадала его эффективность – если в «Баварии» 50,5% его ударов летели в створ ворот, то в сборной Германии цифра снизилась до 30%.
4. Отсутствие должного взаимопонимания и качества партнёров – и это главная причина. Когда Томас Мюллер вышел на острие атаки в матче с Францией, он вновь следовал своему стилю и делал то, что лучше всего умеет – открывался между линиями, отходил за мячом, боролся за свободные участки поля. Проблема в том, что Мюллера в моменты, когда он спускался в глубину, никто не замещал – именно поэтому против Франции мы часто наблюдали такую картину: Германия разворачивает широкую позиционную атаку, но в чужой штрафной нет никого.
Отчасти это вина самого Мюллера, который комфортно чувствует себя в конкретной роли, но отчасти – и вина партнёров с тренерским штабом. Удивительно, что связку, подобную баварской (Левандовски – Мюллер), по функциям и взаимопониманию смогли воссоздать на крупном турнире не немцы, а поляки, а в роли Томаса выступил Арек Милик. Когда Польша разворачивала контратаку, Левандовски постоянно делал ложные открывания, уводя за собой защитников, и освобождал зоны для Милика – и наоборот (хоть и реже).
У Германии же выходило, что Гётце в начале турнира так же регулярно смещался на левый край, как Мюллер на правый – именно поэтому в матчах с Украиной и Польшей больше всех били игроки центральной оси, Хедира и Кроос. Этим же грешил и Юлиан Дракслер. При тактике с «ложной девяткой» у Германии лучше ходил мяч, но острее она была именно с Гомесом.
Томас Мюллер играл так, как играет за «Баварию», – и это его единственная ошибка на турнире. Мирослав Клозе, рассказывая прессе об уверенности в голе Мюллера, отмечал его упрямый характер, и на Евро он сыграл с Томасом злую шутку. У него не было Левандовского рядом, крайние хавбеки не уводили за собой защитников резкими открываниями – эта сборная Германии хорошо контролировала мяч, но в ключевых матчах с трудом взрывала ситуацию. Изменить ситуацию Мюллер не мог – он больше «раумдойтер», чем нападающий. Нередко в этом сезоне Томас забивал за счёт своего товарища, в сборной такого товарища у него не нашлось – кажется, там все пытались сыграть за счёт друг друга, переложить ответственность на чужие плечи.
Но не стоит критиковать за это Мюллера – и уж тем более плясать на его костях. Его КПД в «Баварии» близок к космическому, болельщики «звезды Юга» признали Томаса лучшим игроком сезона, а представить без него сборную Германии по-прежнему невозможно, даже несмотря на неудачный Евро.
Томас Мюллер – по-прежнему звезда мирового класса и лучший игрок планеты в игре на свободном пространстве. И этого не изменит даже чемпионат Европы без единого гола.
Фото : Reuters
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript