Заметили подделку своего лекарственного средства? Не проходите мимо! (Нодира Рыскиева, Партнер ЮФ «Ryskiyeva and Partners»)
Заметили
подделку своего лекарственного средства?
Не проходите мимо!
Заметили
подделку своего лекарственного средства?
Не проходите мимо!
Интересно устроена наша жизнь, одни создают, а другие подделывают! Тоже самое существует и фармацевтическом бизнесе, причем не в малых масштабах!
Не исключено, что большинство фармацевтических компаний инвестируют огромные средства на научные исследования для разработки эффективного лекарства, его изготовления и продажи. При этом требуется немалый труд и время чтобы доказать эффективность созданного препарата и завоевать доверие потребителей. После «раскрутки» нового лекарства, нередко на рынке появляются его подделки, так как всегда найдутся лица, жаждущие легкому и быстрому обогащению за счет чужого имени. При этом последних, кроме своей прибыли, не волнует ни авторитет производителя оригинального препарата, ни здоровье людей, которых они подвергают определенной опасности. Приобретая фальшивые лекарственные препараты, потребители не получают необходимого лечения, усугубляют свою болезнь и ставят свою жизнь под угрозу, а производители оригинальной продукции теряют доверие потребителей, в результате чего недополучают свою прибыль.
Целью данной статьи является описать некоторые законные способы борьбы с подделками лекарственных средств на территории Республики Узбекистан.
Согласно Закону Республики Узбекистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» от 25.04.1997г. № 415-I производство и реализация лекарственных средств на территории Республики Узбекистан, а также их импорт в Республику Узбекистан разрешается только после прохождения процедуры регистрации каждого лекарственного средства и получения регистрационного удостоверения с Главного управления по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники Министерства здравоохранения РУз. При этом лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по рецептам и стандартным прописям, не требуют регистрации. Регистрация лекарственных средств осуществляется в соответствии Положением о порядке регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и выдачи регистрационного удостоверения, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РУз. от 22.12.2014г. №352.
Однако, законодательство Республики Узбекистан запрещает производство, реализацию и импорт в Узбекистан незаконных копий зарегистрированных в Республике Узбекистан лекарственных средств. Под данную категорию относяться лекарственные средства, поступившие в обращение с нарушениями законодательства об интеллектуальной собственности. Не смотря на существование данного запрета, вопрос наличия или отсуствия нарушения законодательства об интеллектуальной собственности в ходе прохождении процедуры регистрации лекарственного средства не изучается.
Как правило, каждое лекарственное средство имеет свое коммерческое название, и в целях пресечения возникновения и распространения его подделки (т.е. контрафакта) производителю оригинальной продукции рекомендуется защитить название своей продукции путем регистрации в качестве «товарного знака».
Агентство по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан (далее - Агентство) является уполномоченным государственным органом в области интеллектуальной собственности, в компетенцию которого входит, кроме прочего, осуществление регистрации товарных знаков. Регистрация товарных знаков осуществляется в соответствии с «Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» (зарегистрированы Министерством юстиции РУз. 29.07.2009г. за №1988), и подтверждается выдачей свидетельства на товарный знак сроком действия на 10 лет.
Как установлено в статье 20 Закона Республики Узбекистан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 30.08.2001 г. № 267-II (далее - Закон о товарных знаках) «Свидетельство на товарный знак удостоверяет факт регистрации заявленного в качестве товарного знака обозначения, приоритет товарного знака и исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве». Данный закон предоставляет владельцу товарного знака исключительное право пользования и распоряжения товарным знаком.
Владелец товарного знака вправе использовать его путем:
а) применения его на товарах, для которых данный товарный знак зарегистрирован, и (или) на упаковке таких товаров;
б) применения его в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Узбекистан;
с) применения его иным способом, не запрещенным законодательством.
При этом лицам, заключившим лицензионное соглашение с владельцем товарного знака, также предоставляется право пользования зарегистрированным товарным знаком на преимущественной основе.
Товарный знак, зарегистрированный в Агентстве либо имеющий международную регистрацию согласно Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 27 июня 1989г., предоставляет его владельцу возможность пресекать возникновение подделки производимой им продукции. При этом международная регистрация должна охватывать правовую охрану и на территории Республики Узбекистан.
Согласно статье 26 Закона о товарных знаках нарушением исключительного права на товарный знак признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, либо обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.
Статься 13 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции» от 06.01.2012 г. № ЗРУ-319 (далее - Закон о конкуренции) запрещает недобросовестную конкуренцию, которая выражается в реализации товаров (работ, услуг) с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации товара. Как предусматривает данный закон, под недобросовестной конкуренцией понимаются «действия хозяйствующего субъекта или группы лиц, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении экономической деятельности, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота и причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (конкурентам) либо наносят или могут нанести ущерб их деловой репутации».
На практике наиболее часто встречаются следующие виды нарушений в области незаконного использования зарегистрированного товарного знака:
1) незаконное использование одним лицом обозначения, схожего до степени смешения с товарным знаком другого лица;
2) незаконное использование одним лицом товарного знака другого лица (т.е. законного владельца) при производстве и продаже товаров без получения на то письменного согласия владельца товарного знака.
Законодательство Республики Узбекистан предоставляет владельцу зарегистрированного товарного знака право обращаться в следующие уполномоченные органы для защиты от несанкционированного использования товарного знака третьими лицами:
1) Апелляционная инстанция Агентства;
2) Госкомконкуренции Республики Узбекистан (далее - Антимонопольный орган);
3) Суд Республики Узбекистан.
Перед тем, как предпринять какие либо меры в отношении нарушителя, рекомендуется выяснить в Агентстве, является ли используемое нарушителем обозначение, схожее до степени смешения, зарегистрированным товарным знаком, а также к какому классу Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) принадлежит противопоставляемый товарный знак, если он зарегистрирован. Данный факт можно выяснить посредством обращения в Агентство и осуществления поиска в базе зарегистрированных товарных знаков Агентства.
В случае отсутствия регистрации обозначения, схожего до степени смешения с Вашим зарегистрированным товарным знаком, в отношении нарушителя можно предпринять следующие меры.
ПЕРВОЕ: Обращение в Антимонопольный орган с жалобой на факт недобросовестной конкуренции со стороны нарушителя. При этом необходимо учесть, что государственный орган может предпринять меры, только в случае если нарушителем является резидент Республики Узбекистан. В отношении нерезидентов можно предпринять действия, если только они имеют присутствие на территории Республики Узбекистан, к примеру, в виде представительства или дочернего предприятия иностранной компании в Узбекистане.
Для установления наличия факта схожести обозначения с Вашим товарным знаком Антимонопольный орган запрашивает официальное мнение Агентства. При подтверждении Агентством схожести на основе соответствующего анализа противопоставляемых знаков Антимонопольный орган выдает нарушителю предписание о прекращении производства и/или продажи контрафактной продукции, а также изъятии соответствующей продукции из обращения на товарных рынках, которое является обязательным для нарушителя.
ВТОРОЕ: Обращение в суд с исковым заявлением о досрочной отмене регистрационного удостоверения подделки лекарственного средства, выданного Главным управлением по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники Министерства здравоохранения РУз. При этом рекомендуется привлечь Агентство к судебному разбирательству для получения его официального мнения касательно схожести обозначения нарушителя с Вашим зарегистрированным товарным знаком. Данная мера является самой эффективной, так как досрочная отмена регистрационного удостоверения автоматически влечет запрет на производство, реализацию и импорт в Республику Узбекистан поделки лекарственного средства.
ТРЕТЬЕ: Обращение в суд с исковым заявлением на установление запрета на импорт, производство и/или продажу подделки лекарственного средства на территории Республики Узбекистан. В данном случае также рекомендуется привлечь Агентство к судебному разбирательству для получения его официального мнения касательно схожести обозначения нарушителя с Вашим зарегистрированным товарным знаком.
На практике также известны случаи незаконного использования товарного знака иностранными лицами, путем производства подделки лекарственного средства за пределами Республики Узбекистан, с последующим импортом и продажей такого препарата на территории Республики Узбекистан. Статья 9 Таможенного кодека Республики Узбекистан позволяет установить запрет на ввоз в Республику Узбекистан отдельных товаров и транспортных средств, в целях обеспечения права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности. В данном случае, как было отмечено выше, владелец товарного знака вправе обратиться в уполномоченный суд Республики Узбекистан и установить запрет на импорт (ввоз) подделки лекарственного средства на территорию Республики Узбекистан. Решение суда является основанием для установления запрета со стороны таможенных органов Узбекистана на ввоз подделки лекарственного средства в Узбекистан.
Более того, владелец товарного знака вправе обратиться в Антимонопольный орган для принятия соответствующих мер в отношении недобросовестных местных импортеров и дистрибьюторов подделки лекарственного средства, как описано выше.
Если обозначение, схожее с Вашим товарным знаком, также зарегистрировано в Агентстве в качестве товарного знака, то единственным способом защиты своего зарегистрированного товарного знака является отмена свидетельства на товарный знак контрафактной продукции путем подачи жалобы в Апелляционную инстанцию Агентства либо в суд. Отмена свидетельства товарного знака контрафактной продукции позволит Вам предпринять последующие меры для установления запрета на производство, импорт и/или продажу контрафактной продукции на рынке Узбекистана.
Нодира Рыскиева, Партнер
ЮФ «Ryskiyeva and Partners»