Лента новостей
0

Использование лицензий creative commons в Республике Казахстан (Суворова А.А., студентка 4-го курса КНК им. Курмангазы)

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 11.10.2016 17:12 Zakon.kz

Использование лицензий creative commons в Республике Казахстан

 

Суворова Анна Александровна, студентка 4-го курса КНК им. Курмангазы

 

 

1. Ведение

 

Эффективная охрана прав создателей результатов творческой деятельности - важнейший аспект развития творчества в Казахстане. Основными нормативными правовыми актами в этой области являются: Конституция, Гражданский кодекс и Закон «Об авторском праве и смежных правах». В дополнение к традиционным практика предлагает качественно новые способы защиты, стимулирующие прогресс авторских и смежных с ними отношений, нивелирующие риски незаконного использования произведений и объектов смежных прав в Интернете. Одним из таких новых способов является система «открытых лицензий». В данной статье рассмотрение механизма открытых лицензий предлагается на основе лицензий Creative Commons (далее - «СС»).

Возникновение данного института - адекватная реакция на комплекс накопившихся авторско-правовых проблем. Общество в некотором смысле устало от постоянной опеки организаций по управлению исключительными правами, психологического давления СМИ, аффилиированных с правообладателями, растущих аппетитов творцов, желающих зачастую не столько творить, сколько зарабатывать.

Профессор Лоуренс Лессиг (США) - автор идеи СС и разработчик данного правового механизма - в рамках СС предложил концепцию оптимального сочетания интересов правообладателей и пользователей.

Любой автор или при наличии оснований - обладатель исключительного права - может посетить сайт некоммерческой компании «Creative Commons» , ознакомиться с видами лицензий СС, выбрать подходящую, уплатить символический взнос на развитие организации (в любом размере по своему усмотрению, но не менее трех долларов, возможно и безвозмездное оформление лицензии) и, направив на этот сайт экземпляр своего произведения (объекта смежных прав), получить подобранную для его использования лицензию СС. Например, к электронному документу - произведению науки и (или) литературы - «прикрепляется» специальный машиночитаемый значок (рис. 1), подтверждающий действие лицензии СС на условиях, изложенных на сайте компании «Creative Commons». Этот значок уведомляет потенциальных пользователей о механизме СС и возможности использования объекта способами, соответствующими данному виду лицензии.

Использование лицензий СС имеет ряд преимуществ: простота и доступность, свобода выбора (по модели договора присоединения) и типовое содержание лицензии, возможность бесплатного использования произведений в коммерческой деятельности (в зависимости от вида лицензии).

 

Использование лицензий creative commons в Республике Казахстан (Суворова А.А., студентка 4-го курса КНК им. Курмангазы), фото - Новости Zakon.kz от 11.10.2016 17:12

рисунок 1

 

У лицензии СС «трёхслойный дизайн», популярно (не только для юриста, но и для обывателя) раскрывающий существо данного способа использования и технически обеспечивающий «распознавание» лицензии компьютерной программой (рис. 2)

 

 

Сс-license-layers.png, фото - Новости Zakon.kz от 11.10.2016 17:12

 

рисунок 2

 

Лицензии СС являются неисключительными. Автор, вторичный обладатель исключительных прав могут заключать иные, в том числе традиционные лицензионные договоры.

Нарушение пользователем лицензионных условий, никак не ограничивает правообладателя в возможности обратиться в национальный суд.

Мы считаем, что с точки зрения казахстанского законодательства об авторском праве и смежных правах, которое ничего не сообщает об открытых лицензиях, лицензии СС должны пониматься в смысле договора. Пользователь, присоединяясь к выбранным правообладателем лицензионным условиям, акцептует оферту правообладателя об использовании объекта на определенных условиях. Знание пользователем лицензионных условий предполагается. Хотя, этот вопрос представляется проблемным.

Модель лицензий СС разрабатывалась в соответствии с международными принципами авторского права без привязки к конкретной юрисдикции. В аннотации к каждой лицензии указывается, что передаваемые права сформулированы в соответствии с терминологией Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, Римской конвенции по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, Договора ВОИС по авторскому праву и Всемирной конвенции об авторском праве.

Появление лицензий СС в США во многом связано с требованиями общественности по изменению концепций «copyright», значительным образом ограничивающей права пользователей по использованию чужих результатов творческой деятельности в личных целях. По мнению американских юристов, традиционный институт авторского права предоставляет правообладателям абсолютный режим охраны имущественных прав, препятствующий легальной возможности свободного использования цифрового контента обществом. Вердикты американских судов по авторско-правовым спорам привели к необходимости лицензирования любого, даже крошечного отрывка из трех нот. Примечательным в этой связи является дело Bridgepor v. Dimension Films.

Л. Лессиг справедливо отмечает, что, например, для Интернета концепция «copyright» не применима. Автор абсолютно прав, говоря о том, что любое использование произведения в Интернете создает копию, поэтому проводить аналогию между виртуальным и реальным использованием нельзя. Обращаясь, скажем, к электронной книге пользователь прочитал ее десять раз, однако, при этом разрешалось только пятикратное использование компьютерной программы. Значит, нарушаются авторские права. На первый взгляд, это так.

Подобные ограничения значительно «тормозят» развитие творческой деятельности.

«Сверхрегулирование» душит творчество. Оно притесняет инновации и предоставляет «динозаврам» право вершить будущее. Оно расточает необыкновенную возможность демократичной креативности, порожденной цифровой технологией. В дополнение к этим смертным грехам есть и еще один, немало значивший для наших предков, но кажущийся теперь забытым. «Сверхрегулирование» развращает граждан и подрывает господство закона.

Интеллектуальное «пиратство» - неразрешенное правообладателем копирование произведения. Лорд Мэнсфилд дал следующую характеристику по делу, распространившему действие английского закона о копирайте на нотные записи: «Некто может использовать копию для того, чтобы играть, но он не имеет права воровать у автора прибыль, размножая копии и сбывая их ради собственной выгоды». Важно понимать, что «пиратство» является достаточно сложным и неоднозначным явлением. В современных исследования по проблемам «пиратства» формулируются следующие выводы. Сообщается о том, что «пираты»:

1. тратят на покупку легального контента в три раза больше, чем добросовестные потребители;

2. «помогают» обрести популярность начинающим, ранее не известным авторам и исполнителям;

3. распространяют произведения давно «снятые» с тиража;

4. способствуют росту прибыли правообладателей.

Мы согласны с тезисом о том, что «демонизация» «пиратской» деятельности преувеличена. Считаем, что правообладателям необходимо совершенствовать бизнес-стратегии, делать свой контент более доступным для своих потребителей, применять новые способы защиты авторских и смежных прав. Пользователи зачастую обращаются к «пиратской» версии в том случае, когда не могут приобрести оригинал по разумной цене. Общество «требует» компромисса.

С одной стороны, борясь с «пиратством», мы отстаиваем свои права. Ни для кого не секрет, что основную выгоду от использования результатов творческой деятельности извлекают посредники: издатели, киностудии, звукозаписывающие компании и другие. Сами авторы очень редко могут похвастаться большими прибылями, так как многие из них даже не знают, как и где используются результаты их творческой деятельности. Лицензии СС является компромиссом, способствующим решению ряда вышеперечисленных проблем. Лицензия СС помогает свободно (с разрешения автора), а главное бесплатно заимствовать результаты творческой деятельности. Заимствование является важным фактором для развития творчества.

Успех многих медиа компаний стал возможным только благодаря заимствованию и переработке чужих результатов творческой деятельности.

Ярким примером является история успеха знаменитой компании - The Walt Disney Company. Мультфильмы этой компании, как впрочем, и продукция других подобных компаний тех лет, была в большей степени «построена» на заимствованиях сюжетов, персонажей, музыкальных фрагментов. Кинокомпания во многом обязана своим успехом классическим сюжетам, которые легли в основу знаменитых мультиков.

Для реализации творческих проектов, написания научных статей и проведения исследований важно иметь свободный доступ к тем или иным произведениям, к сожалению, мы часто сталкиваемся с совершенной несправедливостью в отношении использования результатов творческой деятельности. Занимаясь поиском материала для научной работы в интернете, исследователю понадобилась книга (являющаяся общественным достоянием) - текст работы Гесиода «Теогония». Книга была найдена в интернете, но после однократного обращения к искомым фрагментам и их прочтения в режиме on-line повторное обращение к сайту было заблокировано - администратор сайта пояснил: «лимит в 10 станиц исчерпан». Пользователю пришлось взять книгу в библиотеке (дополнительные затраты). Позволяет ли такая методика администратора сайта эффективно предупреждать нарушение авторских прав? Нет, она стимулирует нас (пользователей) либо к дополнительным расходам (на выкуп электронной версии), либо на дополнительные временные и организационные затраты (поездка в библиотеку, поиск литературы, работа в читальном зале), что, в принципе, одно и то же. Возникает и психологический дискомфорт - для кого и для чего создаются современные достижения цивилизации? Подчеркиваем, в данном случае речь идёт не об использовании охраняемого произведения, не об исключительном праве публикатора, а об элементарном прочтении античного источника. Подобный психологический дискомфорт является одной из главных причин борьбы потребителей за социальную справедливость, одной из главных причин глобальной контрафакции.

Подобное ограничение абсурдно - при изучении материального носителя экземпляр «пролистывается» бесконечное число раз, цитируются любые его фрагменты и т.д., такая работа ведется обычно без оглядки на американское, казахстанское или другое авторское право.

Действия администратора сайта в указанном выше случае можно рассмотреть и на предмет соответствия нормам о неосновательном обогащении, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела (пользователя), незаконного воспрепятствования в доступе к информации.

Л. Лессиг прав: чрезмерный контроль над использованием виртуальных ресурсов приводит к необоснованному ограничению права на добросовестное использование произведения. Цивилизационные стандарты начинают препятствовать сами себе - действует известный закон «отрицания отрицания».

Как отмечают специалисты, в ближайшем будущем произойдет окончательное сближение copyright и droit moral.

Концепция личных неимущественных авторских прав все же нашла способ «пробить» себе дорогу в жизнь в странах общего права. Её утверждение в том числе связано с эрой открытых (свободных) лицензий и патентов.

В целях поддержки и стимулирования свободных лицензий в сфере авторского права в конце XX в. создан ряд негосударственных организаций и курируемых ими проектов: проект GNU (создание свободной операционной системы Lunix), организация «Свободное программное обеспечение», организация «Creative Commons» (свободное распространение литературных, музыкальных, фотографических произведений), организация «Science Commons» (свободное распространение научных произведений) и т.д.

 

2. Преимущества института открытых лицензий

 

Компания «Creative Commons» разрабатывает, организует и поддерживает правовую и техническую инфраструктуру, позволяющую максимально повысить творческий потенциал в части создания произведений в цифровом виде, развивать обмен информацией в Интернете, содействует инновациям, предоставляет возможность пользоваться «свободными произведениями культуры» после подписания соглашения (договора присоединения) при соблюдении условий, на которых базируется свободное использование. «Свободные произведения культуры» - это произведения или высказывания, которые могут свободно изучаться, применяться, копироваться и (или) изменяться кем угодно для каких угодно целей. Существует два способа сделать свое творение «свободным произведением культуры»:

Первый способ - передать в общественное достояние («нулевая лицензия»). Способ приемлем для тех, кто желает предложить произведение без каких-либо условий, или хочет пометить произведение в качестве свободного от известных ограничений в части авторского права. С позиции национального законодательства отказ от личных неимущественных прав может быть ничтожным. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы, непередаваемы и неотъемлемы, отказаться от них невозможно.

Второй способ - оформление лицензии СС. Правообладатель сохраняет авторское право и при этом позволяет другим людям использовать произведение при условии, что они указывают авторство, а также соблюдают другие условия, которые определяются в выбранной автором лицензии.

По лицензиям не отчуждаются никакие права, а лишь дается возможность свободно и, как правило, безвозмездно использовать соответствующее произведение. Свободное использование возможно, если потенциальный пользователь примет обязательные условия и заключит соглашение (договор присоединения). После одобрения условий соглашения пользователю открывается доступ к свободному (без уплаты авторского вознаграждения) использованию любого «свободного произведения культуры», например, появляется возможность изучать определенный труд и пользоваться им для создания собственной работы, свободно распространять копии и производные творения и т.д. «Перечень свобод» пользователя зависит от выбранного правообладателем вида лицензии. Их шесть:

- лицензия «С указанием авторства» («Attribution cc by»);

- лицензия «Распространение на тех же условиях - Копилефт» («Attribution Share Alike cc by-sa»);

- лицензия «С указанием авторства - Без производных» («Attribution No Derivatives cc by-nd»);

- лицензия «С указанием авторства - Некоммерческая» («Attribution Non-Commercial cc by-nc»);

- лицензия «С указанием авторства - Некоммерческая - Копилефт» («Attribution Non-Commercial Share Alike cc by-nc-sa»);

- лицензия «С указанием авторства - Некоммерческая - Без производных» («Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd») (рис.3).

 

Использование лицензий creative commons в Республике Казахстан (Суворова А.А., студентка 4-го курса КНК им. Курмангазы), фото - Новости Zakon.kz от 11.10.2016 17:12

рисунок 3

 

Тенденции свободного использования охватили не только авторское право. Известны случаи, когда крупные компании «открывают» свои патенты ради достижения всеобщих целей: улучшения экологии, скорейшей ликвидации последствий техногенных или природных катастроф, опережения конкурентов на рынке высоких технологий и т.д. Отметим некоторые примеры известных открытых проектов, удобство, польза и качество которых достойны восхищения:

- Wikimedia, охватывающий несколько разделов: Википедия - свободная энциклопедия, Викитека - библиотека свободно распространяемых оригинальных текстов, Викиверситет - новая форма интерактивного образования и ведения открытых научных проектов и т.д.;

Большая часть текстового содержания Википедии доступна в соответствии с лицензиями AttributionShare-Alike (CC-BY-SA), которые позволяют всем желающим редактировать, исправлять, использовать, перерабатывать распространяемое по системе СС произведение для создания производных объектов даже в коммерческих целях, до тех пор, пока субъект указывает имя автора и лицензируют производное произведение на тех же условиях.

- WebKit - свободный «движок» для отображения веб-страниц;

- Linux - операционная система с открытыми кодами.

Самым примечательным в этой тенденции является повышение значимости личных неимущественных авторских прав. Пользуясь свободным достижением культуры, потребитель обязуется ссылаться на автора и не искажать произведение без советующего разрешения (в зависимости от типа лицензии). Предоставляя свое произведение в свободное пользование, правообладатель теряет возможность получить выгоду от его использования, но приобретает широкую известность, укрепляет собственную репутацию, способствует развитию творчества. При этом не страдает право на обнародование. Так как предоставление произведения в свободное пользование связано с оформлением лицензии, то обнародование нового произведения происходит тогда, когда автор этого пожелает (никаких отличий от традиционной процедуры).

Некоторые нюансы существуют в отношении права на отзыв. Эти особенности связаны с тем, что решив однажды предоставить свое произведение в свободное пользование, передумавший автор легко может прекратить лицензию, но отозвать свое произведение и проконтролировать распространение копий сделанных до отзыва, практически невозможно.

В Казахстане популяризация лицензий СС началась относительно недавно. Активное внедрение института открытых лицензий ведется под патронажем Премьер-Министра страны К.К. Масимова.

17.09.2012 г. в алматинском «Доме Дружбы» состоялся семинар, посвященный развитию и популяризации казахскоязычного контента в сети Интернет. Семинар организован фондом «WikiBilim» при поддержке Комитета по языкам Министерства культуры и информации РК.

Проект «Казахская Википедиа» общественного фонда «WikiBilim», реализуемая при генеральном спонсорстве АО «ФНБ «Самрук-Казына», имеет широкую аудиторию и покорил рубеж в 160 тысяч статей, поднявшись в рейтинге языков Википедии на 30 место. С начала реализации проекта количество статей казахской Википедии выросло в 20 раз. Выросло и количество просмотров, достигнув пятимиллионного рубежа.

Помимо этого, было представлено казахское издание книги Лоуренса Лессига «Еркін мәдениет» («Free Culture», «Свободная культура»). Книга посвящена теме переосмысления института авторского права в целях свободного распространения культуры и развития творчества. Издание опубликовано с предисловием Премьер-Министра РК К.К. Масимова, а также со специальным обращением автора к читателям. Данная книга стала первой в Казахстане, выпущенной по лицензии СС.

Фактом признания в Казахстане лицензий СС стала презентация проекта «Открытая библиотека Казахстана» iKitap.kz. Библиотека представляет собой веб-портал с большой коллекцией книг, аудио- и видеоматериалов, опубликованных по лицензии СС. Большую часть коллекции составили материалы, изданные по государственной программе «Культурное наследие». Портал отличает уникальное для казахстанского интернета онлайн-приложение для чтения и работы с тестами книг. Проект в перспективе должен стать крупнейшей казахстанской электронной библиотекой, основанной на передовых достижениях распространения онлайн-книг. Следующим этапом стала презентация универсального онлайн-словаря казахского языка, который можно встроить в качестве отдельного модуля в структуру любого сайта.

Менеджерами проекта по внедрению СС в Республике Казахстан были подписаны договоры с наследниками более чем 20 классиков казахской литературы: Мухтара Ауэзова, Бауыржана Момышулы, Мукагали Макатаева и другими. Первым, кто передал труды в свободный доступ стал сын Мухтара Ауэзова. Мурат Мухтарович Ауэзов передал все 50 томов сочинений великого классика, выбрав лицензию: «No Derivative Works и Non-Commercial» (некоммерческая, без производных).

 

3. Выводы

 

Использование лицензий СС с каждым днем становится все более популярным и это естественным образом приводит к необходимости комплексного регулирования и внедрения конструкции открытых лицензий в законодательстве РК.

Опыт Российской Федерации по внедрению лицензии СС нам представляется удачным и наиболее рациональным. Российским законодательством современные тенденции, связанные с применением открытых лицензий восприняты позитивно, в октябре 2014 года вступили в силу новые изменения в ГК РФ. Согласно п. 41 Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Четвертая часть дополнена статьей 12861 «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства». Согласно этой статье открытая лицензия - это «упрощенный вариант» лицензионного договора, по которому предоставляется простая (неисключительная) лицензия. Статья 12861 органично вписывается в общую стройную систему ГК РФ и позволяет адекватно разрешать споры, связанные с использованием открытых лицензий.

Введение отдельной статьи, регламентирующей отношения по свободному использованию произведений, мы считаем необходимым условием гармонизации национального законодательства с новыми общепризнанными институтами права интеллектуальной собственности.

Наличие качественного нормативно-правового базиса: института личных неимущественных прав, развитие концепции добросовестного использования и внедрение отдельной статьи регламентирующей правила использования открытых лицензий - наиболее разумный правовой механизм в борьбе с пиратством и иными видами нарушения авторских и смежных прав. Мнение о том, что «личные неимущественные права авторов не являются неустранимой помехой (курсив наш. - А.С.) для распространения произведений на условиях свободных лицензий», представляется странным. Исторически разработчиками механизма открытых лицензий особое внимание уделялось соблюдению «моральных прав». Отметим, что без соблюдения принципов добросовестности и разумности при использования произведения на условиях открытой лицензии данная конструкция теряет всякий смысл.

Внедрение лицензии СС в законодательство РК сопряжено со следующими проблемами.

1. Правая безграмотность, низкий уровень правовой культуры. К сожалению, основная масса авторов и исполнителей совершенно не владеет информацией о своих правах в сфере интеллектуальной собственности, не знакомы с содержанием даже основных норм Закона «Об авторском праве и смежных правах». В целях повышения правовой культуры граждан, считаем разумным внедрение специальных образовательных программ, что соответствует положениям Государственной программы развития образования и науки РК на 2016 - 2019 годы от 31.10.2015 г.

2. Неверное понимание правообладателями и пользователями природы открытых лицензий. Правообладатели опасаются распространять свои творения по лицензии СС, а пользователи ожидают «манны небесной», которая ни к чему не будет их обязывать и позволит извлекать доход.

3. Апатичность законодателя в вопросах реформирования национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Субъекты авторского права и смежных прав хотят получать выгоду от использования третьим лицами их результатов творческой деятельности. К сожалению, проконтролировать использование произведений все более проблематично, особенно в сети Интернет. По мнению разработчиков института СС очень часто авторы и исполнители сами заинтересованы в свободном распространении своих творений. По смыслу и букве Закона «Об авторском праве и смежных правах» любое использование объектов авторских или смежных прав должно осуществляться только с разрешения автора или через сотрудничество с организацией по коллективному управлению. Между тем очевидно, что пользователю в некоторых сферах практически невозможно или попросту нецелесообразно заключать договоры с каждым правообладателем. Система Creative Commons предоставляет возможность правообладателям самостоятельно определить степень защиты прав на произведение, а также четко и определенно дает понять пользователям, чтó они могут делать с произведением в рамках лицензии по которой оно распространяется.

Формирующийся сегмент (лицензии СС) отвечает духу авторского права, способствует целям авторства, позволяет осуществлять разумный контроль над использованием произведения (вести учет количества выданных лицензий, следить за тем, какой вид лицензии для пользователя является предпочтительным и т.д.). Мы согласны с мнением, «что единственное, чего не хватает этой системе - закрепление за авторами права на информацию о судьбе произведения… Целесообразность его закрепления в законе или международном договоре мотивируется современными тенденциями гражданского оборота объектов интеллектуальной собственности» .

В связи с вышеизложенным, считаем, что внедрение института открытых лицензий в национальное законодательство Республики Казахстан способствует:

1. развитию творчества;

2. оптимизации процесса управления правами;

3. популяризации произведений, распространяющихся по лицензиям СС;

4. нивелированию рисков незаконного использования результатов творческой деятельности (произведение распространяется с применением специальных «машиночитаемых» значков);

5. гармонизации гражданского законодательства в рамках ЕАЭС;

6. появлению новых менеджмент-моделей управления исключительными правами.

 

См.: Тодд Д. Цифровое пиратство. Как пиратство меняет бизнес, общество и культуру. - М.: Альпина Бинес Букс, 2013.

https://creativecommons.ru - официальный сайт СС.

См.: Войниканис Е. А. Правовые аспекты использования Creative Commons в действующем законодательстве РФ // https://creativecommons.ru/sites/creativecommons.ru/files/docs/material_po_creative_commons_voynikanis_ispravlennyy.pdf

Тодд Д. Указ. соч. С. 67.

Лессиг Л. Свободная культура / Пер. с англ. - М.: Прагматика Культуры, 2007. С. 151.

Там же. С. 145 - 150.

Там же. С. 189.

Там же. С. 45.

См.: О пиратстве начистоту (очерк правовых идей) // https://lexdigital.ru/2013/099/

Братусь Д.В. Естественно-правовая природа личных неимущественных авторских прав: Дис. … магистр юриспруденции. - М., РГАИС, 2012. - С. 82.

См.: Филлипс Т. Контрафакт. Шокирующие подробности криминальных рынков / Пер. с англ. А.П. Бухтиярова, Л.А. Болховитиной. - М.: Вершина, 2007.

Братусь Д.В. Указ. соч. С. 83.

Там же. С. 84.

См. доп.: Мотылева В.Я. Нетрадиционные способы распоряжения исключительным правом на объекты авторского и патентного права // Тезисы докладов участников Научно-практической конференции «Национальная инновационная система и значение правовой охраны интеллектуальной собственности в ее развитии». - М.: Роспатент; ФИПС, 2011. - С. 108 - 114.

https://creativecommons.ru.

Савельев А. Комментарии на предлагаемую в проект изменений в часть 4 ГК РФ концепцию регулирования отношений, возникающих в связи со свободным использованием и распространением объектов авторских прав // https://privlaw.ru/files/kommentarii.pdf.

См.: Братусь Д.В. Указ. соч. С. 129.

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: