Этичность судебной деятельности (Б. Оспанова, судья Акмолинского областного суда)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 28.07.2016 20:09 Фото: zakon.kz

Этичность судебной деятельности

 

Ботагоз Оспанова,

судья Акмолинского областного суда

 

Одно из значений понятия «этика» (с греческого - «нрав», «обычай») - это нормы поведения в обществе, в отношениях с другими людьми, предписываемые особым общественным или профессиональным статусом человека.[1]

Этичность судебной деятельности - это принцип построения межличностных взаимоотношений и выбора линии поведения, обязывающий участников процесса проявлять в ходе процессуального общения корректность, вежливость, взаимное уважение, терпимость и порядочность.

Проблема этичности судебной деятельности особо актуальная в настоящее время в связи с имеющим место, к сожалению, дефицитом нравственности, что обусловлено рядом причин, связанных с экономической дестабилизацией в обществе, снижением уровня жизни населения, недостаточной обеспеченностью статуса судьи гарантиями его реальной независимости.

Требование о соблюдении норм нравственности и этики в зале суда и вне его касается всех участников процесса, но, безусловно, особая ответственность в следовании ему лежит на судьях. Еще А.Ф. Кони ориентировал судей на следование в своей деятельности учению о нравственности[2].

Как указано в литературе: «Судья - не профессия, а образ жизни, которому должны быть присущи все нормы нравственного поведения, которыми судьи руководствуются в профессиональной деятельности»[3].

Последствия нарушения судьями при выполнении своих профессиональных обязанностей норм нравственности и этики самые серьезные -умаление авторитета личности конкретного судьи, всего правосудия и, главное, нарушение прав граждан, влекущее их разочарование в духе и букве закона.

Этические аспекты поведения судьи особенно наглядно проявляются в его общении с участниками судопроизводства, а также коллегами и гражданами. Во исполнение положений Кодекса судейской этики, судья не должен проявлять неприязнь, нетерпимость, предвзятость, несдержанность по отношению к личности человека, стоящего перед судом, и к другим участникам процесса. Судья обязан соблюдать достоинство, спокойствие, беспристрастность и принципиальность в судебном заседании и во внеслужебной обстановке. Во время судебного разбирательства судье следует избегать ненужных эмоциональных всплесков, нравоучительных замечаний, нотаций и поучений. При это задача суда- «рассудить», а не «осудить». Судья должен быть тактичен и вежлив ко всем присутствующим в равной степени. Примерами проявления вежливости в ходе процесса может быть предложение пожилому свидетелю давать показания сидя, решение допросить первыми женщин из числа остальных свидетелей и т.п.[4].

Не согласимся с высказыванием о том, что суд - учреждение строгое, в котором не место для какой-то изысканной вежливости и особой предупредительности [5].

Председательствующий должен принимать меры к тому, чтобы в процессе общения между собой все участники судебного разбирательства соблюдали этические нормы и правила поведения в государственном учреждении. Справедливо указание, что главное в коммуникативных свойствах личности судьи - не стремление быть принятым в общении, а умение своим видом показать способность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах данного дела. Судья должен уметь подсказать норму поведения, показать противоречивость, логическую неоправданность поведения того или иного лица в суде [6].

У граждан, обратившихся в суд за защитой своих прав, особенно впервые, впечатление обо всей системе правосудия создается на примере поведения конкретного судьи. Необходимо принимать в расчет и особый психологический настрой общества, а именно страх обывателей перед правоохранительными органами и судом, уверенностью в предрешенности каждого дела и безнаказанности «избранных», подсознательным ожиданием демонстрации доказательств беспредела власть имущих и бессилия рядовых граждан. Ситуация усугубляется еще и тем, что в последнее время в ряде средств массовой информации довольно часто допускаются репортажи и статьи, негативно характеризующие институты судебной власти.

В этих случаях, соблюдение нравственно-этических стандартов - неотъемлемая внутренняя составляющая судебной деятельности, не требующая какой-либо мотивации, наполняющая её гуманистическим содержанием и характеризующая культуру судопроизводства с позиции качества.

Требования к этической стороне деятельности судьи нашла свое отражение в Кодексе судейской этики, который является одним из важнейших документов судейского сообщества, определяющий этические начала профессионального и внеслужебного поведения и деятельности судьи.

В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать законы, Кодекс судейской этики, общепринятые нормы морали.

Нарушение требований Кодекса является основанием для применения мер дисциплинарной ответственности к судье.

Изучению проблем судейской этики уделяется большое внимание во многих странах. Этому свидетельствует принятые международные правовые документы: «Основные принципы независимости судебных органов» (1985), «Статус европейского судьи» (1993), «Европейская хартия о статусе судей» (1998). «Бангалорские принципы поведения судей» (2002).

Первым съездом Союза судей Республики Казахстан 19 декабря 1996 года был принят Кодекс судейской этики, который состоит из семи статей, и не охватывает многие аспекты этического поведения судей и те изменения в обществе, накладывающие на судей.

Становление современного казахстанского судопроизводства неразрывно связано с проблемами совершенствования механизма организации судебной системы, повышения доверия граждан к суду, создания облика судьи, соответствующего всем этическим и нравственным требованиям мирового сообщества. Для решения подобных проблем необходима дальнейшая модернизации законодательства о суде, направленная на повышение качества его работы, поэтому назрела необходимость принятия нового Кодекса судейской этики.

В связи с этим, вокруг проекта нового Кодекс судейской этики (далее проект нового Кодекса), идет оживленная дискуссия, в результате которой сформировалось направление: разработка и принятие нового Кодекса судейской этики, ориентированного исключительно на судейское сообщество, то есть, установлена область его применения: все судьи, включая, находящимся в отставке.

Преамбула проекта нового Кодекса построена на трех базовых принципах:

-правосудие включает следование судьей профессиональной этике;

-закрепление стандартов поведения судей;

-основа общественного доверия к судебной власти и качеству правосудия.

В проекте нового Кодекса определен предмет регулирования - обязательные для судьи правила поведения: в процессе отправления правосудия; во внесудебной деятельности.

Указанные правила поведения основываются на: нравственно-этических требованиях; действующем национальном законодательстве; международных стандартах правосудия (поведения судей).

Таким образом, принятие нового Кодекса судейской этики является закономерным шагом в развитии судебной реформы и отражает процесс развития нравственно-этических основ казахстанского судопроизводства.

 

Использованная литература:

 

1. Краткий политический словарь /отв. ред. Л.А. Оников, Н.В. Шишлин - М., 1988. - С. 473.

2. Кони, А.Ф. Указ соч.. - М., 2000. - С. 26.

3. Вель, Ги Де Этика судьи: пособие для судей/ Вель Ги Де, Н.В. Радутная, П. Трюш и др. - М., 2002. - С. 24.

4. Кобликов, А.С. Указ. соч. - С.145-146.

5. Шахов, В. О судебной этике /В. Шахов//Советская юстиция. - 1965. - № 1. - С. 22.

6. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: вопросы и ответы /Ю.В. Чуфаровский.- М., 2005. - С. 148,149.

 

 

 

 

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: